Библиографическое описание:

Семенова Н. С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 161-162.

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) задачи вузов по подготовке кадров существенно расширились.

В частности, ФГОС ВПО четко указывает на то, что высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей[1].

Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к вузам (по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной), но в чем-то их мнение вполне обоснованно. Однако, в свою очередь, сами работодатели не стремятся активно участвовать в учебном процессе, не обеспечивают будущему бакалавру (специалисту) хорошую практику, ссылаясь при этом якобы на «вечную занятость». Тогда как у студента же зачастую отсутствует заинтересованность в получении дополнительных навыков и знаний, он пассивно принимает то, что дают.

Мы понимаем, что взаимодействие с работодателями является сложным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в экономической сфере. Также иногда мы в значительной степени мы склонны занижать возможные трудности при трудоустройстве.

Поэтому, для того, чтобы у наших выпускников не возникало трудностей в первые годы работы на предприятии, необходимо устранить большой разрыв между вузовской теорией и тем, что ожидается от выпускников на практике.

На всех уровнях государственной власти сейчас всё чаще говорится о необходимости усилить и укрепить сотрудничество вузов с предприятиями и организациями, что даст возможность студентам получить реальное представление о рабочей обстановке на производстве или в организации.

В связи с этим, в Технологическом институте – филиале ФГБОУ ВПО «УГСХА», взаимодействие с работодателями начинается уже в рамках профориентационной работы, и продолжается в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.

В нашем филиале налажены деловые контакты с работодателями, представителями работодателей многих государственных и бизнес – структур города и области, торговых предприятий таких как: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области, ООО «Димитровградский комбинат мясопродуктов», СПК «Филипповский», ООО «Димитровград – молоко», ООО «Симбирск – Бройлер», СПК им. В.И. Ленина, ЗПСС – филиал ОАО «Ульяновскхлебпром», ЗАО «Тандер» гипермаркет «Магнит», ООО «Спортторг», ООО «Продовольственная компания» и др.

Мы внедрили практику участия работодателей, представителей от работодателей в работе круглых столов, посвященных вопросам практической подготовки студентов и трудоустройства выпускников, разработки учебных планов, мониторинга оценки выпускников, преподавание специальных дисциплин представителями бизнес-структур и др. Следует отметить, что большинство работодателей и их представителей являются выпускниками Технологического института – филиала ФГБОУ ВПО «УГСХА».

Все наши усилия, в первую очередь, направлены на повышение качества подготовки выпускников, в которых важная роль отводится формированию долгосрочных партнерских отношений с работодателями.

Ежегодно мы проводим анкетирование работодателей с целью выявления уровня удовлетворенности и требований работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников нашего филиала.

Выяснилось, что наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности специалиста, по мнению работодателей, оказывают: способность работать в коллективе, команде 80,6%; уровень практических знаний и умений 66,7%; уровень профессиональной общетеоретической подготовки 47,2%, навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ 27,8%, эрудированность, общая культура 27,8%, способность воспринимать и анализировать новую информацию, разные идеи 58,3%; уровень базовых знаний и навыков 36,1%, готовность к дальнейшему обучению 57,1%; нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие 27,8%, навыки управления персоналом 36,1%; осведомленность в смежных областях полученной специальности 27,8%; способность эффективно представлять себя и результаты своего труда 35,7%; владение иностранным языком 14,3%.

Степень удовлетворенности работодателей уровнем профессиональной подготовки работающих выпускников отражена на рис.1.

Рис.1. Удовлетворенность работодателей уровнем профессиональной подготовки выпускников, в %


Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство работодателей отмечают удовлетворенность качеством подготовки выпускников филиала.

Одновременно мы проводим мониторинг и среди студенческого сообщества, выясняя, как они сами оценивают собственные перспективы на рынке труда.

Анализ ответов респондентов показывает, что треть выпускников оптимистично оценивает свои шансы при трудоустройстве 36,8%, и такое же количество опрашиваемых, готовы работать не по специальности (при условии высокого заработка) 36,8%. Тогда как 19,8% согласны работать в любом месте, куда смогут устроиться и лишь 14,0% опрашиваемых испытывают неуверенность в способности трудоустройства на работу.

Мы видим, что большинство студентов не отмечают особого волнения по поводу возможных сложностей при трудоустройстве. Видимо, это связано с тем, что студенты, прежде всего, думают о текущей учебе, а не о перспективах. Однако ситуацию нельзя назвать исключительно благоприятной, так как совсем не беспокоящихся не так много. Поэтому нельзя исключить, что перед нами может встать задача проведения ряда превентивных мероприятий по работе с выпускниками, которые помогут снизить текущую неопределенность и беспокойство.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент квалификация (степень) "Бакалавр"). Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 июля 2010 г. N 17837. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 544.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle