Библиографическое описание:

Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 100-102.

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации межпоколенного диалога, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой станы и каждого народа. Соответственно, на современном этапе модернизация российского образования и повышение качества его рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан.

Совершенствование и расширение системы дополнительное образования позволяет выявить новые грани этой проблемы, новые возможности и пути ее решения.

Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования.

Как показал проведенный нами анализ научной литературы, проблематика образовательной среды учреждений дополнительного образования детей:

  • во-первых, имеет глубокие исторические корни и тесно связана с развитием многих фундаментальных принципов педагогики (например, принципов природосообразности, культуросообразности, народности, единства обучения, воспитания и развития и др.);

  • во-вторых – особенно интенсивно разрабатывается в отечественной педагогике в последние годы.

Проблема образовательной среды в отечественной педагогике фактически стала интенсивно разрабатываться, только начиная с 1990-х гг. В настоящее время в отечественной педагогической литературе имеются различные точки зрения на сущность и содержание дополнительного образования детей. Одни авторы рассматривают дополнительное образование детей как составную (вариативную) часть общего образования. Другие – как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. При этом и те, и другие, как правило, солидарны в том, что это – мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В 2008 году отечественная система дополнительного образования детей отметила свой уже 90-летний юбилей и продолжает развиваться в настоящее время.

Сам термин «учреждения дополнительного образования детей» (УДОД) появился только в начале 90-х годов, когда в 1992 году оно было официально включено в государственную систему образования в связи с принятием первой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании». С этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Вместе с тем, несмотря на большую поддержку, которую ей оказывает государство, этой поддержки все еще недостаточно для выхода на новый качественный уровень, соответствующий современному этапу общественного развития. Во многих учреждениях дополнительного образования детей по-прежнему весь педагогический процесс держится на энтузиазме отдельных руководителей, тренеров, педагогов, влюбленных в свое дело и готовых ради него преодолевать любые трудности. Однако такое положение вещей вряд ли можно назвать стабильным. Кроме того, определенную тревогу вызывают и некоторые количественные показатели развития системы УДОД. Например, некоторые авторы приводят различные негативные факты, имевшие место в системе дополнительного образования детей в последние годы и свидетельствующие о неблагополучном или даже критическом состоянии ряда учреждений. Например, закрытие или перепрофилирование в ряде регионов страны станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов, Центров и Дворцов детского творчества. Вряд ли сегодня можно с уверенностью утверждать, что все подобные негативные тенденции благополучно преодолеваются.

На настоящий момент времени типология учреждений дополнительного образования детей регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Согласно данному «Постановлению», Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Кроме того, выделяются следующие виды государственных или муниципальных УДОД:

- центры: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств); детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

- дворцы: детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

- дома: детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

- станции: станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

- детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

- детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Важно отметить, что, как сказано в цитируемом «Постановлении», для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного. В связи с этим отметим, что до внесения данных изменений, т.е. до 2006 года, в номенклатуру УДОД входили также:

- школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т.д.);

- детский парк;

- музей (детского творчества, литературы и искусства);

- детский оздоровительно-образовательный лагерь;

- клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Количество занимающихся в объединениях, входящих в состав УДОД по статистическим данным составляют: 2006 год – 8 369 397 человек, 2010 – 8 275 377 человек. При этом количество учреждений дополнительного образования детей всего по РФ: в 2006 г. – 8 919; в 2010 г. – 8 762, в которых общее количество объединений (кружков, секций, клубов и т.д.) в составе УДОД составило: в 2006 г. – 552 627; в 2010 г. – 545 588. Анализ приведенных данных позволяет говорить о том, в последние годы наблюдается уменьшение общего количества УДОД, подведомственных системе образования РФ. Аналогично, после резкого роста количества занимающихся в подобных УДОД в 2006 г., в последнее время наблюдается некоторый спад. Разумеется, указанные тенденции могут быть обусловлены многими различными внешними факторами, анализ которых выходит за рамки нашего исследования: например, известной «демографической ямой», перераспределением числа УДОД и количества занимающихся в них между системой образования и иными структурами (поскольку, УДОД фактически функционируют не только в системе образования, но и в системах культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций и т.д.). Однако в любом случае имеющиеся данные не дают повода для однозначно позитивной оценки современной ситуации с развитием УДОД.

В некоторых источниках отмечается, что, «важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25%, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю». Не разделяя приведенные оптимистичные утверждения в полной мере (поскольку, как хорошо известно, в России существует масса скрытых, латентных способов придания коммерческой направленности образовательным проектам – «спонсорство» родителей, оплата «дополнительных расходов» и т.д.), тем не менее, согласимся с тем, что весьма существенная часть системы дополнительного образования детей действительно является широко доступной и в значительной степени финансируется из государственных и иных, внешних по отношению к обучающемуся и его семье, источников. При этом имеющиеся в литературе данные позволяют утверждать, что в последнее десятилетие наблюдается определенная стабилизация соотношения платного и бесплатного дополнительного образования детей.

Итак, в настоящее время известно множество форм УДОД, и их разнообразие в полной мере соответствует самой сущности дополнительного образования, его вариативности. Вместе с тем, с другой стороны, подобное разнообразие, естественно, несколько затрудняет разработку педагогических моделей образовательной среды, общих для всех указанных видов УДОД.

Вместе с тем, сам факт того, что система дополнительного образования детей, при всех отмеченных недостатках и негативных тенденциях, вышла на очень мощный, массовый уровень, также не вызывает сомнений. Так, по данным статистики официального сайта Министерства образования и науки РФ по состоянию на 1 января 2011 года в учреждениях дополнительного образования детей (по-видимому, подведомственных системе образования РФ, работало (в целом по РФ) свыше 300 тысяч различных педагогических работников, включая свыше: 15 тысяч руководителей УДОД, 185 тысяч педагогов, 53 тысяч тренеров-преподавателей, 15 тысяч методистов, 10 тысяч педагогов-организаторов, а также 744 социальных педагога, 1 904 педагога-психолога и свыше 17 тысяч иных педагогических работников; из всех педагогических работников 196 828 (65,37%) имеют высшее образование, 15 000 (4,98%) – незаконченное высшее и 72 389 (24,04%) – среднее специальное. Таким образом, современная система дополнительного образования детей представлена мощным корпусом педагогов, тренеров, психологов, методистов и т.д.

Рассматривая количественные показатели развития системы дополнительного образования, можно констатировать, что имеющиеся здесь данные зачастую разнородны, неполны, трудно сопоставимы, а иногда и противоречивы. Данным трудностям, безусловно, способствует разрозненная ведомственная принадлежность УДОД. Так, в настоящее время учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи и молодежной политики и др.

Тем не менее, систематизация и обобщение имеющихся данных позволяет получить определенное общее представление о состоянии и некоторых тенденциях развития дополнительного образования детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle