Библиографическое описание:

Биймурсаева Б. М., Жунусакунова А. Д. Сущность педагогического теста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 1-3.

Статья посвящена одному из актуальных вопросов контроля уровня подготовленности обучаемых – тестам. На основе методологического анализа сделана попытка раскрыть сущность данного понятия.

В последние годы в системе образования Кыргызстана придается приоритетное значение тестированию знаний и умений обучаемых. Причина столь пристального внимания исследователей и практиков к развитию тестирования в системе образования объясняется следующими причинами:

1. Изменения социально-экономической жизни нашей страны повлекла за собой реформу образовательной системы. Современное общество нуждается в определенной системе и соответствующем качестве образования. Процесс реформирования образования повлечет за собой множества изменения, в том числе изменения роли принципов. На первое место выдвигаются приоритеты человеческих ценностей, выражаемые в таких характеристиках как компетентность, инициативность, креативность и т.д. В этом случае ставится задача рассмотрения личности учащихся не как объекта внешних воздействий, а субъекта воспитания, который может самостоятельно усваивать знания, обосновывать свою точку зрения, применять усвоенные знания в различных ситуациях. Таким образом, новые условия предполагают разработки новых подходов в оценке подготовки. В этом контексте приоритетным становится количественный метод оценки учащихся уровня знаний и умений. В настоящее время, одним из главных методов педагогических измерений является тестовый метод оценки знаний. Таким образом, использование научно обоснованных тестовых материалов, наряду с традиционными формами обучения и контроля, является ключевым элементом системного подхода к управлению качеством образовательного процесса и позволяет сделать его более интенсивным, организованным и эффективным.

2. Тестирование должно проводиться в системе общего образования, однако его проведение в большинстве случаев связано только с оценкой знаний выпускников общеобразовательных школ, только организацией вступительных экзаменов в вузы. Следовательно, тесты, используемые для массовых испытаний, имеют доминирующий характер.

3. Тестирование активно начало свое применение и в учебном процессе школ и вузов. Пристальное внимание таким тестам, именуемым в педагогике постсоветских стран как педагогические тесты, начали уделять лишь в последние годы. Следует отметить, что создание и использование педагогических тестов в учебном процессе – это многомасштабная задача. Вследствие чего в среде педагогической общественности бытует мнение о том, что в тесты - это задания с выбором правильных ответов и если нет ответов для выбора - это не тест.

Все это порождает разноплановые понятия и определения значению, трактовке тестов. Прежде всего, в правильном определении целей и задач, составлении тестов, использовании к определенным категориям обучающихся, необходимо раскрыть сущность тестов. Таким образом, в научных источниках даются различные определения по смыслу понятия и характеристики.

Что же понимается вообще под педагогическим тестом? Как определить педагогические тесты и отделить от тестов, применяемых в других сферах психологии, социологии и т.п., так как их нередко смешивают в научной литературе.

На наш взгляд, в основу разделения педагогических тестов может быть положен предмет измерения. Психические свойства человека: способности, особенности характера, темперамента, познавательной сферы, т.есть тесты направленные на изучения качеств личности, принято называть "психологическими тестами". Тогда как с помощью педагогических тестов измеряют степень, усвоения знаний, умений и навыков, которыми овладел испытуемый.

Иногда психологические тесты смешивают из-за того что, последние широко используется в педагогической диагностике, для изучения умственного развития обучаемых, учебной мотивации людей. Однако в данном случае предметом измерения является все равно остается психические свойства испытуемого, а не результаты обучения, поэтому такие тесты психологическими. По характеру заданий, по некоторым особенностям процедуру тестирования и способам обработки результатов педагогические тесты близки к тестам, используемые в психологии (1,с.31).

По характеру заданий, по некоторым особенностям процедуру тестирования и способам обработки результатов педагогические тесты близки к тестам, используемые в психологии (8,с.31).

А. Анастази определяет: "психологический тест, в сущности, представляет собой объективное и стандартизированное измерение образцов (или проб) поведения. По мере развития психологических тестов из них выделилась в 1920-х г. особая группа, направленная на измерения результатов школьного обучения. Эти тесты получили в США название "тесты школьных достижений", или как мы их называем педагогическими тестами (9,с.8).

В педагогической литературе используется различные названия тестов, применяемых для измерения качества знаний учащихся: "педагогические тесты", "дидактические тесты", "предметные тесты", "тесты учебных достижений", "тесты успешности". Мы считаем, что все они могут быть обобщены в одном понятие "педагогические тесты".

М.И. Воскерчьян определяет тест как кратковременное, технически просто обставленное испытание, (проводимое, в равных для всех, испытуемых условиях и имеющие вид такого задания, решение которого поддается, количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого (5).

Тест является объективным методом контроля знаний учащегося, инструментом, позволяющим выявить факт усвоения (12,c.379). Тест является своеобразным способом взаимодействия обучающегося и обучаемого с целью выявления и оценки уровня усвоения учебного материала. Современное толкование тестов более всего склонно к понятию метода. Например, известный специалист по тестологии В.С.Аванесов определяет тест как метод педагогического измерения.

Другую точку зрения придерживается Т.А. Ильина определяя, тест как особую форму контроля знаний, умений и навыков для проверки наличия тех или иных качеств учащихся (6).

Анализ литературы показал, что многие ученые педагоги при рассмотрении сущности понятие теста, значительно расширяют содержание этого понятие, включая в него в качестве признаков структуру теста и технологию его проведения. Так, по мнению А.Н. Майорова, – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов (10).

Известный ученый в области исследования проблем педагогических измерений, разработки научно обоснованных тестов для объективной оценки знаний - В.С. Аванесов предлагает несколько определений, уточняющих сущность понятие "педагогический тест". В учебном пособии "Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе" автор дает следующее определение сущности понятия "педагогический тест": "Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей сложности система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся" (1,с.5). В монографии "Научные проблемы тестового контроля знаний" это определение выглядит следующим образом: "Педагогический тест-это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющее качественно оценить, структуру знаний и эффективно измерить уровень знаний испытуемых"(2). В то же время В.А. Аванесов рассматривает тест как "стандартизированное задание, результат выполнение которых, позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемых" (3).

Анализ содержания обозначенных определений педагогического теста, показывает, что используемое понятие "система заданий" означает, что в тесте представлены такие задание, которые обладает системообразующими свойствами. В первую очередь здесь выделяется общая принадлежность заданий к одной и той же учебной дисциплине, их взаимосвязь, взаимоопределенность и упорядоченность с точки зрения трудности. "Специфическая форма" заданий предполагает ответы на вопросы и задачи в традиционном понимании, а задания, сформулированных в форме утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания, которые легко подлежат кодированию и последующей современной обработке. В традиционных вопросах ответы истинными или ложным не бывают, а иногда бывают столь неопределенными и многослойными, что для выявления их истинности требуется много затрат интеллектуальной энергии и преподавательского труда. Поэтому в этом смысле традиционные вопросы и ответы не технологичны и не включается в тест.

В.С. Аванесов рассматривает педагогический тест в двух существенных смыслах: как метод педагогического измерения; как результат применения теста, как метода измерения.

Оба эти смысла характеризует тест с разных сторон, так как тест является одновременно и методом, и результатом педагогического измерения. Тест как метод не имеет смысла без результатов подтверждающих его качество. Согласно В.С. Аванесову, качество зависит от целей и задач, от видов и формы содержания, от условий и методов проверки данных, а также от интерпретации результатов измерения и других факторов (3).

Анализ взглядов вышеперечисленных авторов на существенные "особенности" понятие "педагогический тест", позволил уточнить, конкретизировать сущность и ее содержания. Педагогический тест -это тестовые задания специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, создаваемые с целью объективного оценивание уровня учащихся. Педагогический тест позволяет обеспечивать систематический контроль, и объективное оценивание учащихся, направленный на повешения эффективности образовательного процесса.

В отличие от других измерительных инструментов (контрольные задания, письменные работы, опрос, анкеты и др.) тест включает в свой состав следующие системообразующие элементы:

  • специально разработанные задания с возрастающей степенью трудности, прошедшие систему апробации и экспертизы;

  • варианты ответов, в которых присутствуют наряду с правильными ответами и неправильные ответы с учетом ошибок испытуемых (в случае использования заданий с выбором ответа);

  • эталон (правильный ответ выполнения задания, контролируемые понятия для всего теста в целом);

  • правила их применения;

  • отработанную систему организации испытания;

  • систему обработки и анализа результатов;

  • систему оценок за выполнение каждого задания (7, с.44).

Проанализировав работы таких исследователей как В.С. Аванесов, А.Анастази, В.П. Беспалько, К.Ингенкамп, В.П. Левин, А.П. Майоров, Г.У. Матушанский, И.П. Подласый, Л.О. Татур, В.А. Хлебникова., М.Б. Челышкова, С.К. Калдыбаев следует отметить, что педагогический тест – наиболее объективный инструмент, используемый для педагогических измерений. И современная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов контроля педагогической диагностики.


Литература:

  1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр. 1989 г. -214 с.

  2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр.-1994.- с.112

  3. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Управления школой.-1999.-№29.-с.8-14

  4. Аванесов В.С. Определение педагогического теста. Управление школой, 1999.-№28 -с.33

  5. Воскерчьян С.И. Об использования методов тестов при учетё успеваемости школьников. Совесткая педагогика, 1963 г.- №10.с.28-37.

  6. Ильина Т.А. Вопросы методики программирования. – М., 1969, -128 с.

  7. Калдыбаев С. К., Ажыбаев Д.М., Бекежанов М. М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе: Практико-ориентированная монография.-Б.:2007.-136 с.

  8. Нейман Ю.М., Карданова Е.Ю. Основные методы современной теории тестирования.- Вопросы тестирования в образовании, 2003, №7, с.12-37.

  9. Психологическое тестирование. 7-е изд. /А.Анастази, С.Урбанина.-СПб. Питер,2003.-688c.

  10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. -М: Народное образование, 2000.-351с.

  11. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология/ Е.А. Михайлычев.-М: Нар. образование, 2001.-432 с.

  12. Словарь -справочник по педагогике/ Авт. -сост. В.А. Мижериков.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle