Библиографическое описание:

Сучкова Н. Н., Арефьева Е. И., Жупиева Е. И. Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 53-55.

Происходящие в нашем государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Взаимодействие образовательного учреждения с родителями воспитанников на современном этапе рассматривается в русле всесторонней педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника.

В Законе “Об образовании” сказано, что родители являются первыми педагогами своих детей, дошкольные учреждения создаются им в помощь. Определяющая роль семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества. Особенности воспитания детей в детском саду и семье имеют свою специфику, свои достоинства и преимущества, но есть и недостатки.

Воспитание в семье отличается эмоциональной насыщенностью отношений между родителями и ребенком: вниманием, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ним. Именно в семье удовлетворяется фундаментальная потребность ребенка быть принятым и любимым. В семье воспитание и обучение носит стихийный характер, родители имеют отрывочные представления об особенностях дошкольного детства.

В детском саду преобладают: деловая форма общения педагога с детьми, обращение воспитателя ко всем детям, дозированность индивидуального общения с каждым ребенком. В тоже время, процесс воспитания в детском саду носит целенаправленный характер, используются научно обоснованные программы, педагоги умело применяют различные методы воспитания и обучения, адекватные особенностям и возможностям детей-дошкольников, используют оценку как стимул их развития.

В процессе реализации программы сотрудничества ДОУ и семьи, мы столкнулись с рядом проблем. Анализ проведенного опроса родителей с целью определения их ориентации на сотрудничество с коллективом детского сада показал наличие у 40 % родителей педагогической пассивности – непонимание ими своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье. У 30 % родителей отмечена недостаточная сформированность самокритичной оценки себя как воспитателя, не умение поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами. 30 % родителей источником информации для себя выбирают собственную интуицию, самостоятельное использование педагогической и психологической литературы, либо получают информацию от воспитателей. За помощью к педагогам детского сада родители обращаются примерно в 35%, остальные (65 % родителей) не обращаются, потому что: считают, что справятся сами, не придают особого значения этим трудностям или считают это неудобным. Безусловно, что решение сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая, целенаправленная, многоуровневая работа по созданию единого пространства по воспитанию и развитию личности ребенка, его социализации во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Этим объясняется одно из приоритетных направлений в деятельности МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида № 153 по организации многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника.

Основными целями работы являются следующие:

- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей

- квалифицированная поддержка родителей.

- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка.

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

- создание комфортной для развития ребенка семейной среды при помощи специалистов детского сада.

Содержание работы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

Содержание определяется необходимостью решения следующих задач:

- объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом их интересов и особенностей, прав и обязанностей;

- осуществление индивидуального подхода, как главного условия развития и воспитания личности ребенка;

- способствовать гармонизации развития личности ребенка, моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

- забота об охране и укреплении здоровья детей (психическом, физическом, психологическом);

- предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями);

- совместная деятельность по созданию в ДОУ благоприятной воспитательно-образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата в семьях воспитанников;

- подготавливают детей к обучению на следующей ступени образования;

- взаимодействие со сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др. учреждениями) для эффективной реализации задач.

Принципы взаимодействия с родителями: приглашать к сотрудничеству; находиться в партнерской позиции с родителями; показать родителям свое положительное отношение к их ребенку; вести конструктивный диалог с родителями.

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Важно найти форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель». В связи с этим возрастает актуальность новых подходов к процессу взаимодействия с семьями воспитанников на основе включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, что и определяет специфику избранного нами направления. Наше дошкольное учреждение ведет активный поиск эффективных и современных форм работы с семьями воспитанников. Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Мы используем следующие формы организации сотрудничества детского сада с семьями:

1. Анкетирование родителей для изучения семей воспитанников (медико-социально-педагогическое) с целью выявления возможных трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания, что помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с семьями, так же помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей.

2. Стендовые консультации для родителей.

3. Родительские собрания (общие и групповые), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации, собрания с показом детской деятельности по художественному творчеству; круглый стол - общее собрание для родителей подготовительных к школе групп совместно с учителями начальных классов МОУ СОШ № 24 г. Иркутска «Повышение уровня педагогической компетенции родителей в подготовки родителей к школьному обучению».

3. Психолого-педагогические практикумы. Семинары-практикумы позволяют проводить обучение родителей элементарным психологическим представлениям. Родительские группы невелики - от 5 до 10 человек, но в такой немногочисленной группе, тем не менее, повышается активность участников. Тематика разговоров в группах со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем и к обсуждению проблем родителей, мешающих им в общении с ребенком. Проведение психолого-педагогических практикумов позволяет повысить компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

4. Проведение Дней открытых дверей. Мероприятия планируются в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Родители активно посещают мероприятия с участием детей, знакомятся с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса, заполняют анкеты по результатам посещения, дают отзывы и пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

5. Педагогические и музыкальные гостиные. Эмоционально-позитивные встречи с родителями в неформальной обстановке вызывают интерес участников к педагогическим находкам. Участвуя в них, родители знакомятся с организацией музыкальной деятельности, коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работой в детском саду.

6. Мастер - классы. Эффективная форма позволяет педагогам представить родителям систему работы с детьми по определенной теме, показывает, как применить на практике новую технологию или метод. Проведение мастер – классов помогает нам организовать полноценное творческое взаимодействие участников педагогического процесса на основе интеграции различных видов деятельности: музыкальной, игровой, художественно-эстетической.

7. Домашний театр. Полагаем, что одним из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста является именно театр. Кукольные спектакли в нашем детском саду проходят ярко, красочно, динамично, особенно радует детей то, что в таких мероприятиях принимают участие их родители.

8. Организация совместных конкурсов и праздников. Наше дошкольное образовательное учреждение не первый год работает над развитием новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений, праздников с участием детей, родителей и сотрудников.

9. Детско-родительские творческие проекты с целью формирования представлений об успешности каждого ребенка и развитие его творческих способностей средствами проектной деятельности, повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в развитие ребенка.

10. Детско-родительский клуб - эффективная форма совместной деятельности педагогов и родителей. Мы рассматриваем клуб как добровольное объединение родителей, основанное на принципах личной заинтересованности и взаимоуважения, созданное для решения практических задач воспитания, оптимизацию эмоциональных отношений между родителями и детьми через взаимодействие в совместной деятельности, повышения авторитета педагогов дошкольного учреждения. В детском саду для родителей работают: клуб «Здоровье дошкольника» и школа «Будущий первоклассник».

11. Организация выставки новинок методической, психолого-педагогической литературы для родителей, выставок детского творчества.

Таким образом, от качества работы дошкольного учреждения в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Благодаря эффективной работе сотрудников детского сада с родителями, включение их в педагогический процесс, использование многоаспектных форм работы, успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей. Родители приобретают педагогический опыт, где огромное влияние на взаимоотношение ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных установок в детско-родительских отношениях.

Согласно проведенному опросу наиболее популярными формами работы родители отметили: мероприятия с участием детей и родителей, родительские собрания, мастер-классы, Дни открытых дверей, педагогические гостиные, родительский клуб.

Мы уверены, что взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и семейного воспитания.

Многоуровневая форма работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляет наш педагогический коллектив на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle