Библиографическое описание:

Максютова Г. Ю. Информационные технологии в иноязычном образовании успешного дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 60-62.

на занятии по теме «профессии»: «… когда не было

телефонов и интернета, было много работы

у почтальонов…»(преподаватель) //

«…а что? почта в каменном веке была?..» (г. Чита Елизар 6 лет)


В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показывает, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Организация процесса познания в период дошкольного детства должна создавать такие условия развития, которые повлекут за собой успешное продвижение ребенка в рамках школьного обучения в независимости от индивидуальных различий в умственном развитии.

Двадцатилетний опыт работы доказывает, что раннее обучение иностранному языку способствует лучшему развитию памяти, стимулирует личностное развитие. Воспроизведение ребенком разных языков способствует более совершенному развитию мозга. Детям обучаться намного легче, чем взрослым, они, словно губка, впитывают новую информацию. Если создать ребенку необходимые «языковые условия», иностранный станет его вторым родным языком. Технологии преподавания английского языка для дошкольников разнообразны и интересны. Основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру он познает мир, примеряя на себя различные социальные роли. Именно игровая форма способна заинтересовать малыша в новом для него языке, таком непонятном на первый взгляд. Игра – простейший и очень эффективный способ моделирования действительности, поэтому она занимает важное место в системе обучения. Игра – старейшая и, видимо самая универсальная форма обучения всех живых существ, обладающих интеллектом. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В работе с дошкольниками мы используем разнообразные игры применяя мультимедийное сопровождение: словесные, дидактические, подвижные, музыкальные, пальчиковые, сюжетно-ролевые, игры – драматизации, игры для развития памяти, воображения, мышления, "говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией, АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков, игры-путешествия, "бродилки", простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Для поддержания интереса у детей весь демонстрационный материал к ним надо подбирать и оформлять красочно, ярко. На каждом возрастном этапе идет усложнение игр, в ходе которых в ненавязчивой форме происходит отработка лексики и различных грамматических структур. Дети – дошкольники познают мир через движение. Здесь особую роль играют подвижные, музыкальные и пальчиковые игры, позволяющие в активной форме усвоить лексический материал, соотнося движение и слово [1]. Проблема обучения детей иностранному языку в дошкольном возрасте постоянно находится под пристальным вниманием педагогов и психологов на протяжении многих лет. Современному обществу необходимы инициативные, творческие и хорошо образованные люди, готовые найти новые подходы к решению значимых социально-экономических, культурно-просветительских задач, способные быстро адаптироваться и созидать в информационном обществе. Результат теоретического осмысления должен быть направлен на создание инновационных педагогических моделей, построенных на использовании современных технологий обучения и направленных на «формирование нового типа интеллекта, иного образа мышления, приспособленного к меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям». [4, с.201].

Использование мультимедийных технологий в образовании предполагает выполнение последовательности этапов, которые включают: 1) теоретическое осмысление использования мультимедийных средств обучения; 2) техническую реализацию; 3) функционирование мультимедийных технологий в образовательном процессе. Первый этап является ведущим, так как в его рамках определяется цель использования мультимедийных средств обучения, разрабатывается сценарий, структура изложения учебного материала, отбирается и обрабатывается информационное составляющее. Реализация второго и третьего этапов предъявляет к преподавателю «не только высокопрофессиональных знаний в своей области, но и знаний в области информационных технологий, а также обладание доступными методами и формами организации образовательного процесса с использованием электронно-вычислительной техники» [2].

Преподавание иностранного языка дошкольникам – это период обучения «c начала» до элементарного уровня. Преподавателю нужно соблюдать концентрический принцип в подаче материала. Концентр – это отрезок учебного процесса, на протяжении которого учащиеся должны овладеть определенным комплексом грамматических структур и лексических единиц, данных (и применяемых) в типичных ситуациях общения. Отбор лексического и грамматического минимума, последовательность изложения материала определяется степенью его необходимости для решения той или иной задачи. В период дошкольного возраста допустимо введение грамматического материала лексически, а именно без объяснения правил и комментариев, которое рассчитано на запоминание. Учебный материал отбирается в соответствии со следующими принципами обучения: сознательность, коммуникативность, устное опережение, ситуативно-тематическое представление материала, аппроксимация иноязычной деятельности (т.е. допущение некоторых ошибок в речи, не нарушающих коммуникацию) наглядность [3 с.201].

На сегодняшний день, все программы дошкольных образовательных учреждений направлены на всестороннее развитие личности ребенка (включая разделы физического, музыкального, художественного, эстетического, экологического, нравственного воспитания и др.). Введение во все программы мультимедийного сопровождения позволит ребенку расширить представления о себе, о своих возможностях, достижениях и социальных связях с другими людьми, сформировать Образ Я и эффективнее использовать уникальный дошкольный возраст на благо развития Личности.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;предоставляет возможность индивидуализации обучения.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка.


Литература:

1. Евсеева М.Н. Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. – Волгоград: издательство «Панорама», 2006. – 128с.

2. Зеткина И.А. Студенческий научно-исследовательский педагогический клуб: опыт организации работы / И.А. Зеткина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 10-14.

3. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов–русистов (включенное обучение) \ Под ред. А.Н. Щукина. – М.: Русский язык, 1990. – 231с.

4. Паршина Л.Г. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя музыки средствами мультимедиа в процессе вузовской подготовки / Л.Г. Паршина // Образование и саморазвитие: научный журнал. – Казань, Центр инновационных технологий, 2007. – №4. – С. 48-54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle