Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 3-6.

Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности.

Над проблемой ценностных ориентаций высшее педагогическое образование активно работают: А.М. Булынин, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов и др. Ими выявлены аксиологические приоритеты современного образовательного процесса в высшей педагогической школе, которые используются современной практикой как основополагающие.

Несмотря на все социальные изменения современной жизни, система ценностей высшего педагогического образования развивается и обогащается. Служение Отечеству, уважение к личности человека, необходимость признания его в качестве высшей ценности бытия, верность профессиональному долгу, направленность на служение духовным приоритетам, стремление к творчеству и др. дополняются национальными ценностями образования, составляющими ценностное ядро региональных систем образования.

Исследователями установлены группы ценностей высшего педагогического образования:

  • ценности, связанные с утверждением в обществе, в ближайшей социальной среде;

  • ценности, связаны с удовлетворением в потребности в общении;

  • ценности, связанные с самосовершенствованием;

  • ценности, связанные с самовыражением учителя;

  • ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами [1].

Теоретический анализ источников позволил установить, что категориальный аппарат современной аксиологии включает в себя ценности-цели и ценности-средства, аксиологическую характеристику личности как субъекта ценностных отношений, складывающихся в целостном педагогическом процессе, основные аксиологические категории, отражающие ценностные приоритеты мирового педагогического процесса, а также национальных региональных систем образования.

Контент-анализ источников позволил утверждать, что ценностный подход в значительной мере реализуется в современной теории и практике высшего педагогического образования и тесным образом связан с профессионально-педагогическим, антрополого-гуманистическим, культурологическим подходами в построении концептуальных основ в подготовке учителя. Наиболее разработанными в педагогической аксиологии являются вопросы типологии учителей на основе доминирования профессиональных ценностных ориентаций (Л.В. Разживина), управления развитием ценностных предпочтений педагогов (Л.Х. Магомадова, Г.И. Чижакова), формирования мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии (А.М. Булынин, Е.Н. Шиянов). Важное место в формировании образа педагога отводится ценностям национальной культуры (В.Г. Пряникова, З.И. Равкин).

Имманентно присущие образовательному процессу ценности, как правило, выполняют стимулирующие функции, побуждающие созревание и развитие личных характеристик субъектов педагогического процесса.

В психологии влияние ценностных ориентаций на формирование такого интегрального личностного свойства как направленность личности изучали: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и д.р. С точки зрения В.Н. Мясищева направленность личности есть явно выраженные доминирующие отношения, подчиняющие себе другие отношения и определяющие жизненный путь человека. Б.Г. Ананьев утверждал, что направленность личности определяется ведущими ее ценностными ориентациями. Л.И. Божович ведущим компонентом направленности личности полагала доминирующую систему мотивов в структуре деятельности человека.

В нашем исследовании отмечается, что содержательная характеристика профессиональной направленности студентов раскрывается не только через аксиологические приоритеты педагогического образования прошлого и настоящего. В ней также исследован процесс влияния национальных ценностных приоритетов Восточно-Сибирского региона, (в частности, национальных традиций развития культуры и образования Хакассии), на представления об образе учителя, признание значения его профессиональной деятельности, отношений к ребенку, личностно-профессиональных характеристиках, играющие ведущую роль в нравственном облике учителя и т.д.

Этот процесс отражен в трудах Н.Ф. Катанова, М.И. Боргоякова, М.А. Унгвицкой, С.П. Ултургашева, В.Г. Карпова и др.

Изучение формирующего влияния ценностных приоритетов истории, культуры и этнопедагогики Хакассии на формирование профессиональной направленности личности учителя в известной мере является отличительной чертой проведенного исследования.

Анализ охарактеризованных выше концепций формирования профессиональной направленности студентов позволил выявить, что общим для них является представление о профессиональной направленности студентов как сложном образовании, которое входит в структуру личности и наиболее полно выражает способ ее общественного и профессионального поведения и деятельности, выражающиеся в целях и мотивах личности, ее потребностях, интересах и установках. Как правило, профессиональная направленность студентов в них рассматривается сквозь призму измерения ее конкретных элементов: потребности в профессионально-педагогическом воспитании и развитии; совокупности устойчивых мотивов личности, стимулирующих овладение педагогической профессией; педагогического признания; жизненных установок, намерений и склонностей, связанных с профессией учителя; наличие идеала учителя; самостоятельности и творческой активности в овладении педагогическими знаниями.

Теоретический анализ процесса формирования профессиональной направленности студентов с позиции современного аксиологического подхода к проблемам образования позволяет выделить следующие пути его осуществления:

  • концентрация внимания студентов на базисных педагогических ценностях, присущих теории и практике образования в различные исторические периоды;

  • раскрытие образов ведущих педагогов прошлого и настоящего и их идей, составляющих «аксиологическое ядро» педагогических концепций прошлого и настоящего;

  • системное освоение основополагающих, педагогических категорий и их значение в развитии профессионального педагогического мастерства;

  • использование инновационных и педагогических технологий образования, стимулирующих формирование ценностных приоритетов профессиональной деятельности учителя.

В ходе исследования были выявлены критерии и показатели сформированности профессиональной педагогической направленности студентов на основе ценностных приоритетов, при этом мы опирались на ранее проведенные исследования (Г.И. Аксенова, Е.И. Артомоновой, А.М. Булынина, Л.К. Гребенкиной, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой и др.) [2].

Экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей включало в себя поиск путей и исследования аксиологических ценностей, влияющих, на становление будущего педагога прослеживалась динамика развития аксиологической направленности студентов и выявлялись педагогические условия, позволяющие совершенствовать данный процесс.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в определённой логической последовательности, предусматривающей природу и закономерности процесса формирования профессиональной направленности студентов. Выявив начальный уровень знаний студентов относительно педагогической профессии и её ценности в процессе включённого наблюдения, диагностики суждения студентов о привлекательности педагогической деятельности, мы проанализировали полученный иерархический ряд этих ценностей и на основе этого проследили динамику суждений студентов о привлекательности педагогической профессии.

Анализируя результаты, можно отметить, что ранговое положение одной ценности на разных курсах оказалось различным. Так, например, результативность привлекательности педагогической деятельности возрастало от курса к курсу. В идеале от 58,2% до 65,2% опрошенных студентов считают педагогическую профессию одной из важнейших в обществе и личностно значимой ценностью для себя. Показатель возможности заниматься с детьми и молодёжью увеличивается примерно на 10 % и к пятому курсу составляет 78,4%. Если вначале только 36,1% студентов начальных курсов отмечали творческий характер учительской профессии, то на пятом курсе после прохождения практики в инновационных учреждениях это утверждение подтвердили 80,2%.

Таким образом, результаты показывают, что изменяется удельный вес тех ценностей, которые составляют смысл и сущность педагогической профессии (творческий потенциал, профессия педагога одна из важнейших в обществе, работа с детьми, молодёжью и др.).

Установление исходного состояния ценностных приоритетов профессиональной направленности студентов происходило через психолого-педагогическую диагностику ценностей-целей, ценностей-средств, и при этом было обнаружено, что в иерархии ценностных систем студентов от большего числа предпочтений к меньшему ответы распределились таким образом: здоровье – 76,9%; эрудированность в профессиональных вопросах – 39 %; любовь – 35,9 %; познание – 28,2 %; порядок в делах – 25,6 %; наличие хороших и верных друзей – 20,5 %; хорошая обстановка в стране и в нашем обществе – 19,5 %; рационализм – 19,2 %; честность – 15,3 % и др. Эти ценности оказались наиболее приоритетными для будущих учителей. Завершающим результатом начального исследования идеалов студентов педагогических специальностей явилось то, что студенты ясно выразили свое отношение к ценностным приоритетам учительской профессии таким как: любовь и интерес к детям, справедливость, педагогический такт, терпение и выдержку; педагогическая зрелость и наблюдательность, общительность, находчивость и чувство юмора, гуманность, творчество в работе.

Дальнейшая дифференцированная работа со студентами экспериментальной группы показала, что поскольку достаточно сформированными оказались любовь к детям и увлеченность педагогической деятельностью, то именно эти качества и стали цементирующими профессионально-педагогическую направленность личности будущего учителя.

Само содержание опытно-экспериментальной работы предусматривало следующие направления:

  1. Целенаправленный отбор и структурирование учебного материала по дисциплинам педагогического цикла, позволяющие вычленить гуманистические педагогические ценности, предъявляемые к усвоению студентам.

  2. Организация учебно-практической деятельности студентов. Профессионально значимые качества аксиологических ценностей педагогической профессии выделяются в специальную задачу, в самостоятельное действие, стимулирующее проявление и осознание своей личности, своего «профессионального Я».

  3. Применение технологий, актуализирующих личностный смысл учения и побуждающих студентов к рефлексии и преодолению трудностей.

  4. Применение активных методов учебно-познавательной деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов на основе сравнения себя с другими и стимулирующих развитие самостоятельности и творчества.

Анализ сущности и механизма формирования ценностных приоритетов в профессиональной направленности личности студентов позволил нам конкретизировать содержание педагогических дисциплин, введя в него спецкурсы: «Аксиология и инноватика в педагогической деятельности», «Актуальные проблемы образования в контексте исторических знаний». Были прослежены тенденции развития таких проблем как активность, самостоятельность, свободная школа, социализация и др. Это позволило студентам уяснить сущность гуманистического подхода к личности, ее роли в собственном развитии, обеспечивая понимание важности педагогической диагностики и прогнозирования личности школьника в демократически организованном педагогическом процессе.

В содержании педагогических знаний, развивающих ценностные приоритеты студентов, активно использовались региональные программы по внеаудиторной воспитательной работе, включающие вопросы национального воспитания культуры молодежи. Исследование показало, что данное направление носит информационно-познавательный характер и даёт возможность студенту получить объём знаний по истории и культуре Хакасии, их роли в развитии национальных приоритетов.

Особый интерес у студентов вызвала проблема развивающего обучения в начальной школе и у дошкольников, так как они смогли проследить развитие педагогических идей и их практическую реализацию в практике современной школы.

Проследив функционирование образовательных ценностей в целостном педагогическом процессе профессиональной подготовки педагогов, необходимо отметить, что отличительной чертой этого процесса является устойчивое доминирование в нем ценностей гуманистического плана. Любовь к детям, бережное отношение к эмоционально-психологическому состоянию детей, понимание и желание активного содействия в разрешении реальных проблем жизни детей, чуткое отношение к чувствам родителей и т.д. Именно они устойчиво определяют ценностный характер профессиональной подготовки будущих педагогов.

Проведенное исследование содержит репрезентативный материал, убеждающий в эффективности разработанной модели формирования профессиональной направленности студентов на основе ценностных приоритетов современного высшего педагогического образования.

В исследовании теоретически обоснована необходимость и экспериментально подтверждена реальность влияния ценностных приоритетов на формирование профессиональной направленности студентов психолго-педагогических факультетов; разработаны психолого-педагогические основы процесса формирования профессиональной направленности студентов под влиянием ценностных педагогических приоритетов; выявлены критерии и показатели сформированности профессиональной направленности студентов педагогических вузов, сформированной под влиянием аксиологических приоритетов:

  • знание педагогических идей, отражающих ценностный потенциал всемирного педагогического процесса и умение использовать их в своей педагогической деятельности;

  • овладение студентами современной педагогической аксиологией, понимание ее места, значения, функций в структуре профессиональной подготовки;

  • преобладание смыслообразующих ценностей педагогической деятельности в структуре мотивов, побуждающих студентов к осознанному педагогическому творчеству;

  • устойчивый интерес и активность в личностном освоении ценностного потенциала педагогической деятельности.

Определены педагогические условия влияния ценностных приоритетов на формирование профессиональной направленности студентов. Введение изменений в содержании и технологии педагогического процесса с целью раскрытия смыслообразующих аспектов в профессиональной педагогической деятельности учителя; осознание студентами соответствия особенностей своей личности требованиям педагогического процесса; организация целенаправленной педагогической практики в инновационных учреждениях, способствующей формированию гуманистических ценностных приоритетов в профессиональной деятельности и овладении приёмами их творческой интерпретации; осуществление целенаправленного исполнения практики решения изобретательских задач как стимул актуализации ценностных приоритетов профессиональной направленности студентов психолого-педагогического факультета; проведение спецкурса «Аксиология и инноватика в педагогической деятельности» как специфическая форма развития ценностно–потребностного потенциала студента.

Литература:
  1. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Образование в 12-летней школе: аксиологические основания //Известия РАО. Под. ред. В.А.Сластенина – М.: 2000. – №4. – С.80.

  2. Сластенин В. Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

Основные термины: профессиональной направленности студентов, ценностных приоритетов, студентов педагогических, студентов педагогических специальностей, формирования профессиональной направленности, педагогической деятельности, направленности студентов педагогических, педагогической профессии, ценностных приоритетов профессиональной, студентов педагогических вузов, влияния ценностных приоритетов, процесса формирования профессиональной, педагогического процесса, педагогического образования, высшего педагогического образования, формирование профессиональной направленности, ценностных ориентаций, компетентности студентов педагогических, ориентации студентов педагогических, приоритетов профессиональной направленности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle