Автор: Крекнин Андрей Николаевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)

Библиографическое описание:

Крекнин А. Н. Метод проектов на примере предмета «Музыкальная информатика» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 133-137.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [7,с.3-5].

Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса.

В течение последних 20-30 лет просматривается стойкая тенденция к ориентации на гуманистическую философию как отечественную (Г.С. Батищев, М.К. Мамардашвили), так и зарубежную (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм и др.), центральное место в которой отводится человеку. Такой подход подразумевает интеграцию и гуманизацию изучаемых дисциплин, дифференциацию и индивидуализацию подхода к обучаемым и, наконец, демократизацию всей сферы образования, все яснее наблюдается переход от дисциплинарно-ориентированной системы обучения к проектно-созидательной. Эта система характерна, прежде всего, личностно-деятельностным подходом в обучении. По утверждению И.А. Зимней, основой учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способы этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот подход отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков и умения ради умений. Такой подход особенно важен на современном этапе, когда количество информации растет, и человеческий мозг просто не в состоянии справиться с обрушивающейся на него лавиной знаний, умений, навыков [3, с.18].

Одной из ключевых образовательных технологий, которая на сегодняшней день прочно обосновалась в педагогике, можно считать «проектную деятельность».

Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основе были прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Джон Дьюи, американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [2, c. 58]. Подробнее метод проектов разработан в трудах продолжателя школы Д. Дьюи профессора педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильяма Херда Килпатрика, который писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами учебной программе, «только учитель в процессе работы вместе с учеником должен создавать программу учебных действий» [8, c. 24]. Килпатрик предлагал строить процесс обучения на основе расширения и обогащения индивидуального опыта учащегося, темы при этом следовало брать из окружающей действительности. Главная идея метода проектов у Килпатрика состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно и строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни – все для жизни» [2, c. 24]. Проектное обучение активно применяется в школах США и ряда других стран.

Сам термин «проект» (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) в русском языке имеет два понятия: проект как образ решения; проект как форма организации работ.

Для организации учебного процесса в большей степени применительна вторая формулировка – «проект как форма организации работ». Структура проектной деятельности учащихся сложна и многогранна: она может включать в себя такие виды деятельности как:

  • инициирование проекта;

  • планирование проекта;

  • исполнение проекта;

  • мониторинг и управление;

  • завершение проекта.

При внедрении проектной деятельности преподавателю следует учитывать необходимые требования к осуществлению данного способа практического обучения, среди которых наиболее существенными являются:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

  • интерес учащихся к проблеме;

  • приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • творческая постановка задачи;

  • практическая осуществимость проекта.

Метод проектов и конкурс творческих проектов Н.В. Матяш относит к нетрадиционным методам, которые кардинально меняют отношение учащегося к изучаемому предмету, они пробуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности [4, c. 73]. Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием преподавателя. При работе С. Дворецкий предлагает свою методику организации проектирования [1, c. 17], базирующуюся на учете психологических особенностей современной проектной деятельности. Она предусматривает:

1. Разделение процесса выполнения учебного проекта на отдельные этапы и нацеленность каждого из них на формирование мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к проектной деятельности;

2. Выявление психолого-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с целями и особенностями каждого этапа проектирования;

3. Определение комплекса учебно-методических и программно-технических средств для проектирования.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

При использовании метода проекта в курсе дисциплины «Музыкальная информатика» преподаватель может помочь учащемся раскрыть как огромный творческий потенциал, так и проверить их знания в работе с музыкальным программным обеспечением. При изготовлении музыкального проекта может быть задействовано большое количество компьютерных программ (текстовые редакторы, нотные редакторы, секвенсоры, аудио редакторы, различные плагины (от англ. plug-in) для обработки звука и т.п.), а также музыкальные технические компоненты (микшерный пульт, аудио мониторы, микрофоны, наушники, midi – клавиатуры и т.д.) и соответственно знания и умения студента в работе с этим инструментарием. Преподаватель выступает в качестве координатора, проверяющего выполнение ключевых моментов проекта. Целесообразно также осуществлять периодический контроль над выполнением задания, корректируя его в тех случаях, когда материал может быть еще переработан и возвращен в начальное состояние. Отдельное внимание должно быть уделено критериям поиска информации и возможности внедрения ее в контекст материала и сюжетной линии проекта. Также не следует пытаться уберечь студентов от возможных ошибок, ибо это снижает эффективность подготовки к самостоятельной деятельности. Преподаватель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

К важным факторам проектной деятельности относятся [6]:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитие творческих способностей;

  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Для самореализации учащихся нужно создать ряд условий: стимулирование свободы волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. И здесь методика учебных проектов, как никогда лучше подходит для творческого процесса. Основной акцент ставится на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

Позиция студента предполагает активизацию его самостоятельной деятельности, выполняемой на основе теоретических знаний и практических умений, приобретенных в процессе обучения. Деятельность студента носит творческий характер, в ней проявляются его личностные качества в отношении к содержанию образовательного процесса. Следовательно, проектирование в рамках учебной дисциплины есть целенаправленный и организованный способ выполнения творческих проектов.

Согласно Н.Ю. Пахомовой «…учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей» [5, c. 16].

Как пример можно предложить студентам проект по созданию рекламного ролика. Данный проект имеет два уровня сложности: 1) Рекламный аудио ролик, т.е. ролик, который содержит только аудио информацию. 2) Рекламный видео ролик (короткометражный фильм), содержащий в себе видео и аудио информацию. Работу по изготовлению ролика можно разделить на несколько этапов:

  • 1 этап – Создание идеи главной темы ролика (т.е. то, о чем будет идти повествование). На этом этапе учащемуся следует определить, какая тема была бы актуальна на сегодняшний день, насколько она будет интересна как ему самому, так и другим студентам. Также следует сразу определить наличие и доступность материала по данной тематике. Многие учащиеся, могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы преподавателю желательно иметь “банк тем”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных готовых проектов с соответствующим оформлением, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта.

  • 2 этап – Написание и редактирование текста. В данном случае учащемуся предложено выступить в качестве автора, причем не запрещается пользоваться дополнительными источниками информации (литература, сеть интернет и т.д.), но это не означает, что текст должен быть списан оттуда целиком и полностью. Если учащийся пишет стихи, он может внедрить в проект свои сочинения. Основная цель, которая преследуется на этом этапе, это умение студента работать с литературой, нахождение нужной информации в сети интернет, её систематизации, а также грамотное построение предложений.

  • 3 этап – Запись голоса и последующее редактирование в аудио редакторе (монтаж, удаление шума и т.д.). Работа непосредственно с музыкальным программным обеспечением начинается как раз с третьего этапа. Для осуществления записи и редактирования подойдет практически любой аудио редактор (например, такие как Adobe Audition, Sound Forge, Audacity и т.п.). Одно из самых основных условий качественной записи голоса - это обеспечение полнейшей тишины в помещении, где ведется запись. При записи голоса учащемуся следует сделать несколько дублей. Если проект создается в группе, то заранее нужно распределить текст и записывать каждый голос отдельным треком. Если учащемуся не удается сразу прочитать текст, например, по причине большого объема или волнения, то будет правильным текст разделить на части и писать каждую часть по отдельности, что поможет студенту сконцентрироваться перед записью нового фрагмента. Монтаж готовой записи включает в себя определение удачных дублей и склейку этих дублей в единый звуковой трек. С этого момента все операции, связанные с прослушиванием готового звукового трека, на занятиях следует осуществлять только в наушниках, тем самым студент никому не мешает и в тоже время детализировано слышит все звуковые нюансы, происходящие на записи.

  • 4 этап – Применение специальных эффектов (пространственная обработка, динамическая обработка, частотная коррекция и т.п.) к записанному голосу. На данном этапе можно преобразовать и изменить свой голос до неузнаваемости, если этого требует содержание проект. Например, моделирование голоса ребенка путем метода транспонирования вверх на несколько ступеней. Также настройка частотной характеристики голоса и обработка пространственными эффектами (Delay, Hall, Room).

  • 5 этап – Создание оригинальной музыкальной составляющей ролика (нотный редактор, секвенсор) При создании музыки можно воспользоваться нотными редакторами, такими как Sibelius, Finale, в данном случае учащийся может сочинить свое произведение, записать его нотами и сразу же инструментовать, например, для оркестра. Также данную работу можно осуществить в музыкальном секвенсоре Cubase, где функционал гораздо шире и имеется поддержка музыкальных семплов и библиотек. На данном этапе учащийся, как никогда, может проявить себя в творческом плане и воплотить в жизнь свои музыкальные идеи. При работе над этим этапом можно проследить огромную взаимосвязь с такими музыкальными дисциплинами, как элементарная теория музыки, полифония, инструментоведение, инструментовка, аранжировка.

  • 6 этап – Сведение голоса и музыки в многодорожечной студии (аудио редактор, секвенсор) и финальная звуковая обработка (баланс, частотная характеристика и т.д.) На этом этапе учащийся уже может услышать примерное общее звучание проекта.

  • 7 этап – Создание видеоряда будущего ролика. Для создания видеоряда можно воспользоваться, как готовыми фото и видео материалами, так и создать свои, что опять же даст студенту проявить себя творчески при подготовке видео.

  • 8 этап – Монтаж и редактирование в программе видео редакторе. Для работы рекомендуется использовать ПО Pinnacle Studio, которое предоставит для учащегося широкий спектр рабочих инструментов, а также внушительную библиотеку профессиональных видео переходов, шаблонов, шрифтов и т.д, с помощью которых можно создать фильм, по качеству не отличающийся от того, что мы видим на экранах своих телевизоров. Либо воспользоваться более простым видео редактором Movie Maker, который предустановлен по умолчанию на операционной системе Windows.

  • 9 этап – Сведение звуковой и видео дорожек с последующим сохранением в один из выбранных форматов. Этот этап в принципе является заключающим в процессе создания фильма (ролика), важно выбрать наиболее подходящий формат для просмотра и качества видео. Стоит помнить, что при увеличении качества изображения и звука, непосредственно увеличивается и объем сохраняемого файла.

  • 10 этап – Просмотр (прослушивание) готового ролика, анализ выполненной работы, беседа с авторами и оценка конечного результата. Коллективное обсуждение, экспертиза, оценку и выводы по готовым проектам можно провести на заключительных занятиях с привлечением других педагогов по сопутствующим учебным дисциплинам. Для оценивания учебного проекта предлагается заполнить оценочный лист проекта (Таблица 1), который раздается, как преподавателям, так и студентам.

Таблица 1

Оценочный лист проекта

Название проекта:_______________________________________

Отделение:___________

ФИО участников:_____________________________________________________

_____________________________________________________

Оценочная шкала по 10 балльной системе:

Актуальность выбранной темы:

Практическая ценность проекта:

Композиционная стройность:

Правильность и грамотность выполнения:

Уровень самостоятельности участников:

Текст:

Умение изложить самое интересное и ценное:

Качество записи:

Качество монтажа звука:

Музыкальное сопровождение:

Видеоряд (если есть):

Качество монтажа (видео):

Умение отвечать на возникшие вопросы:

Пожелания:________________________________________________


Замечания:_________________________________________________


Итоговая оценка:



Проектная технология в курсе предмета «Музыкальная информатика» охватывает абсолютно все знания и умения студентов в изученных компьютерных программах, а также позволяет им творчески самореализоваться в музыкально информационной деятельности. Продолжительность данного проекта может составлять учебный год (т.е. по мере изучения программ учащиеся поэтапно продвигаются дальше и одновременно по мере необходимости возвращаются к уже сделанному ранее материалу). А поскольку данный вид деятельности мы рекомендуем осуществлять в парах, где каждый участник может выполнять конкретную поставленную перед ним задачу (например, первый участник придумывает тему и текст для будущего ролика, второй участник осуществляет запись и т.д.), то у студентов развиваются умения и навыки работы в сотрудничестве, а именно:

  • Навыки коллективного планирования

  • Умение взаимодействовать с любым партнером

  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

  • Навыки делового партнерского общения

  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к ученикам, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы, ибо все студенты имеют различные способности к обучению.

Сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным студентам требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны преподавателя. Такие ребята могут воспользоваться уже готовыми материалами (фото, видео и т.д) и изготавливать несложные изделия. Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.

У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Важно, чтобы координатор проекта обговаривал с учащимися ожидаемый результат, как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с преподавателем. Занятия по созданию фильма – видео ролика, должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика.

Данный метод проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способы организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности, как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.


Литература:

  1. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 4. с.193.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. 431 с.

  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

  4. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Академия ИЦ, 2011. 141 с.

  5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4.

  6. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства: учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/ (дата обращения: 18.04.2012).

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  8. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». 2004. № 12. 110 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle