Библиографическое описание:

Рубцова А. В. Содержательная основа иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности (продуктивный подход) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 154-156.

Разработка продуктивного подхода в системе профессионально-ориентированного иноязычного образования предполагает развитие концепции его компетентностной составляющей, отражающей специфику продуктивно-направленного учебно-воспитательного процесса, основополагающей позицией которого является развитие личностного потенциала студентов в ходе овладения иностранным языком (ИЯ).

Компетентностную составляющую продуктивного подхода, мы рассматриваем, прежде всего, в ракурсе общепринятой позиций компетентностого подхода, достаточно широко исследуемого в современной отечественной педагогической науке. Мы разделяем мнение о том, что в содержании понятий «компетенция» и «компетентность» реализуются такие профессионально-функциональные проявления личности как: умственные действия, личностные качества человека, мотивы деятельности, ценностные ориентации (установки, диспозиции), особенности межличностного и конвенционального взаимодействия, знания, практическое применение умений и навыков (Н.И. Алмазова, В.А. Козырев, А.П. Тряпицина, Н.Ф. Радионова, С.А. Писарева, Ю.В. Ерёмин и др.).

Кроме того, теория и методология продуктивного подхода нацеливает нас выявление такого рода компетентности, которая, в первую очередь, будет определять интегративно-функциональный характер продуктивной иноязычной образовательной деятельности (центральная категория продуктивного подхода), обуславливая, таким образом, динамику её развития как методологии и технологии учения, то есть развитие соответствующих компетенций, стратегий и приемов овладения ИЯ.

Отметим, что продуктивная иноязычная образовательная деятельность определяется как способность обучающегося к самостоятельному управлению учебно-познавательным процессом овладения ИЯ и включает следующие основные компоненты, представляющие собой основные этапы формирования этой способности в результате реализации этой деятельности: целеполагание, исполнение, самооценка. В основе данной способности лежит механизм рефлексивной саморегуляции учебно-познавательной деятельности. Технологический компонент включает общедеятельностный аспект — общеучебные способы (умения) и предметно-содержательные способы (умения) освоения иностранного языка.

Основываясь на вышеизложенной позиции, мы обращаемся к рассмотрению термина «иноязычная продуктивно-деятельная компетентность», который используется нами для определения понятия «владение методологией и способами продуктивной иноязычной образовательной деятельности», поскольку он адекватно отражает сущность продуктивно-направленного учебно-воспитательного процесса по овладению ИЯ и является семантически прозрачным и компактным.

Иноязычная продуктивно-деятельная компетентность представляет собой способность обучающегося самостоятельно осуществлять изучение иностранного языка с креативно-исследовательских позиций и умение самостоятельно управлять своей продуктивной иноязычной образовательной деятельностью.

Иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность означает способность обучающегося при определённой им самим необходимой для него степени свободы реализовывать индивидуальный творческий потенциал в процессе изучения ИЯ, что в свою очередь определяет его способность непосредственно управлять своей учебной деятельностью от постановки цели (учебной задачи), выбора предметного содержания до контроля и оценки полученного результата. Согласно этой логике, иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность является специальной образовательной целью и продуктом освоения иноязычных знаний и умений в процессе продуктивной иноязычной образовательной деятельности [1].

Обратимся к рассмотрению компетенций, входящих в состав иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности.

1. Иноязычные интеллектуально-деятельностные компетенции (информационно-продуктивная и информационно-познавательная компетенции) обеспечивают общие процессы познавательной мыслительной активности изучающего ИЯ и процессы информационно-познавательной иноязычной текстовой деятельности, направленные на удовлетворение потребности в получении, сообщении и переработке иноязычной информации, содержащейся в тексте.

Так, сформированная информационно-продуктивная компетенция обеспечивают успешность и эффективность поиска-получения-переработки иноязычной информации и создания личностной иноязычной речевой продукции собственных информационных сообщений (устных или письменных).

Информационно-познавательная компетенция имеет существенное значение в процессе овладения ИЯ, потому как обеспечивает развитие обобщенного подхода к изучению различных языков. При этом основу такого подхода составляет общность механизмов речевой деятельности, которая является опорой для сравнения и обобщения закономерностей овладения разными языками.

Обобщённо-деятельностный характер иноязычной информационно-познавательной компетенций означает собой возможность широкого переноса сформированных иноязычных речемыслительных умений на различные виды учебно-познавательной деятельности обучаемого, поэтому в методическом плане ставит проблему корреляции и интеграции задач развития соответствующих умений.

2. Лингводидактические компетенции включают в себя несколько компетенций: компенсационно-поисковую, лингвосистематизирующую и практико-ориентированную компетенции.

Компенсационно-поисковая компетенция используются в целях компенсации недостающих языковых средств. Лингвосистематизирующая компетенция связана с освоением системы ИЯ и культуры. Практико-ориентированная компетенция обеспечивает практическое овладение студентом ИЯ, самостоятельную иноязычную речевую практику, включение в различные ситуации речевого иноязычного общения и использование изучаемого языка как средства выполнения различных функциональных задач.

Исходя из этого, иноязычную продуктивно-деятельностную компетентность мы определяем как методологиче­скую способность обучающегося, обеспечивающую потребности образовательной деятельнос­ти в процессе овладения различными языками. Это объясняется тем фактом, что компетенции, входящие в её состав, имеют свойство широкого переноса, поскольку они ориентированы в широком смысле на работу с текстом как продуктом иноязычной речевой деятельности и продуктом лингвокультуры, что в свою очередь способствуют овладению иноязычной продуктивной текстовой деятельностью и формированию общей языковой и коммуникативной культуры обучающегося. Следовательно, иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность является общеязыковой (или межъязыковой) способностью, обеспечивающей формирование межъязыковой и межкультурной компетенции. Таким образом, иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность в целом представляет собой способность обучающегося к самостоятельному управлению своей учебно-познавательной деятельностью, являясь при этом необходимой характеристикой, обеспечивающей условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Отсюда, применительно к овладению ИЯ в вузе иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность может быть охарактеризована как способность обучающегося:

- самостоятельно (или совместно с преподавателем) определить (поставить) адекватную учебную задачу в той или иной иноязычной речевой ситуации (аккумуляция иноязычных языковых средств, совершенствованием умений иноязычной речевой деятельности, организация и использование ситуаций иноязычного речевого общения и др.);

- самостоятельно/в сотрудничестве с преподавателем оценить и соотнести учебную задачу со своими личностными потребностями и интересами в области изучения ИЯ;

- самостоятельно/в сотрудничестве с преподавателем подобрать соответствующие лингводидактические средства для решения учебной задачи (тексты, учебные материалы, вспомогательные учебные пособия и др.);

- определить предполагаемый учебный результат в связи с решением учебной задачи (выбор иноязычных языковых средств, овладение определенными стратегиями и умениями иноязычной речевой деятельности и др.);

- корректно осуществлять выбор стратегий и приемов изучения ИЯ адекватных учебной задаче и в соответствии со своим индивидуальным стилем обучения, а также осознанием механизмов овладения продуктивной иноязычной образовательной деятельностью;

- самостоятельно/совместно с преподавателем осуществлять контроль результата решения учебной задачи, то есть осознавать объекты контроля и владеть приемами и формами самоконтроля;

- самостоятельно/в сотрудничестве с преподавателем и одногруппниками оценивать способы решения учебной задачи с точки зрения адекватности и эффективности стратегий и приемов продуктивной иноязычной образовательной деятельности;

- самостоятельно/с помощью преподавателя осуществлять коррекцию результата решения учебной задачи, проектировать последующую аналогичную учебную деятельность, а также осуществлять самоподдержку достигнутого уровня владении ИЯ и своего личностного учебно-познавательного опыта.

В связи с этим, следует отметить, что в контексте продуктивного подхода понимание роли преподавателя главным образом может характеризоваться как организаторская. При этом актуализация роли каждого субъекта целостного учебно-воспитательного процесса (преподаватель – студент – группы) важна, в том числе и с точки зрения взаимной рефлексии и взаимной оценки как своеобразного «зеркала», которое способно отражать результат, характер, содержание и т.д. продуктивной иноязычной образовательной деятельности как возможности реализации личностного потенциала и приобретения способности осуществлять автономное изучение ИЯ.

При этом формирование иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности происходит последовательно и обуславливается процессом становления личности обучаемого. Отсюда, иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность может определяться как показатель степени сформированности личностного детерминированного опыта самостоятельного овладения ИЯ, иноязычной культурой и умениями продуктивной иноязычной образовательной деятельности. Это означает, что обучающийся усваивает определённые умения создания личностного идеального или материального иноязычного речевого продукта в процессе изучения ИЯ и культуры, иноязычные знания и умения межкультурного взаимодействия путём приобретения личностного иноязычного речевого опыта [2, c.73].

Итак, следует ещё раз подчеркнуть, что иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность обеспечивает эффективное и осознанное изучение ИЯ, его прочное усвоение, способность к автономии в процессе продуктивной иноязычной образовательной деятельности и способность к самостоятельности и креативности обучающихся в процессе овладения ИЯ. Другими словами, обеспечивается нацеленность на формирование готовности обучающегося к непрерывному иноязычному образованию в течение всей жизни [3, c.137]. На этом основании иноязычную продуктивно-деятельностную компетентность следует рассматривать как обязательную цель в области профессионально-ориентированного иноязычного образования.


Литература:

  1. Рубцова А.В. Компетентностная основа продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Ноябрь 2011, ART 1633. – CПб., 2011 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1633.htm. – Гос.рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. [дата обращения 16.04.2012].

  2. Ерёмин Ю.В., Рубцова А.В. Принципы построения модели продуктивного обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке в педагогическом университете // Проблемы современной филологии и лингводидактики. Сборник научных трудов. – СПб., 2008.– С.73.

  3. Алмазова Н.И., Рубцова А.В. Принципы реализации продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании (психолого-дидактические аспекты) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Гуманитарные и общественные науки». – 2011. – № 4 (136). – С. 137.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle