Музыка о детях и для детей в педагогическом репертуаре для фортепиано детских музыкальных школ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XLV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 26.02.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Кострова, П. С. Музыка о детях и для детей в педагогическом репертуаре для фортепиано детских музыкальных школ / П. С. Кострова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 31-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17812/ (дата обращения: 02.05.2024).



Сочинение «музыки о детях и для детей» [2] привлекало композиторов во все времена. Кто-то воплощал в музыке воспоминания о своем собственном детстве, некоторые композиторы писали для своих детей, а другие сочиняли, глядя на беззаботных и счастливых детей своих друзей. Так М. П. Мусоргский создал свой большой вокальный цикл — «Детская», который направлен на раскрытие духовного мира ребенка и его психологии, П. И. Чайковский балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», а Н. А. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки, создав свои известнейшие оперы — «Садко», «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане». С. С. Прокофьев сочиняет симфоническую сказку для детей — «Петя и волк», а Б. Бриттен целый «Путеводитель по оркестру для юных слушателей». Нельзя не вспомнить огромное количество песен, сочиненных в советское время к различным мультфильмам. Кто не слышал песен из «Бременских музыкантов» или песенку Львенка и Черепахи из мультфильма «Как Львенок и Черепаха песню пели», сочиненных Геннадием Гладковым, и не вспомнит песню Алексея Рыбникова из «Приключений Буратино» и т. д.

Но композиторы писали музыку не только для детского слушания, но и музыку, которую дети смогли бы исполнить. Это важный этап в развитии музыкального искусства, который до сих пор достаточно мало изучен. В данной работе акцент делается на анализ именно фортепианных сборников для детского исполнения.

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, прекрасно известный каждому пианисту (и не только) в первую очередь по двухтомнику «Хорошо темперированного клавира», оставил после себя немалое количество сочинений значимых для развития полифонического слуха и техники игры на фортепиано.

В XVIII веке были очень популярны так называемые домашние альбомы или тетради, в которые музыканты записывали наиболее интересные, полюбившиеся и полезные для обучения игре на фортепиано пьесы. Достаточно вспомнить «Клавирную книжечку Вильгельма Фридемана Баха» (1720) и две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» (1722 и 1725). Нельзя не обратить внимания на «Двухголосные инвенции» и «Синфонии» (или «Трехголосные инвенции») И. С. Баха для клавира — которые до сих пор играют важную роль в инструктивно-педагогическом репертуаре преподавателей.

Композитор написал невероятное количество отдельных произведений и даже целых циклов сочинений для фортепиано — это уже упомянутые мной два тома «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги», «Музыкальное приношение» и т. д. — которые являются не только шедеврами полифонической музыки, но и выполняют поставленные Бахом определенные задачи. Но все эти сочинения исполняют уже зрелые музыканты, которые давно вышли за пределы детского репертуара.

Стоит упомянуть и «Нотную тетрадь Леопольда Моцарта» (1762) — приписываемую отцу знаменитого австрийского композитора-классика и музыканта-виртуоза Вольфганга Амадея Моцарта. В большинстве своем в ней содержатся пьесы в духе танцев того времени — полонезы, бурре, жиги, менуэты; несколько маршей и фантазий, «Ария» и «Сонатина», две быстрые, характерные пьески — «Скерцо» и «Юмореска», а также музыкально-изобразительный номер — «Волынка», присутствуют и пьесы без названия. Вся структура «Нотной тетради» строится от простого к сложному. В ней есть сочинения, как для совсем маленьких, только начинающих свой путь музыкантов («Юмореска», «Менуэт — № 3»), так и для детей, средних и старших классов музыкальной школы («Марш — № 8», «Фантазия — № 9», «Марш — № 14» и т. д.).

Настоящий «бум» сочинения детской музыки приходится на XIX в. Во многом это связано с приходом «эпохи романтизма». Романтизм открыл музыкальному искусству духовный мир человека, мир его чувств и переживаний. Композиторы-романтики могли дать слушателю прочувствовать сквозь музыку весь спектр их детских грез и эмоций. Произведения для детского исполнения писали такие мэтры европейской романтической школы, как Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Жорж Бизе, Эдвард Григ, Ференц Лист.

В 1842 г. Ф. Мендельсон пишет свои «Шесть детских пьес для фортепиано» ор. 72. Все они направлены на профессиональное воспитание маленького музыканта. Произведения рассчитаны на исполнение детской рукой, в них нет интервала или аккорда в диапазоне шире октавы. Сборник создан для решения чисто музыкально-педагогических проблем: развития координационных навыков, совершенствования игрового аппарата, преодоления технических трудностей различной направленности; игра мелодии интервальными и аккордовыми последовательностями, частая смена штрихов — от стаккато к легато, пунктирный ритм, октавная техника, игра в быстрых темпах и т. д.

Спустя шесть лет в 1848 г. выходят две тетради «Альбома для юношества» Р. Шумана. Первая часть (17 пьес) предназначена для детей младшего возраста, вторая (23 пьесы) — старшего. В отличие от произведений Ф Мендельсона каждая пьеса имеет свое название — «Марш», «Смелый наездник», «Первая потеря», «Песня матросов» — которое стимулирует воображение ребенка, благодаря чему, он сможет исполнить сочинение в том характере и манере, которые и были заложены композитором.

В 1871 г. вышли в свет «Детские игры» Ж. Бизе — 12 пьес для фортепиано в 4 руки. Каждая из них описывает какую-то детскую забаву или игрушку — «Волчок», «Кукла», «Труба и барабан», «Жмурки» и т. д. Помимо программных заголовков пьесы имеют свою жанровую основу: «Жмурки» композитор связывает с ноктюрном, «Трубу и барабан» с маршем, а «Волчок» с экспромтом.

С 1867 по 1901 Э. Григ сочиняет «Лирические пьесы». «Марш троллей» (или «Шествие гномов» / «Марш гномов») из пятой тетради 1891 г. прочно вошел в детский репертуар старших классов музыкальной школы. Эта музыка поражает своей звукоизобразительностью. Уже с первых тактов мы слышим и ощущаем, как по подземным коридорам, стройными рядами шагают гномы, а в свете их факелов мелькают и сменяют друг друга зловещие, неуловимые тени. Тремя годами ранее Э. Григ сочинял Сюиту для оркестра “Пер Гюнт” ор. 46. Завершающий ее марш «В пещере горного короля» скорее всего, известен юным музыкантам даже больше предыдущего номера: переложение для фортепиано исполнял чуть ли не каждый юный музыкант.

Морис Равель — композитор, «визитной карточкой» которого стало знаменитое «Болеро» — также «приложил руку» к пополнению детского музыкального репертуара. Его «Пять детских пьес для фортепиано в 4 руки» под названием «Матушка-Гусыня» предназначены для маленьких исполнителей и основаны на сюжетах различных сказок.

Матушка-Гусыня — сказочница, от лица которой и повествуются волшебные истории. Также называется первый сборник французских сказок, изданный Шарлем Перро в 1697 г. Опубликованная в сборнике сказка «Спящая красавица» навеяла образы первой и последней пьесам М. Равеля — «Павана Спящей красавицы» и «Волшебный сад». На основе сюжета сказки «Мальчик-с-пальчик» сочинена вторая пьеса, с одноименным названием. Третье произведение — «Дурнушка, императрица пагод» –вдохновлено сказкой из сборника «Сказки фей» Мари-Катрин графини (или баронессы) д’Онуа. Четвертая же пьеса основана на сюжете сказки «Красавица и чудовище» в редакции Жанны-Мари Лепренс де Бомон, впервые опубликованной в 1756 г.

Но не только зарубежные авторы создавали музыку для детского исполнения. Огромную нишу в этой области занимают сочинения русских композиторов.

Петр Ильич Чайковский — композитор, «Детский альбом» которого знают все пианисты от мала до велика. Петр Ильич всегда любил детей. Он обожал своих многочисленных племянниц и племянников. Неудивительно, что у П. И. Чайковского возникла мысль создать сборник пьес, предназначенный для детского исполнения. Так в мае 1878 г. в селе Каменка близ Киева (в котором проживала сестра Петра Ильича Александра Ильинична со своим супругом и детьми) и появился знаменитый альбом. Всего в сборнике 24 пьесы, каждая из которых имеет программное название.

«Детский альбом» можно рассматривать, как рассказ об одном дне из жизни ребенка XIX в. Все начинается «Утренней молитвой» (в советских изданиях это название было заменено на «Утреннее размышление») — написанной в аккордовой фактуре, напоминающей тихое, стройное пение церковного хора. Не забывает композитор и про мальчишеские игры — «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». Возникает в сборнике образ мамы (пьеса «Мама») — в воображении возникает ее спокойный, заботливый голос и ласковые руки. Кукольная трилогия знакомит ребенка не с самыми радужными сторонами нашей жизни: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», но с надеждой на светлое будущее: «Новая кукла». Есть в сборнике пьесы, открывающие юному пианисту культуру зарубежных стран. В первую очередь — это популярные в XIX в. танцы: «Мазурка», «Полька», «Вальс», а также целый ряд «песенок» — «Итальянская», «Французская», «Немецкая», «Неаполитанская». «Русская песня», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» — показывают ребенку разнообразие отечественной культуры. Находят свое место в сборнике и сказочные образы — «Нянина сказка», «Баба-яга». В завершении дня звучит «Сладкая греза». Где-то за окном поет жаворонок («Песня жаворонка»), в детском сне, пропитанном событиями прошедшего дня, звучат мелодии шарманки («Шарманщик поет»), а вдалеке, в маленькой церквушке проходит вечерняя служба и слышен церковный хор (пьеса «В церкви», в советских изданиях это название было заменено на «Хор»).

Вслед за П. И. Чайковским отечественные композиторы конца XIX — ХХ веков стали создавать свои «детские альбомы» для фортепиано. За последние сто с лишним лет появилось огромное количество фортепианной музыки для детского исполнения: «Бирюльки» ор. 28 (1900) С. М. Майкапара, «Шесть дивертисментов» ор. 35 (1911) С. М. Ляпунова, «Детский альбом» ор. 98 (1923) А. Т. Гречанинова, «Пьесы для детей» ор. 43 (1938) Н. Я. Мясковского, «Тридцать детских пьес для фортепиано» ор. 27 (1937–38) Д. Б. Кабалевского, «Саввушкина флейта» (1970) и «О чем пел зяблик» (1974) Н. Н. Сидельникова, «Музыкальные игрушки» (с 1971 г. пьесы цикла публиковались в различных детских музыкальных сборниках) С. А. Губайдулиной, «Тетрадь для юношества» (1981) Р. К. Щедрина и многое другое.

«Бирюльки» Самуила Моисеевича Майкапара — это цикл разнохарактерных программных пьес, состоящий из 6 тетрадей, которые в свою очередь поделены на три серии. Первая серия (1 и 2 тетради) — начинается с сочинений в тональностях C-dur и a-moll и включает в себя пьесы в диезных тональностях от одного до трех знаков (G-dur/e-moll, D-dur/h-moll, A-dur/fis-moll). Вторая серия (3 и 4 тетради) — также начинается произведениями в тональностях C-dur и a-moll, но включает в себя уже пьесы в бемольных тональностях от одного до трех знаков (F-dur/d-moll, B-dur/g-moll, Es-dur/c-moll). Третья серия пьес (5 и 6 тетради) включает все остальные тональности. Примечательно, что в последней паре тональностей — Fis-dur/dis-moll, минорная энгармонически заменена аналогичной бемольной тональностью — es-moll (что напоминает о соотношении тональностей в I томе «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха между Прелюдией es-moll и Фугой dis-moll).

Таким образом, пьесы сборника охватывают весь спектр тональностей современного фортепиано.

За каждой из «Бирюлек» стоит свой тщательно продуманный и музыкально прописанный образ. В «Сиротке» преобладают жалобные, полутоновые интонации, спокойный темп и предающий светлую грусть a-moll. «Пастушок» напротив начинается задорными короткими пассажами шестнадцатых, которые навевают образ веселого мальчишки, бегущего вприпрыжку по лугу и играющего на рожке. Нервное, взволнованное состояние показано в пьесе «Тревожная минута». С. М. Майкапар создал прекрасный сборник миниатюр для маленьких музыкантов, который познакомит юных исполнителей со всеми 24-мя тональностями, но доступным для ребенка музыкальным языком.

Цикл «Бирюльки» — не единственный сборник детских пьес у композитора. С. М. Майкапаром также написаны: «Колыбельные сказочки» (сюита из 3-х маленьких пьес для фортепиано) ор. 24, «Маленькие новеллетты» для фортепиано ор. 8, цикл «Миниатюры» (24 пьесы для фортепиано) ор. 33.

На счету Александра Тихоновича Гречанинова множество различных сборников фортепианной музыки для детей. Это «Детский альбом» ор. 98 (1923 г.), «Бусинки» (12 легких пьес для фортепиано) ор. 123, (1923), «На зеленом лугу» (10 пьес для фортепиано) ор. 99, (1924), «Дедушкин альбом» (17 легких пьес для фортепиано) ор. 119, (1929), «Альбом Андрюши» и «Альбом Нины» (10 легких пьес для фортепиано) ор. 133 и ор. 141, (1933) и т. д.

В «Детский альбом» А. Т. Гречанинова входит 15 пьес. Конечно же, все их объединяет тема детства — это сценки из детских игр («Солдатики маршируют», «Верхом на палочке», «На лужайке»), эмоциональные переживания («В разлуке», «Заболела няня»), повседневные занятия («Скучный урок»). Произведения этого цикла написаны для самых маленьких пианистов и рассчитаны на формирование различных исполнительских приемов у детей, воспитание аппликатурных навыков, техники фортепианной игры.

Свои «детские альбомы» сочиняют и Сергей Сергеевич Прокофьев («Детская музыка» ор. 65, 1935 г.), Арам Ильич Хачатурян (две тетради «Детского альбома», 1947 г. и 1967 г.), Георгий Васильевич Свиридов («Детский альбом», 1948 г.), Дмитрий Дмитриевич Шостакович («Детская тетрадь» ор. 69, 1945 г.), Сергей Михайлович Слонимский («Детские пьесы», 1970 г.). Имена этих композиторов знают не только профессиональные музыканты, но и люди далекие от мира искусства. Кто не слышал знаменитую «Ленинградскую» симфонию (№ 7) Д. Д. Шостаковича, и чудесную кантату Г. В. Свиридова «Снег идет», не узнает мотив «Танца рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева и не смотрел «Спартак» и «Гаянэ» с его известнейшим «Танцем с саблями» А. И. Хачатуряна? Все сборники упомянутых композиторов написаны для того, чтобы постепенно ввести начинающих пианистов в удивительный мир академической музыки. С их помощью, педагог сможет познакомить ребенка с индивидуальным стилем каждого композитора. Комбинируя сочинения из разных циклов можно развить слуховые, технические, интонационные навыки учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшем освоении музыкального инструмента и знакомстве со все более трудными сочинениями не только всех вышеперечисленных авторов, но и многих других.

Нет никакого смысла и дальше перечислять то неисчерпаемое количество нотного музыкального материала для детского исполнения, который был написан отечественными композиторами ХХ в. Бесспорно только одно — он огромен. Современный педагог может подобрать сочинения абсолютно для любого ребенка исходя из возможностей его пианистического аппарата, возраста, техники, слуха, музыкальных предпочтений. Несмотря на то, что все сборники строго индивидуальны, и каждый из них отражает то видение мира детства, которое присуще тому или иному автору, в них прослеживаются и общие черты.

Во-первых — все сочинения, так или иначе, объединены в циклы, сборники или фортепианные сюиты. Некоторые связаны общей сюжетной линией: День из жизни ребенка — «Детский альбом» П. И. Чайковского; «Детская музыка» С. С. Прокофьева; Линия сказок — «Матушка-Гусыня» М. Равеля; Линия игрушек — «Музыкальные игрушки» С. А. Губайдулиной; Линия танцев — «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича.

Во-вторых — во всех сборниках присутствуют пьесы, составляющие какую-то одну тематическую группу: Детские игры: «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Верхом на палочке» из «Детского альбома» А. Т. Гречанинова, «Пятнашки» из «Детской музыки» С. С. Прокофьева, «Скакалка» из второй тетради «Детского альбома» А. И. Хачатуряна, сборник «Детские игры» Ж. Бизе; Танцы: «Тарантелла» из «Детской музыки» С. С. Прокофьева, «Старинный танец» из «Детского альбома» Г. В. Свиридова, «Вальс» и «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Вальс» из «Детской тетради» Д. Д. Шостаковича, сборник «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича; Сказочно-фантастическая тематика: «Баба-яга» из «Детского альбома П. И. Чайковского, «В пещере горного короля» и «Марш троллей» Э Грига, «Колдун» из «Детского альбома» Г. В. Свиридова, «Марш Бармалея» и «Дюймовочка» из «Детских пьес» С. М. Слонимского, «Вечерняя сказка» из второй тетради «Детского альбома» А. И. Хачатуряна, сборник «Матушка-Гусыня» М. Равеля; Пьесы различной психоэмоциональной окраски: «Ябеда» из «Детских пьес» С. М. Слонимского, «Две смешные тетеньки поссорились» из второй тетради «Детского альбома» А. И. Хачатуряна, «Упрямец» и «Грустная песня» из «Детского альбома» Г. В. Свиридова; Колыбельные: «Колыбельная» из «Детского альбома» А. Т. Гречанинова, «Колыбельная песенка» из «Детского альбома» Г. В. Свиридова; Пьесы, связанные с природой: «Пасмурный вечер» из «Детских пьес» С. М. Слонимского, «Зима» и «Дождик» из «Детского альбома» Г. В. Свиридова, «Весенняя песня» из «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Как уже отмечено ранее, огромное количество композиторов ХХ в. занималось сочинением фортепианной музыки для детского исполнения. Многие из описываемых сборников педагоги знают чуть ли не наизусть. Пьесы всех альбомов сочетают в себе особенности музыкально-инструктивных сочинений, направленных на развитие пианистического аппарата ребенка, его музыкально-технических способностей, чувства метроритма, агогики. Эти произведения с легкостью можно исполнять на детских фестивалях, конкурсах и концертах, так как каждое из них обладает ярко выраженной программой и разнообразными средствами музыкальной выразительности. Сборники будут полезны не только в качестве подготовки учащегося к дальнейшим покорениям вершин музыкального искусства, но и разовьют воображение ребенка, что, несомненно, поможет ему в исполнении более сложных в драматургическом плане произведений и в развитии музыкальной техники.

Литература:

  1. Айзенштадт С. А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. — М.: Классика-ХХI, 2003. — 80 с.
  2. Асафьев Б. В. Русская музыка о детях и для детей / Асафьев Б. В. // Избранные труды. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 4. — С. 97–109
  3. Ганина С. А. Феномен детства в музыкальной культуре XIX в. / С. А. Ганина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2012. — № 1 (29). — С. 128–132
  4. Лазанчина А. В. Феномен детства в фортепианных циклах Р. Шумана и П. Чайковского / А. В. Лазанчина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2015. — № 1 (5). — С. 1224–1227
  5. Лесовиченко А. М. Детская музыка Д. Б. Кабалевского — самобытное явление отечественной музыкальной культуры и музыкального образования / А. М. Лесовиченко // Вестник кафедры ЮНЕСКО музыкальное искусство и образование. — 2014. — № 3 (7). — С. 48 -58
  6. Лесовиченко А. М. Детская музыка как феномен музыкальной культуры и ее освоение в условиях педагогического ВУЗа и колледжа / А. М. Лесовиченко // Вестник кафедры ЮНЕСКО музыкальное искусство и образование. — 2013. — № 3 (3). — С. 100–105.
  7. Немировская И. А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX — первой половины ХХ веков: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. искусствоведения (17.00.02). — Магнитогорск, 2011. — 48 с.
  8. Николаев А. А. «Детский альбом» / А. А. Николаев // Фортепианное наследие Чайковского. — М.: МузГиз, 1949. — С. 125–131
  9. Николаев А. А. «Времена года» / А. А. Николаев // Фортепианное наследие Чайковского. — М.: МузГиз, 1949. — С. 115–124
  10. Смирнова М. В. Феликс Мендельсон-Бартольди. Шесть детских пьес для фортепиано ор. 72 (к проблеме исполнительского прочтения) / М. В. Смирнова // Научное мнение. — 2017. — № 4. — С. 25–29
  11. Сорокина Е. А. Мир детства в русской музыке XIX века: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения (17.00.02). — Саратов, 2006. — 26 с.
  12. Тарновская Т. К. Авторские фортепианные сборники композиторов ХХ века для детей / Т. К. Тарновская // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 233–235
  13. Тарновская Т. К. О новых пьесах С. М. Слонимского / Т. К. Тарновская // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 3 (16). — С. 64–67
  14. Тарновская Т. К. Русский авторский фортепианный альбом для детей (от Чайковского к Прокофьеву) / Т. К. Тарновская // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 231–233
  15. Шефова Е. А. Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения (17.00.02). — Саратов, 2015. — 26 с.
  16. Юрова Т. В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре. — М.: Музыка, 2010. — 144 с.