Библиографическое описание:

Мальтекбасов М. Ж., Утегенов Е. К., Прокофьева М. А., Куракбаева А. Ж. Критерии сформированности патриотизма у будущих защитников отечества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 28-31.

В настоящее время в педагогической науке остро стоит вопрос о соотношении воспитания, образования и развития. Нередко ставится под сомнение такой ранее фундаментальный принцип образования как его патриотическая направленность. Так, например, некоторые педагоги категорически отрицают воспитание любви к Родине в качестве цели образования, полагая, что это чувство не может быть предметом учебной деятельности.

Другие, главную роль отводят целям просветительским: знакомству с основными концепциями и теориями, объясняющими развитие общества; формированию исторической грамотности на современном международном уровне. Патриотическое направление видится им возможным лишь в корректном сочетании с этими направлениями.

Наш подход совпадает с мнением тех ученых, которые настаивают на том, что содержание школьного исторического образования должно быть направлено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Казахстана.

В процессе работы мы провели экспериментальный опрос, в котором принимали участие 100 педагогов региона (60 – из города Талдыкорган и 40 – из области). Выяснилось, что 99% респондентов видят острую необходимость говорить о патриотическом воспитании школьников. Большинство (78 %) педагогов выражает мнение, что нужна особая методика при решении проблем патриотического воспитания.

Городские и сельские учителя по-разному ответили на вопрос: «Какие средства Вы используете при формировании патриотизма у учащихся»? Их ответы, названные в порядке наибольшего употребления, выглядят следующим образом: 1. Формы уроков – 73%. («Уроки мужества», «экскурсии по родному краю», «интегрированные уроки – история совместно с литературой, музыкой, рисованием, казахским языком»). 2. Средства обучения – 70%. (Технические средства обучения, фотодокументы, наглядная агитация, печатные средства). 3. Учебно-методический комплекс – 39%. 4. Личность учителя – 30%. (Яркое слово, гражданская позиция, патриотизм). 5. Методы и приемы обучения – 21%. Внеклассная работа по истории – 10%.

Результаты опроса показали, что городские педагоги отдают предпочтение средствам обучения, а сельские – формам и личностно-ориентированному подходу.

Важным средством патриотического воспитания является «содержание исторического образования». 76% педагогов полагают, что оно недостаточно наполнено патриотическим компонентом. 24% респондентов считают, что материала патриотического содержания достаточно, а эффективность его воздействия на учащихся зависит от личности учителя и его методических приемов.

Отвечая на вопрос: «Какие трудности Вы испытываете при формировании понятия «Отечество»?» – городские и сельские учителя отметили следующее:

  1. Сложная среда, политический и экономический кризис в стране, трудно в нестабильной стране работать убедительно, воспитывать гордость за свою республику (53% респондентов).

  2. Антипатриотическая направленность СМИ, диктат СМИ над сознанием молодежи, преклонение перед Западом (32%).

  3. Духовный кризис, падение морального состояния общества, нарушение исторической памяти, забвение традиций, обычаев, нравственных ценностей (29%).

  4. Отрицательные жизненные примеры, в том числе семьи (15 %).

  5. Деятельность политиков, органов власти часто противоречит заботе о людях (9%).

  6. Принижение понятий «Отечество», «патриотизм». Последнее подменяется националистическими тенденциями (5%).

  7. «Мало патриотичные» учебники, отсутствие патриотической убежденности у самих учителей (3 %).

В ходе исследования мы попытались выяснить, что вкладывают в понятие «Отечество» современные старшеклассники (опрошено 300 учащихся Х—XI классов школ г. Талдыкорган и области). Полученные данные свидетельствуют, что знание содержания понятия у старшеклассников отличаются фрагментарностью.

Механизм формирования патриотизма личности сложен, противоречив и включает в себя систему его компонентов. Вхождение патриотизма в структуру самосознания личности означает осознание своей принадлежности к определенной национальной общности и осознание своих связей с ней. Утверждение своего «Я» осуществляется через потребности, интересы и мотивы в национальной и межнациональной сфере. Связующим звеном в процессе формирования патриотизма личности является совокупность трех компонентов: мотивационного, познавательного, поведенческого.

Механизм сформированности патриотизма личности невозможно осуществить без определенного знания психолого-педагогических особенностей патриотического воспитания старшеклассников. Ибо данный возраст (ранний юношеский) является наиболее благоприятным периодом для воспитания патриотизма у старшеклассников.

На основе вышеперечисленных компонентов, мы выделяем следующие критерии сформированности патриотизма у старшеклассников:

- оценочно-эмоциональный, характеризуется тем, что личность воспринимает себя как субъекта национальной истории; есть потребности физического самосовершенствования и потребность в самовоспитании на основе развития социальных мотивов.

- когнитивный, для которого важны полнота характеристики понятия «Отечество», «воинский долг», «честь», «достоинство», «мужество» и др. Это также система знаний об обществе, основных моральных и нравственных нормах, правах и обязанностях, уважение истории своего Отечества, своего народа, его традиций и обычаев. Знание и уважение государственной символики своего Отечества (герб, гимн, флаг, Конституция).

- деятельностный, где знания об Отечестве реализуются в конкретных поступках и действиях; также это уровень морально-политической подготовленности; наличие умений и навыков психической саморегуляции и самоконтроля;

- критерий физического развития, как важный составляющий военно-патриотического воспитания, выраженный в сформированности основных физических умений и навыков и общий уровень физической подготовленности.

Таким образом, компонентно-критериальный аппарат нашего исследования можно представить следующим образом:

Таблица 1

Компонентно-критериальный аппарат сформированности военно-патриотических качеств у будущих защитников Отечества


Компоненты

Критерии

Показатели


Мотивационный


Оценочно-эмоциональный


- восприятие себя как субъекта национальной истории;

-потребности физического самосовершенствования;

-потребность в самосовершенствовании и самовоспитании на основе развития социальных мотивов


Познавательный


Когнитивный

- полнота характеристики понятий «Отечество», «воинский долг», «честь», «достоинство», «мужество»и др.;

- систему знаний об обществе, ос­новных моральных и нравственных нормах, правах и обязанностях;

-уважение истории своего Отечества, своего народа, его традиций и обычаев;

-знание и уважение государственной символики своего Отечества (герб, гимн, флаг, Конституция).


Поведенческий


Деятельностный;


Физическое развитие.


- уровень морально-политической подготовленности;

-наличие умений и навыков психической саморегуляции и самоконтроля;

-уровень физической подготовленности;

-сформированность основных физических умений и навыков;


В соответствии с компонентно-критериальным аппаратом нами разработаны уровни сформированности исследуемых качеств школьников как будущих защитников Отечества, которые мы охарактеризовали как высокий, средний и низкий.

Сегодня, на наш взгляд, нельзя военно-патриотическое воспитание понимать узко как допризывную подготовку. Критический анализ имеющегося опыта будущих защитников Родины обнаруживает не только существенные просчеты в его отдельных аспектах, но и приводит к выводу о необходимости пересмотра существовавшей системы формирования готовности подрастающих поколений к выполнению оборонно-защитных функций, что в свою очередь предполагает теоретическое осмысление имеющихся недостатков, поиск практических путей их преодоления.

К недоработкам военно-патриотического воспитания следует отнести и слабое понимание учащимися важнейших морально-политических и морально-психологических понятий, таких как: «мужество», «героизм», «воинская честь», «достоинство» и др., в том числе и таких как «Родина», «Отечество», «патриотизм».

Мы провели мониторинг понимания старшеклассниками содержания морально-политических и морально-психологических понятий, результаты которого нашли отражение в таблице:

Таблица 2

Понятие

Старшеклассники 2007-2008

Старшеклассники 2011-2012.

Родина

95%

90,7 %

Отечество

60%

47,5%

Патриотизм

96,3%

95 %

Мужество

70,5%

61,3%

Героизм

65,2%

63,9%

Воинская честь

48,6%

44%

Достоинство

39,5%

31, 3%


Анализ опыта военно-патриотического воспитания в общеобразовательных школах г. Талдыкорган позволил прийти к выводу, что успех военно-патриотического воспитания учащихся старших классов может быть обеспечен активным участием всего педагоги­ческого коллектива школы в этой работе, широким использованием в учебном процессе упражнений военно-прикладного характера, системой соревнований, предусматривающий регулярное участие всех учащихся, совершенствованием физических и морально-волевых качеств.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет выявление мероприятий военно-патриотического воспитания, которые бы запомнились старшеклассникам, произвели бы на них наиболее яркое впечатление. С этой целью был осуществлен анкетный опрос учащихся X-XI классов (440 чел.) средних школ.

Респондентам было предложено проранжировать проведение в школе мероприятия в соответствии с их значимостью. Анализ показал, что наиболее значимыми формами военно-патриотического воспитания старшеклассники назвали те, которые носят деятельный характер и связаны с физическим воспитанием. В то же время ответы учащихся показывают несоответствие организуемых форм работы в школе с потребностями старшеклассников, они не принимают тех воспитательных усилий преподавателей, которые «отстают» от их запросов. Поэтому только 4,5% учащихся старших классов оценили уровень проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе на «очень хорошо», 41,2% – на хорошо, «удовлетворительную» и «неудовлетворительную» оценку дали соответственно 45,2% и 9,1%.

Анализ ответов анкетирования показал, что подавляющее большинство учащихся осознает практическую необходимость овладения специальными военно-прикладными двигательными навыками, наличия высокого уровня развития морально-волевых и физических качеств. Основная масса респондентов, 67% учащихся X классов и 61% учащихся XI классе указывает, что основной целью, которую они ставят перед собой, занимаясь физической культурой, является развитие физических качеств. И только около 33% десятиклассников и 39% одиннадцатиклассников старается приобретать как можно больше сведений о службе в армии, развивать у себя качества, необходимые воину еще до призыва в армию овладевать военными знаниями, умениями и навыками. Юноши представляли специфику воинской службы, требования, которые армия предъявляет к солдату, в большинстве своем учащиеся старших классов имеют неполные, а зачастую и неправильные представления о службе в рядах Вооруженных Сил.

В ходе педагогических наблюдений выявлялись взаимосвязи патриотического и физического воспитания, патриотического и нравственного, патриотического и гражданского воспитания, качество этого процесса, программно-нормативные и содержательные основы, подбор средств, форм организации и методов данной работы.

Для выявления того, насколько старшеклассники понимают сущность патриотизма и его основные понятия, какие аналогичные качества хотели бы развить в себе, нами был проведен в классах, участвующих в эксперименте, опрос (всего опрошено 170 человек).

Полученные данные проанализированы, распределены на три группы ответов. Результаты нашли отражение в следующей таблице 3:

Таблица 3

Понимание старшеклассниками сущности исследуемых качеств (числовые данные в %)



Понимают

Не ясно понимают

Не понимают

Экспериментальные

27, 1

55,0

17,9

Контрольные

25,2

56,5

18,3


Как видно из таблицы – экспериментальные и контрольные группы идут на одном уровне и больших расхождений в их ответах не наблюдается.

Все полученные данные посредством метода математической статистики были обработаны, определены среднеарифметические значения. Результаты занесены в следующую таблицу:

Таблица 4

Компоненты

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


эксп.

конт.

эксп.

конт.

эксп.

конт.

Мотивационный


-

-

48,4

46,7

51,6

53,3

Познавательный


-

-

38,6

34,5

61,4

65,5

Поведенческий

-

-

41,3

39,2

58,7


60,8


Средний показатель

-

-

42,7

40,1

57,3

59,9


Проведенный эксперимент позволил нам сделать следующие выводы:

уровни сформированности патриотических качеств старших школьников, как будущих защитников Отечества по выделенным нами компонентам и критериям в целом представлены преимущественно низким уровнем, меньшая часть – средним уровнем, высокий уровень сформированности исследуемого качества отсутствует; разница в показателях контрольных и экспериментальных групп незначительна.


Литература:

  1. Утегенов Е.К. Формирование патриотизма в современном Казахстане. Талдыкорган 2010. – 108 с.

  2. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современной России. М., 2001, 396с.

  3. Пионтковский В.В. Формирование патриотического сознания старшеклассников. Якутск, 2002, 162с.

  4. Калимолдаева А. Формирование патриотизма будущих специалистов в целостном педагогическом процессе вуза в современных условиях. Алматы, 2003, 118с.

  5. Алтынбаев М.К. «На страже суверенного Казахстана».// Саясат, №8, 2002, С.11.

  6. 117. Назарбаев Н.А. Выступление на Всеармейском совещании Вооруженных Сил Республики Казахстан.// «Казахстан Сарбазы» («Воин Казахстана»), 10 февраля 2001г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle