Библиографическое описание:

Каюрова А. Н., Гугуман Т. В., Савина Л. Б. Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 56-58.

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности [1, с.3].

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства. Процесс чтения и понимание текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне нации, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению [1, с.3-4].

«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». Ненашев М. [1, с.4].

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек [1, с.4].

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научиться читать. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильнее рассудка памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребенка память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века [2, с.4].

С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать. Чем характеризуются эти способности? Умением ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживает их. Только приученный к книге ребенок-дошкольник обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного, «проживать его». Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока. Задача взрослого – открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение [2. с. 3].

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для мысленного воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша ожжет не включиться в работу и текст не будет понят[2, с.12].

Слушая литературные произведения, дети, прежде всего, устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшими дошкольниками («Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка» и др.). Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения. Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двухчастной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.) Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки [2, с. 13-14].

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения. Например, нередко дети положительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь», – «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес», игнорируя то обстоятельство, что девочка хитростью побудила его к этому[2, с.14].

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как цикл «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешиваться в события (прерывая чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением «плохого» персонажа и т.п.) Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку из сказки «Теремок» ребенок называет хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка [2, с.14].

Несколько слов об особенностях организации занятий по знакомству детей с художественной литературой. В первую очередь, это свободная атмосфера занятий, позволяющая детям располагаться вокруг читающего взрослого так, как им удобно. Это создание педагогом особого эмоционального настроя, позволяющего детям испытывать радость от встречи с книгой. Во-вторых – особенности в методике, когда воспитатель, обсуждая с детьми содержание прочитанного, использует не столько вопросы на запоминание и воспроизведение сюжета, сколько на понимание смысла и выражение своих эмоциональных впечатлений, типа: «Какое настроение после чтения у тебя возникло? Что тебе понравилось больше всего?» и т.д. Воспитатель включает детей в активную «переработку» прочитанного текста, стимулируя работу детского ума и сердца, например, использует прием «примеривание на себя», спрашивая: «Что бы ты сделал, как поступил?» или предлагая сделать прогноз событий: «Как ты думаешь, что произошло дальше? А что было бы, если бы…?». В-третьих, это активное проживание детьми текста произведения, чему помогает полная или частичная драматизация, разыгрывание отдельных эпизодов, повторное чтение наиболее понравившихся детям фрагментов, создание самодельных книг по сюжетам произведений или композиций (макетов) из игрушек и поделок. Такие макеты дети хорошо используют для свободных игр после занятий.

Литература, как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги. В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения, и не что не должно мешать этому процессу. Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте, нельзя читать во имя чего-то, например, обещанной после чтения прогулки, игры, награды, сладостей и т.д. Не стоит читать постоянно одну ту же книгу, произведения одного и того же жанра (например, сказки). Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи. Выбирать лучше те тексты, языковая основа которых доступна маленькому слушателю, а содержание – интересно. Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда устал, желает смены деятельности. На ночь нельзя читать произведения, будоражащие его психику. Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели [1, с.46].

Воспитатель должен быть убежден в том, что детская литература, которую он ежедневно читает ребенку, – это настоящее искусство, у которого свой объект изображения – ребенок, детство, детская жизнь, своя тематика и специфика. Уметь донести это искусство до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление. Воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности, что она оказывает на человека латентное (скрытое), не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем даст свои плоды. Необходимо убедить родителей в том, что общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Время чтения зависит от возраста, усидчивости дошкольника, его интереса к читаемому, с одной стороны, и возможностей взрослого с другой. Художественное слово может звучать в устном исполнении: сказку можно рассказать, стихотворение прочитать наизусть. Но делать это нужно каждый день, и не только в детском саду, но и дома [1, с.9-11].

Педагогические принципы – это воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Отдельно бы хотелось остановиться на понятии доступность, которое часто трактуется весьма однобоко: доступное, значит, понятное. Обратим внимание на характеристику этого понятия в программе «Детство»: «Доступным произведение является такое, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображений, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновение в замысел писателя». Содержание произведения будет доступным ребенку тогда, когда, прежде всего, доступен будет язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответствовать уровню психического и интеллектуального развития дошкольника и в то же время будет несколько опережать этот уровень [1, с.46].

Ребенок дошкольного возраста постигает литературу только с помощью взрослого. Естественно, что восприятие литературы малышом и взрослым неодинаково, вкусы и пристрастия разные. Формируя круг детского чтения, воспитатели и родители должны попытаться стать на точку зрения ребенка и предлагать ему не только «правильную литературу». Необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и в то же время руководить развитием этих потребностей, вкуса. Читательского интереса. Навязывание той книги, которая интересна только взрослому, именно навязывание, а не убеждение ребенка в том, что книга будет полезна и интересна ему; не сила слова и читательского авторитета взрослого и не формы и методы, привлекающие ребенка к чтению, а аргумент силы могут вызвать у него отторжение книги и привести к воспитанию эстетически глухого поколения.

Не следует также гнаться за количеством прочитанных книг. Важно не это. Важно качество постижения содержания, смысла читаемого, умение оперировать знаниями, полученными из книги, приобретение положительных эмоций, желание продолжить чтение и переживание прочитанного. Именно это, а не количество прочитанных книг ведет к накоплению нравственного и читательского опыта как ребенка, так и взрослого, читающего вместе с ним. Поэтому, обращаясь к взрослым, хочется попросить их заняться тем, о чем мечтал К. Чуковский: «…заняться детьми – читать им, рассказывать, развивать их, звать их к достойной человеческой жизни…» [1, с.55].


Литература:

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003 г.

  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитатетя детского сада / Изд. 3-е, испр. И доп. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999 (Библиотека программы «Детство»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle