Библиографическое описание:

Ягудина Р. И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 97-99.

Эстетическая культура человека закладывается в детстве, в школьные годы. В школе формируются основы того отношения к искусству, литературе, красоте, плоды которого человек пожинает всю свою жизнь. Искусство правомерно считается важным средством воспитания личности. Школа должна помочь детям не только овладеть определенным запасом знаний, умений и навыков, а научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему.

Наши ученики – люди будущего. Они должны вырасти влюбленными в жизнь, в прекрасное, творчески устремленными к нему. Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие.

Но как окрылить, сохранить чистыми детские души в мире разгула насилия, пошлости, бескультурья, цинизма? Как спасти их от потребительского отношения к жизни, погони за пустыми развлечениями, душевной черствости, глухоты к истинному искусству? Эти проблемы стоят перед современным учителем. Наравне с родителями ребенка он является спасителем его души и ваятелем характера.

Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости.

Универсальными задачами литературного образования школьников являются приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие художественно-творческих способностей, эстетических ориентаций, воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

Уроки литературы, представляющие синтез различных видов искусства: музыки, живописи, театра, кино и искусства слова, дают возможность для самореализации учителя и ученика, развития их творчества, воображения. Это способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка. Эмоционально настроенный, творчески раскрепощенный ученик глубже чувствует и воспринимает литературное произведение.

Сопряжение различных видов искусств на уроках литературы возможно использовать в трех направлениях: 1) включение других видов искусства в литературный текст для углубления знаний об авторе произведения и характеристики образов, создания эмоционального фона повествования; 2) определение исторической, идейно-художественной, тематической связи произведений различных видов искусств; 3) участие различных видов искусств в творческом процессе писателей.

Современные компьютерные технологии дают учителю возможность плодотворно использовать на уроке богатейший наглядный материал о различных видах искусств, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и искусства, размышления над эстетическими понятиями.

Формы проведения учебных занятий самые разнообразные: урок – заочная экскурсия, урок – праздник, презентация, путешествие, телепередача, творческая защита, презентация, нравственная проповедь, «мозговой штурм» и др.

Во время изучения биографии и творчества литератора я практикую проведение уроков на темы: «Искусство в жизни писателя (поэта), «Музыка и живопись в произведении (по выбору учителя), «Мотивы творчества писателя (поэта) в искусстве» и т. д.

Обращение к искусству при изучении литературного произведения порой способно сотворить чудо. Внешне кажущееся скучным, неинтересным для современного читателя произведение классической литературы начинает восприниматься учащимися совсем иначе. Так знакомство школьников с романом А.М.Горького «Мать» я связала с музыкой и определила тему урока «Музыка в романе А.М. Горького «Мать».

На уроке звучат произведения Э.Грига («Концерт ля-минор № 16»), марши «Марсельеза», Интернационал», «Вы жертвою пали в борьбе роковой», сюита Г.Свиридова к кинофильму «Время, вперед», русская народная песня «То не ветер ветку клонит». Компьютерная презентация, подготовленная самими учащимися, помогает узнать о произведениях живописи, отражающих эпоху подготовки революции 1917 года: В.Иогансона «На старом уральском заводе», Э.Козлова «Призыв», И.Сидельникова «Рузаевка, 1905 год», В.Орешина «Маевка», Налбандяна «Аппассионата»,В.Коржева «Поднимающий знамя»и др. Союз литературы, музыки, живописи, кино облегчают учащимся восприятие и понимание сложных философских и психологических художественных произведений, позволяют значительно расширить познавательный и эстетический кругозор.

Большой образовательный, развивающий и воспитательный эффект имеют уроки и внеклассные мероприятия обобщающего характера.

Итогом изучения темы «Человек и природа в современной русской литературе» в 11 классе может стать интегрированный урок-прозренье «Окунись, душа, в чистую волну!», посвященный теме воды в жизни человека, литературе, искусстве и науке. Урок целесообразно проводить совместно с учителями биологии, обществознания, музыки, химии. Кроме научных сведений о свойствах воды, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат любимые отрывки из литературных произведений (А.Пушкина, В.Жуковского, Н.Некрасова, Н.Гоголя, Ф.Тютчева, Л.Толстого, Н.Рубцова, Б.Пастернака, А.Твардовского, М.Шолохова, В.Фирсова, Р.Рождественского и др.) Ученики готовят литературно-творческие работы о теме воды в творчестве русских литераторов, живописцев, композиторов, проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации: «Вода – всему голова», «Вода в русской живописи», «Образ воды в музыке», «О чем скорбишь, мое село?», «Плач родной речки», подбирают песни, посвященные изучаемой теме.

На уроке звучит музыка лесного ручья и шум морского прибоя, П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»», ноктюрны Шопена, русские народные песни и произведения современных авторов.

Подобные уроки, построенные на диалоге разных видов искусств способствует формированию у детей правильных эстетических ориентаций, понимания смысла прекрасного в жизни и искусстве, обогащает их внутренний мир, очищает душу. Ведь задача учителя – разбудить в своих учениках живое, цельное эстетическое чувство, желание жить по законам Красоты.

Неизгладимое впечатление в памяти и душах детей оставляет урок «Да святится имя Твое!», посвященный теме Матери в литературе, живописи и музыке, на котором учащиеся получают богатейшую информацию о живописи, начиная с икон Богородицы, шедевров Леонардо да Винчи и Рафаэля, картин К.Петрова-Водкина до современной русской живописи. Размышляя о самом святом человеке – Матери, – дети по-особому начинают воспринимать и музыку: «Аве-Марию» Моцарта, песни о матери в исполнении Л. Зыкиной, А. Герман, О. Газманова.

Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа человека.

Литература:
  1. Петрова Ю.Н. Взаимодействие видов искусства в процессе художественного образования и воспитания // Вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. А.И. Бурова. – М., 1972. – С. 19-45.

  2. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. – М., 1969.

  3. Сладкова Д.А. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. – Казань, 1979.

Основные термины: Эстетическое воспитание учащихся, уроках русской литературы, различных видов искусств, воспитание учащихся средствами, учащихся средствами музейной, средствами музейной педагогики, уроках литературы, видов искусства, эстетического воспитания, современной русской, произведений русской литературы, эстетических ориентаций, Художественно-эстетическое воспитание учащихся, художественных произведений, теме воды, уроке богатейший наглядный, современной русской живописи, уроке уместен разговор, произведение классической литературы, жизни человека

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle