Библиографическое описание:

Щербакова Е. В. Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 173-175.

Врезка1

Одной из центральных проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Будущий педагог должен не только получать предметные знания, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания. В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная познавательная деятельность студентов.

На наш взгляд, организация самостоятельной деятельности, ее планирование, формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и все таки одной из малоисследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.

Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная познавательная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.

Мы считаем, что самостоятельную работу студентов целесообразно проводить как в аудиторных условиях, где решение педагогических задач организуется через моделирование образовательных и педагогических ситуаций близких к реальным, так и на базе образовательных учреждений, где студенты к примеру проходят педагогическую практику или используют образовательные учреждения как базу для написания дипломных и курсовых работ ( в школах, ДОУ, учреждений психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся, специализированных детских учреждениях, домах творчества юных, государственных органов управления образованием и др.) Такая организация самостоятельной деятельности позволяет решать практические педагогические задачи в реальных условиях.

В рамках организации педагогической практики студентов можно составить типовые задания для самостоятельной работы и включить их в Программу прохождения практики:

Типовые задания для самостоятельной работы могут формулироваться примерно по следующим направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов:

  • анализ педагогических ситуаций и педагогических проблем;

  • анализ педагогического опыта;

  • разработка программ педагогической диагностики;

  • проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образовательных программ, учебных программ;

  • конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста;

  • освоение различных профессионально-педагогических ролей.

Нами разработана Программа курса для студентов и аспирантов «Организация самостоятельной деятельности на разных уровнях обучения», в которой предусмотрено формирование следующих приемов учебной работы:

  • «приемы смысловой переработки текста», укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей:

  • приемы культуры чтения и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

  • общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

  • общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;

  • приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;

  • приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха.

Предлагаемый нами курс предусматривает как формирование общих приемов организации умственного труда, так и конкретные приемы учебной работы, например работы с текстом. Сформированность таких умений служит одной из главных предпосылок и основой самостоятельной работы школьников и студентов над всеми учебными предметами.

Наш курс включает в себя Программу обучения способам самостоятельной работы куда входит:

  • диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;

  • определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;

  • разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы.

  • определение формы и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля студент выбрал выполнение конкретного вида работы ( проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.

Огромную помощь в организации СРС могут оказать сегодня информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие имитировать модели реальных процессов с учётом вероятностного характера окружающей реальности.

Относительно недавно в практике вузовского преподавания стали применяться интерактивные методы обучения. Они располагают значительными возможностями в плане развития самостоятельной познавательной активности студентов. Это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Преподаватель отказывается от роли «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Активно используются компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

К интерактивным методам организации самостоятельной деятельности студентов относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

  1. обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.

  2. методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её.

  3. обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

  4. контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за её качественное выполнение.

В заключение хочется отметить что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Самый сильный мотивирующий фактор – это подготовка к дальнейшей эффективной профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

  1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.

  2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе.

  3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.

  4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

  5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

  6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

  7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

  8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Вся система обучения в педагогическом вузе должна быть подчинена основополагающей идее – воспитанию настоящих профессионалов своего дела, компетентных специалистов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle