Библиографическое описание:

Тлеукабылова Ж. Т. Актуальность жанра эссе в свете требований к формированию творческих способностей учащихся на уроках казахского языка в русской школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 81-83.

Произошедшие за последние годы в нашей стране и во всем мире экономические и социальные изменения требуют от современного человека не только глубоких знаний, но и проявления самостоятельности, инициативности, способности оригинально мыслить, творчески подходить к решению сложных жизненных задач, нетрадиционно поступать в той или иной ситуации. В связи с этим учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной языковой личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Ведь «человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своем пути, способен к их исправлению» [1].

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие же творческих способностей учащихся возможно только при условии включении их в самые разнообразные виды творческой деятельности, так как «именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» [2, c.5]. В основе творческой учебной деятельности обязательно должен находиться познавательный интерес. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Именно навыки, приобретенные с помощью познавательного интереса, рождают способность человека к творческому труду, к творческому решению различных задач и проблем.

Таким образом, творческая познавательная деятельность предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширяет и углубляет знания, способствует активизации познавательных и творческих сил учащихся, повышает самостоятельность школьников в овладении знаниями, вследствие чего у учащихся развиваются навыки самостоятельного продвижения в информационных полях, готовность к работе с различной информацией, а также умение анализировать, критически мыслить, способность грамотной оценки ситуаций и быстрого нахождения компетентного решения, что и приводит к формированию и развитию творческого мышления, дающего принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Возможность развивать способность и готовность учащихся осуществлять текстовую деятельность на языке, проявляя при этом творческие способности, компетентность и свободу личности дают письменные творческие работы.

Согласно мнению Бутаковой Л.О, письменная творческая работа учащихся, как и любой текст, – «это конечный, зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т.е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах» [3,c.23]. Письменные творческие работы постепенно приводят к формированию языковой личности обладающей индивидуально – авторским стилем, личности, способной письменно выразить свои мысли, чувства в слове – и выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира. Ведь возможность выразить свое особое, неповторимое в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека.

Но анализ письменных работ учащихся показывает достаточно низкий уровень владения письменной речью, что проявляется в неумение учащихся формулировать основную мысль, делать вывод на основе всего текста, обеспечивать связность внутриписьменного текста, структурно и логически правильно оформлять текст . Но самое главное, в суждениях учащихся при работе с текстом отсутствует творческий аспект, что выражается в неспособности критически оценить проблему, посмотреть на проблему с оригинальной точки зрения, привнести в речь иные (в отличие от традиционных) языковые средства и речевые способы (стиль, тип и т.д.).

В значительной степени это связано с отведением письменному выражению мыслей в процессе коммуникации роли вспомогательного средства обучения, с неуделением должного внимания формированию и дальнейшему развитию у учащихся приобретенной ранее коммуникативной компетенции, а также тому, что письменная речь, в отличие от устной речи, предоставляет возможность более глубокого осмысления высказывания и всегда более четко структурирован, так как требует последовательного и логичного изложения информации во избежание неправильной интерпретации.

В системе развития письменной речи среди важнейших с точки зрения соответствия образовательным, воспитательным и развивающим задачам обучения и значимых в опыте современной массовой коммуникации определен жанр эссе. Эссе – один из актуальных жанров речевой общественной практики, которому свойственны особая расположенность к фактору адресата и повышенный субъективный статус, специфика плана содержания и плана выражения которого соответствует триединой задаче обучения, развития и воспитания.

Выбор же в качестве предмета обучения речевого высказывания в форме эссе обусловлен также всё возрастающей значимостью этого жанра в жизни современного общества, реализацией в различных областях жизни и большим воспитательным потенциалом. Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и изучаемый язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.

Эссе как жанр сочинения считается наиболее эффективной формой развития навыков письменного изложения своих мыслей, способствующий развитию творческой свободы учащихся посредством возможности действовать от «своего собственного лица», так как для эссе характерен личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, что позволяет учащимся выразить свою точку зрения, субъективную личную оценку предмету рассуждения и возможность творческого, оригинального освещения.

Учитель-практик, известный методист Литвинов В.В. писал, что подобные жанры «исключают по своему характеру механическую компиляцию чужих мыслей, конгломерат чужих формулировок и фраз» [4,c.94]. Эпштейн М.Н. в «Законах свободного жанра» писал, что в эссе отражается «новое мышление», которое «должно возвыситься над всякой интеллектуальной и профессиональной ограниченностью, пересечь барьеры, разделяющие научное, художественное и обыденное сознание…» [5,c.152]. Карнаух Н.Л. утверждал, что «обучение учащихся этому виду работы способствует развитию самостоятельности мышления, поиску форм творческого самовыражения» [6]. Ведь эссе требует от учащихся свободного владения темой и определенной смелости во взглядах и суждениях, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. В возможностях эссе воплощаться в различные литературные формы: моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь, письмо и многие другие разновидности, что дает свободу действий учащимся при выборе форм работы для самореализации творческих способностей.

Жанр эссе сегодня актуален в свете современных требований к школам, которые «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают» [8,19]. Учащиеся в ходе написания эссе ведут своего рода внутренний диалог (оценивают утверждения, доказательства и поддержки, предположения, скрытые аргументы и внутренние противоречия) и приходят к тому, что одна точка зрения становится более предпочтительна, чем другие, притом, что остальные люди могут с ней изначально не соглашаться.

Эссе – это спор с миром и поэтому рамках эссе учащиеся могут поспорить и засомневаться в том, что другие считают правильным и целесообразным, вступить в полемику, чтобы доказать узость чьих-то взглядов или наоборот поддержать их правоту. Но гораздо важнее – используя основные категории анализа, выделяя причинно-следственные связи, иллюстрируя понятия соответствующими примерами – аргументировано и четко доказать свою правоту, так как именно эссе должно содержать убеди­тельную аргументацию заявленной по проблеме позиции. А краткость формы вызывает у школьников необходимость работы над четкостью изложения основной мысли, системой аргументов к ней, выбором композиционного решения, применением риторических и общих средств выразительности.

Метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения, подбор аналогии, использование всевозможных ассоциаций, уподоблений – это далеко не полный арсенал художественных средств, которые должен учиться применять ученик в процессе работы над эссе. Вместе с тем в эссе должно преобладать внутреннее смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора. Работая над этим в своих творческих высказываниях, учащиеся тренируют мыслительные и речевые умения, тем самым совершенствуется речевая компетенция учащихся.

Свободная же композиции данного типа сочинении позволяет даже самые сложные философские вопросы излагать обычным разговорным языком. Однако это совсем не означает, что писать эссе легко. Поиск оригинальной идеи даже на традиционном материале накладывает огромную ответственность на учащихся. При анкетировании старшеклассников на степень сложности написания различных видов сочинений они отнесли эссе к самому сложному виду работ, аргументируя тем «чтобы писать эссе нужно быть начитанным, образованным человеком». И все же жанр эссе привлекает учащихся, так как эссе, по мнению учащихся, «обеспечивает свободу мысли», «побуждает нас творить», «творить самому», «можно свободно выражать свои мысли и убеждения», «можно высказывать свои собственные мысли», «предлагать свои идеи», «нравиться размышлять», «учит мыслить», «обсуждать любые вопросы», «выразить свое душевное состояние», «выразить мысли, чувства и переживания о прочитанном», «этот жанр помогает реализовать себя», «помогает открыть творческие способности», «учит логически мыслить, анализировать». Работа над жанром эссе, по выводу учащихся, способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: «умственной активности», «быстрой обучаемости», «смекалке и изобретательности», «стремлению развивать добывать знания», «самостоятельности в выборе и решении задач», «трудолюбия», «способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях».

Эссе также одновременно является формой проверки знаний учащихся, их способности аналитически и творчески подойти к решению поставленной задачи. Существует множество форм использования эссе на уроках:

- эссе как самостоятельная творческая работа по спланированной учителем теме;

- эссе как самостоятельная работа по изученному учебному материалу;

- эссе как вольное сочинение для закрепления и отработки нового материала;

- эссе как вольное сочинение с целью подведения итогов и фиксации мыслей и выводов, которые сформулированы на уроке по теме;

Таким образом, обучение жанру эссе позволяет совершенствовать коммуникативные навыки учащихся и формирует следующие жанровые умения: выбирать оригинальный, нестандартный подход в плане выражения содержания при освещении предмета речи, давать комплексное индивидуально-авторское толкование поднимаемой проблемы, вводить прецедентные структуры для реализации задач высказывания, использовать средства и различные языковые приемы авторской и модальной оценки и т.д.

Одна из исследовательниц жанра эссе, Ольга Вайнштейн, в эссе "Для чего и для кого писать эссе" так определила основную цель жанра: «Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» [7,c.21]. Применение жанра эссе на уроках и во внеучебное время способствует достижению одной из задач, стоящих перед современным образованием – развитие в наших детях качеств творческой личности, так как именно жанр эссе предполагает свободу творчества, позволяет формировать личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно «жить, думать, чувствовать, творить, свершать открытья».


Литература:

  1. Аспанова Н.И. Самореализация личности в процессе творческой деятельности учащихся. http://kollegi.kz/publ/49-1-0-3220.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967г.

  3. Бутакова Л.О. Взгляд на качество письменной речи сквозь призму отношений «автор-текст». // РЯШ.-2000. – №4. – С.4.

  4. Литвинов В.В. Сочинение в старших классах как самостоятельная работа. М.: Учпедгиз.1954.–94с.

  5. Эпштейн М.Н. "Законы свободного жанра", журнал "Вопросы литературы", № 7/1987 г. – 152с.

  6. Карнаух Н.Л. Эссе как один из видов школьного сочинения, журнал "Русская словесность", № 5/2000 г.

  7. Вайнштейн О.Б. «Для чего и для кого писать эссе? Литературная учеба. 1985г. – №2. – 215с

  8. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1991г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle