Библиографическое описание:

Парпиев О. Т., Имамназаров Э. Д. Педагогические игры и их возможности в профессиональном обучении [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 149-150.

Явления, происходящие в социально-экономической, политической, культурной и нравственной жизни республики предполагают интенсификацию реформ, направленных на формирование и развитие социально ориентированой риночной экономики. Одним из важнейших условий углубления реформ является оптимизация процесса образования, подготовка высоко квалифицированных кадров, развитие профессиональной и педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения. Сегодня одной из актуальнейших задач является подготовка свободно мысдящих, обладающих высокими морально-нравственными качествами преподавателей профессионального обучения для системы среднего специального профессионального образования, разработка современных форм, методов и средств формирования их профессиональных навыков и умений.

Интенсивное развитие науки и техники, изменения в области техники и технологий, увеличение потока информации требует своеобразного подхода к подготовке будущих преподавателей профессионального обучения в высших образовательных учреждениях. Что, в свою очередь, предполагает акцентирование внимания на развитие профессионального и педагогического мастерства тех, кто занимается здесь обучением и воспитанием. Одной из важных условий реализации данных требований является разработка и внедрение новых методик и технологий формирования профессиональных навыков и умений.

В постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 400 “О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров для учреждений среднего специального профессионального образования” от 4 октября 2001 года подчеркивается, в частности, необходимость “... широкого использования на занятиях новых педагогических технологий, методов интерактивного, критического мышления [1].

Педагогические игры важны в процессе подготовки будущих специалистов к творческому исполнению своих обязанностей и будущей профессиональной деятельности. Педагогические игры классифицируются по характеру деятельности, по характеру педагогического процесса, по технологии (методики) организации, по игровому кругу, по уровню проблемности, по коммуникативному взаимодействию, по применению технических средств, по виду профессиональной деятельности [2].

Педагогические игры, обычно, предусматривают активизацию и развитие обучаемых, формирование у них профессиональных навыков и умений.

Различные авторы предпринимали попытки раскрыть сферу и условия применения игр в процессе подготовки учителей профессионального обучения.

Применению игровых методик обучения посвящены работы О.С. Анисимова, Н.Н. Богомоловой, Л.Б. Наумова, Е.А. Литвиненко; проблемы игрового моделирования научно обоснованы и внедрены в образовательный процесс в работах С.Н. Брухина, А.Н. Дахина, М.В. Кларина, Н.П. Аникеева, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, А.М. Новикова, Б.В. Куприянова, Ю.Н. Кларина, В.Г. Мамигоновой, Г.С. Сухобской, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтъева и др.

Г.В. Алферова исследовала педагогические игры как средство интенсификации профессиональной педагогической подготовки; Н.П. Аникеева – как дидактическое средство формирования организаторских навыков; С.Я. Харченко – как активный метод подготовки к воспитательной работе; Е.В. Семенова – как средство формирования коммуникативных навыков; М.А. Ярмолович – как форму активизации познавательной деятельности студентов педагогических высших образовательных учреждений.

Вместе с тем, Н. Азизходжаева, З.К. Исмоилова, Б.С. Нуридинов, Д.Н. Раззоков, У.Қ. Толипов, Ж.С. Хайдаров, С.А. Усманов, И.А. Рахимов и др. проводили научные исследования в области применения педагогических игр в сфере образования для развития личности, в процессе обучения, значения игр в процессе усвоения знаний обучаемыми.

Применение педагогических игр при подготовке будущих преподавателей профессионального обучения к практической деятельности, в первую очередь, повышает интерес обучаемых к учебной дисциплине и знаниям, которые нужно усвоить в ходе занятия. С точки зрения обучения, педагогические игры наряду с педагогическими знаниями, навыками и умениями способствуют формированию методов взаимодействия в процессе совместного коллективного решения задач, поиска решений проблем. Также, педагогические игры обеспечивают усвоение навыков самостоятельного планирования рабочего места, успешного выполнения технологических норм производства, передовых способов выполнения учебно-производственной работы.

Педагогические игры в процессе образования имеют следующие преимущества:

  • обеспечивают преемственность с будущей профессиональной деятельностью будущего специалиста;

  • возможно несколько раз эффективно применить типичные педагогические игры;

  • предоставляют студенту самостоятельно без помощи преподавателя усваивать знания и секреты профессиональной деятельности;

  • предоставляют возможность предотвратить возможные ошибки в будущей самостоятельной профессиональной деятельности студентов;

  • в процессе игры у участников группы развивается способность к коллективному мышлению;

  • появляется возможность апробирования новых форм и правил, структуры, норм и методики управления и др [3].

Навыки, умения и личные качества, формируемые посредством педагогических игр зависят, в основном, от планирования и проведения, а также мотивации, лежащей в основе педагогической игры.

Кроме того, эффективность педагогических игр состоит в том, что участники овладевают целостными системными знаниями, и на основе развития способностей самостоятельного, творческого мышления формируются начальные навыки к будущей профессиональной деятельности, обеспечивается реализация учебного процесса в непосредственной связи с обучением. Именно поэтому педагогические игры считают высоко эффективным методом развивающего и активизирующего обучения.

В процессе педагогических игр студенты выполняют практические действия в соответствии с заданной ролью (учитель – управляющий учебно-воспитательным процессом, учитель – организатор общественно полезного труда, руководитель кружка и др.). Основная задача педагогической игры – это обучение студентов практике принятия решений, основанных на анализе, правильной оценке ситуации и её диагностики в соответствии с теорией педагогической науки. При этом вырабатывается педагогическая техника (общение, мимика, движения, управление своим состоянием, понимание себя и окружающих, взаимосвязь с ними и др.).

Таким образом, анализ опыта применения педагогических игр и имитаций в них, как средства обучения в профессиональной педагогической подготовке будущих преподавателей профессионального обучения создает возможность для формирования важнейших навыков и умений, связи теоретических знаний с опытом, приобретенном на практике, определения направления личного и профессионального развития.


Литература:

  1. Олий таълим. Меъёрий ҳужжатлар тўплами. 2-қисм. – Т.: 2003.– Б. 688.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.

  3. Бозорова С.Д. Таълим жараёнида дидактик ўйинлардан фойдаланишнинг афзалликлари // Касб-ҳунар таълими. – Т. 2009. – № 1. Б. 13-14.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle