Библиографическое описание:

Фадеев О. В., Пешков Д. В. Характеристика и применение технических средств обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 185-187.

Как известно, успешное восприятие тех или иных сведений во многом зависит от их наглядности. Конечно, никакая техника не может заменить живое слово преподавателя, от умения и таланта которого, прежде всего, зависит результат учебного процесса. Тем не менее, современные технические средства значительно расширяют возможности преподавателя по изложению, а аудитория по восприятию учебного материала [2].

Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку компьютерной техники, используемой для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.

По своему функциональному предназначению технические средства обучения подразделяются на три основных группы:


  1. Информационная группа

К информационной группе в основном относится аудиовизуальное учебное оборудование: образовательные фильмы и учебное телевидение, прослушивание текстов, музыкальных произведений, радиовещание, лингафонное оборудование. Подобные средства позволяют, как преподносить учебную информацию, так и усиливать наглядность изучаемого материала.


  1. Контролирующая группа

Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значительной степени освобождается от трудоемких операций, присущих обычным методам опроса, что дает ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономичным (с точки зрения затрат времени).


  1. Обучающая группа

Обучающие возможности ТСО реализуются соответствующими программами, которые разработаны с учетом теоретических знаний в области изучаемого предмета. Наиболее полными являются автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС обеспечивает взаимосвязанную работу различных подсистем, входящих в ее состав и работает в режиме диалога для коллективного использования. АОС используют быстродействие ЭВМ, обеспечивают сохранность и накопление информации, позволяют получить удаленный доступ к массивам информации. Применение АОС позволяет сделать обучение более индивидуальным, способствует развитию творческой активности и сформировать стремление к познавательной деятельности учащихся. Одним из инновационных решений является учебно-лабораторное оборудование, которым оснащаются цифровые лаборатории по различным учебным дисциплинам. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта [3].

Функции компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи той или иной компьютерной технике в полном объеме.

Первая из функций компьютерной техники – коммуникативная или функция передачи информации.

Вторая – управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

Третья – кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.

Четвертая – научно-исследовательская функция связана с преобразованием учащимися информации, получаемой с помощью компьютерной техники с исследовательской целью, с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации [4].

Активное применение технических средств обучения – это не привилегия отдельных педагогов. ТСО стали неотъемлемой частью учебного процесса.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов, устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п. [1].

Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:

  • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

  • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

  • обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;

  • моделировать и имитировать процессы и явления;

  • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

  • повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.

Степень применения компьютерной техники зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, программно – методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования компьютерной техники: эпизодической, систематический и синхронный.

На эпизодическом уровне компьютерная техника используется от случая к случаю.

Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразия ее представления для восприятия, когда педагог продуманно и последовательно включает компьютерную технику в процесс преподавания [3].

Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением компьютерной техники на протяжении всего занятия или значительной его части.

Одна из причин слабого использования компьютерной техники многими педагогами состоит в том, что не все умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования компьютерной техники. И чем дороже по цене и современней становится техника, тем менее охотно многие педагоги склоняются к ее использованию. Современная компьютерная техника не обеспечит необходимого эффекта, если она будет использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, т.е. методически неграмотно. Поэтому необходимо не только знакомить будущего педагога с компьютерной техникой и методикой ее использования на занятиях по данному курсу, но и активно вовлекать компьютерную технику в практические занятия, давать разнообразные задания по ее применению [2].


Литература:

  1. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие – Москва 1998. – 640 с.

  2. Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения: учебное пособие – Москва 1972. – 350 с.

  3. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

  4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие – Москва 2007. – 153 с.


Основные термины: компьютерной техники, технических средств обучения, использования компьютерной техники, применение технических средств, технические средства, разработку компьютерной техники, Функции компьютерной техники, применением компьютерной техники, комплексами компьютерной техники, функций компьютерной техники, помощью компьютерной техники, применения компьютерной техники, технические средства обучения, слабого использования компьютерной, учебного процесса, восприятию учебного материала, уровня использования компьютерной, широкого использования компьютерной, Похожая статья, неотъемлемой частью

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle