Библиографическое описание:

Петрачкова Т. И. Разработка проекта модернизированной образовательной системы основной ступени муниципального автономного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 г.Томска [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 24-28.

Опыт апробации ФГОС начального общего образования показывает, что без целенаправленного, системного, комплексного научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС невозможно обеспечить выход системы образования на новый качественный уровень ее развития и функционирования, избежать рисков формализации сложного и многопланового процесса введения ФГОС ООО и сделать новый стандарт эффективным инструментом модернизации всей системы образования. Предварительный анализ опыта внедрения ФГОС показывает, что существующая система научно-методического сопровождения образовательного учреждения в условиях перехода на ФГОС общего образования, которая разрабатывалась для первой (начальной) ступени общего образования, должна быть усовершенствована, так как в ближайшем будущем необходимо будет организовать научно-методическое сопровождение образовательного учреждения на основной ступени общего образования, что потребует иного уровня координации взаимодействия между структурными подразделениями школы, учреждений дополнительного образования, ИМЦ и др. К отработке механизмов введения стандартов основного общего образования в школе № 25 г.Томска приступили в настоящее время, поскольку это позволяет обеспечить и реализовать цикличность (1 цикл – начальная школа, 2 цикл – основная школа, 3 цикл – старшая (профильная) школа) эксперимента в соответствии с графиком введения ФГОС общего образования с 2011 по 2020 г.

Комплекс мер, обеспечивающих решение проблемы

1 этап – Подготовительный (2012г)

I. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

Задачи:
определить состав рабочей группы;
назначить руководителя рабочей группы;
определить порядок ее работы;
поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа
Примерный алгоритм деятельности:

Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Участники рабочей группы должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы средней ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС и методические материалы по работе с ним.

После издания приказа о создании рабочей группы необходимо провести ее собрание, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи группы. Кроме того, в начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.

II. Определение изменений в существующей образовательной системе и ресурсах, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС ООО.

Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:

  • в образовательных целях;
  • в учебном плане;
  • в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
  • в образовательных технологиях;
  • в условиях реализации образовательных программ;
  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в ОУ и определении того:

какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системе образовательного учреждения.

Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, определяющей модель выпускника второй ступени образовательного учреждения и включающей цели второй ступени образования и цели изучения учебных предметов.

При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

  • какие из них ранее не ставились;
  • какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в гимназии учебных и внеучебных программ;

  • какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

Если фактические результаты соответствуют новым стандартам, то цель существующей образовательной системы автоматически включается в систему целей проектируемой образовательной системы как не требующая никаких корректировок.

Если же фактические результаты не отвечают требованиям, то средства достижения данной цели ей не соответствуют и должны быть пересмотрены. Причины следует искать в реализуемых учебных и внеучебных программах.

Таким образом, результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений:

  • список изменений в предметных целях;
  • список изменений в надпредметных целях.

В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.

Кроме того, необходимо учитывать, что в модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.

На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом.

При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.

Результатом этой части работы должен стать новый учебный план школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации. Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта.

Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:
  • какое содержание образовательных программ не требует изменений;
  • какое содержание образовательных программ требует корректировки;
  • какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.

На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Для этого необходимо в первую очередь обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения. При обучении рекомендуется использование: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

После сравнения используемых учреждением образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

  • технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;

  • технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;
  • новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.

На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?

ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения.

При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня учителей. Далее необходимо проанализировать, каким образом в образовательном учреждении осуществляется выявление образовательных потребностей учителей, насколько этот способ эффективен? В ситуациях, когда такого механизма нет или он не удовлетворяет по своевременности поступления информации или иным параметрам, констатируется необходимость в изменении.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.

На этапе анализа системы контроля и оценки выявляются:
  • способы контроля и оценки знаний и умений учащихся, которые могут быть перенесены из существующей образовательной системы без изменений;

  • способы контроля и оценки, требующие корректировки;

  • способы контроля и оценки, которые не соответствуют требованиям новых стандартов и не могут быть включены в образовательную систему;

  • способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.

Завершается анализ определением перечня:
  • способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, включаемых в новую систему без изменений;

  • способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, требующих корректировки;

  • новых способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся.

Все описанные выше шаги анализа могут осуществляться рабочей группой как последовательно, так и параллельно (одновременно). Для параллельного анализа различных частей образовательной системы необходимо разделить рабочую группу на микрогруппы, назначив ответственных за результаты отдельных шагов. Например, между членами Рабочей группы могут быть распределены образовательные области (группы образовательных программ), которые они будут анализировать.

Результаты этапа. Результатом анализа существующей в ОУ образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

Результаты анализа представляются Совету по введению новых ФГОС. Задача Совета – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы:

  • достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?

  • соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Совет должен также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.

2 этап – Теоретико-экспериментальный (2013-2014)

I. Разработка проекта модернизированной образовательной системы основной ступени школы.

II. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы основной ступени школы.

I. Разработка проекта модернизированной образовательной системы школы основной ступени школы

Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.

Проектирование целесообразно осуществлять в микрогруппах, которым требуется выдать задания на разработку и реализацию единичных проектов.

Возможны различные способы деления еще несуществующего комплексного проекта изменений на единичные, но наиболее простым, является выбор в качестве единицы учебной (внеучебной) образовательной программы (с ее целями, содержанием, образовательными технологиями, условиями реализации, методами контроля и оценки результатов).

Так как одновременно с определением единичных проектов формируется состав ответственных за их разработку и реализацию, в зависимости от размера группы разработчиков и их готовности к работе возможны различные варианты формирования единичных проектов: выделение или, наоборот, объединение отдельных элементов необходимых изменений в образовательной системе.

Задача руководителя рабочей группы состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность единичных проектов.

Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные образовательные области (перечень образовательных программ и соответствующих им целей), проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов. Для каждого из этих изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться (будет найдено или разработано в рамках школы).

Выбор технологий и форм обучения для замены традиционных в предметных программах проекта осуществляется из списка рекомендуемых стандартом. Результатом работы должен стать перечень технологий, которые предполагается использовать в рамках каждой из проектируемых в рамках единичного проекта учебных (внеучебных) образовательных программ.

Аналогичным образом в каждом единичном проекте осуществляется рассмотрение ресурсной части программ и системы контроля и оценки их результатов.

Оценка единичных проектов проводится на заседании Рабочей группы.

Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем рабочей группы сроку.

Завершенный проект обсуждается на заседании Совета по введению новых ФГОС, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.

Результаты этапа. Результатом проектирования является образовательная модель образовательного учреждения, соответствующая новым ФГОС, включающая:

  • состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке;

  • состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;

  • состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;

  • перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;

  • перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;

  • перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.

II. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы школы.

План-график модернизации образовательной системы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

Задачи этапа. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы необходимо определить:

  • полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;

  • планы-графики реализации единичных проектов;

  • согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;

  • распределить все единичные проекты во времени.

На первом шаге планирования разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая группа:

  • определяет полный состав действий, необходимых для их реализации;

  • распределяют эти действия во времени.

Для того, чтобы затем в процессе «сшивания» этих планов в общий план-график возникало меньше проблем, в начале планирования могут быть заданы общие реперные точки, например, не позднее определенного числа должна быть завершена разработка новых образовательных программ и т.п. Определение этих точек может осуществляться как руководителем рабочей группы единолично, так и коллегиально с ответственными за разработку и реализацию единичных проектов, а также – на заседании всей Рабочей группы. Необходимым условием во всех случаях является доведение установленных сроков завершения разработок до исполнителей.

Для определения полного состава действий по разработке и реализации единичного проекта необходимо сначала разделить весь процесс на два этапа: этап разработки и этап реализации (введения разработанного новшества в образовательный процесс) проекта, а затем, в рамках каждого этапа, выделить перечень задач, решение которых обеспечивает достижение поставленных в проекте целей.

Надежность определения состава необходимых действий единичного проекта и реалистичность сроков их выполнения можно повысить, выполнив специальную процедуру. Она предусматривает, что для каждой задачи, решение которой предусматривается планом, определяются условия, которые необходимо обеспечить. При этом составляется вспомогательная таблица, в первую графу которой заносятся действия по разработке и реализации единичного новшества, а в остальные – действия по созданию условий для решения задач введения новшества.

3 этап – Обобщающий (2015)

На данном этапе обобщаются, систематизируются и распространяются результаты Программы.

Перечень материалов, представляемых по окончании работы, возможность их тиражирования и трансляции:

По окончании работы будут представлены следующие материалы:

  • пакет локальных нормативно-правовых актов (локальная нормативная документация, институализирующая работу по подготовке общеобразовательного учреждения к внедрению ФГОС и локальная нормативная база, институализирующая изменения в образовательном процессе школы) и методические рекомендации по их разработке;

  • методические рекомендации по организации ресурсного обеспечения образовательного процесса основной школы для перехода на работу по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения;

  • примерная основная образовательная программа ОУ и методические рекомендации по её реализации и разработке;

  • перечни учебников, соответствующих требованиям ФГОС ООО;

  • варианты нелинейного расписания учебной и внеурочной деятельности и методические рекомендации по его созданию;

  • методические рекомендации по организации внеурочной деятельности;

  • методические рекомендации по созданию системы оценки качества основного общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ООО;

  • методические рекомендации по введению новых государственных образовательных стандартов в практику работы образовательного учреждения.


Фактор риска

Возможные пути их разрешения

Смена педагогического состава или
отсутствие в ОУ необходимых
специалистов (например: психологов,
социальных педагогов, воспитателей)
Предусмотреть замещение и введение
штатных единиц

Дефицит учебно-методических пособий

Использование современных электронных
носителей информации, доступ ОУ в
Интернет-ресурсы

Отсутствие достаточного финансирования

Поиск привлеченных средств органами
местного самоуправления
Непонимание основных задач и значимости
проекта учителей ОУ
Участие в мероприятиях разъяснительного
и методического характера, активное
использование СМИ и дистанционных форм
работы


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle