Библиографическое описание:

Филиппова Н. В. Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 88-89.

Среднее образование в России находиться в состоянии активного изменения, которое сопровождается внедрением новых образовательных и информационных технологий, осмыслением накопленного российского опыта среднего образования, сравнительным анализом его с зарубежным опытом. Российское образование постепенно становится частью единого образовательного пространства.

В целом, профильная направленность математического образования в школах, работающих с одаренными детьми, требуют переосмысления многих позиций во всем образовательном процессе – в содержании, формах, методах и средствах обучения и воспитания одаренных детей.

Структура профильной подготовки будущих абитуриентов технических, экономических или иных вузов на современном этапе вполне определилась, и включает в себя следующие составляющие: гуманитарную, естественнонаучную, экономическую, производственно-практическую. Естественнонаучная подготовка обеспечивает базу для овладения будущими абитуриентами основ наук по выбранной специальности. Она требует решения целого ряда проблем, связанных с оптимальным отбором содержания математики, структурных составляющих, постановкой целей и задач математических спецкурсов, разработкой критериев эффективности процесса усвоения одаренными учащимися предметных, специальных и профильно-ориентированных знаний.

Целью математического образования является получение математических знаний и выработки умения применять эти знания либо в решении прикладных задач, либо в строительстве и перестройке самого постоянно развивающегося здания математики[1].

Основные цели, стоящие перед математическим образованием, Л.Д. Кудрявцев характеризует следующим образом. Будущие абитуриенты должны уметь в пределах своей выбранной и осваиваемой специальности:

  1. строить математические модели,

  2. ставить математические задачи,

  3. выбирать подходящий математический метод и алгоритм решения задачи,

  4. применять для решения задачи численные методы с использованием современных систем компьютерной математики,

  5. применять качественные математические методы исследования,

  6. на основе проведенного математического анализа вырабатывать практические выводы[2].

Характерными особенностями математического образования по работе с одаренными детьми являются:

- непрерывность изучения и применения математики;

- фундаментальность математической подготовки;

- ориентированность курса математики на профильную направленность обучения одаренных детей.

Математическая подготовка таких детей складывается из изучения математики и ее применения по выбранному профилю обучения.

Концепция профессионально-педагогической направленности обучения будущих абитуриентов математики опирается на три фундаментальных концепции[3]:

  1. методологическую концепцию диалектического единства теории и практики;

  2. педагогическую концепцию развивающего обучения (теорию Л.С. Выгодского, заключающуюся в том, что обучение всегда должно опережать уровень достигнутого развития, стимулировать его), спроектированную на процесс профильной подготовки одарённых детей – будущих абитуриентов – адекватно целям этой подготовки;

3) психолого-педагогическую концепцию обучения деятельности, то есть совокупности целесообразных ориентировочных, исполнительных и контрольных операций.

Профильная подготовка по математики должна осуществляться в следующих направлениях: мировоззренческом, психолого-педагогическом, узкоспециальном, методическом. Данные направления должны пронизывать практику преподавания математики одаренным детям на протяжении всего периода обучения.

Для формирования качеств обучения математики можно определить основные профильно-развивающие функции математического образования:

– созерцательно-профессиональные;

– профессионально-обучающие;

– профессионально-прикладные.

Одна из задач профильной направленности обучения математики одарённых детей состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть экономико-прикладным или технически-прикладным мышлением. В последнее время усилилось внимание исследователей в области ранней профилизации обучения математики к проблеме профессионального мышления, формируемого уже в стенах школы[4,5].

Общеизвестна роль логико-математического моделирования в научном познании, которое не только позволяет устанавливать связи в понятийном аппарате наук, но и пополняет их новым содержанием, является существенным способом концентрации дальнейшего развития знания[6]. Посредством математических моделей становиться возможным изучение более глубоких связей и отношений действительности. Математическая модель как совокупность математических структур, отображающих качественно-количественные стороны реального мира, облегчает процесс получения новой информации об исследуемом объекте.

Традиционным методическим принципом преподавания математики в школах России является принцип линейности изложения теории. Этот принцип предполагает последовательное изложение учебного материала, начиная с описания неопределяемых понятий, формулировки аксиом и строгого доказательства теорем и описания приложений соответствующей математической теории.

Основными задачами преподавания математики одаренным детям в школах являются:

- формирование правильных представлений о предмете науки «Математика» и методика обучения математике с профильным содержанием;

- раскрытие роли математики для исследования как экономических, так и технических проблем и процессов в свете профилизации обучения;

- формирование практических навыков и умений у одарённых детей в решении профильных задач;

- знакомство с основными концепциями экономико-математическими и технически-математическими моделями и методами[7].

Таким образом, сущность математического образования одарённых детей состоит в том, чтобы показать учащимся основы и принципы, делающие математику необходимой частью профессиональных знаний как важной составляющей общечеловеческой культуры.

Для улучшения математического образования нужен переход к профильному обучению, который требует смены «качества образования», формирования содержания образования и определения приоритетных способов получения математического образования. При этом формирование информационной культуры будущего абитуриента из сегодняшнего школьника необходимо рассматривать как важную задачу в процессе уточнения содержания профильной подготовки учащегося в области информационных технологий. В этой связи представляется целесообразным особое внимание в курсе «Информационные технологии в математики» уделять изучению и освоению систем компьютерной математики.

Таким образом, для достижения комплексного интегрального применения знаний, полученных при изучении математических дисциплин, направленных на формирование из одаренного ребенка будущего гениального ученого в разных областях науки, необходимо объединить преподавание математики с новыми методами обучения на основе единого принципа профильной направленности.


Литература:

  1. Денисова М.И., Беспалько Н.А. Применение математики к решению прикладных задач// Математика в школе, 1981, – №2. – С.28-29.

  2. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. – М.: Наука, 1980, 143с.

  3. Измайлова А.О., Махмутов М.И. Профильная направленность, как педагогическое понятие и принцип// Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профильно-технической подготовки молодых рабочих. – М.: НИИПТН АПН СССр. – 1982. – С.4.

  4. Бокарева Г.А. Современные системы профильной подготовки студентов. – Калининград, 1985. – 262с.

  5. Вергасова В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. – Киев, Вица школа, 1979, – 215с.

  6. Караперян В.С. Моделирование как компонент деятельности учения: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1981. – 16с.

  7. Оконь В. Основы проблемного обучения.- М. Просвещение, 1990. – 208с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle