Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста / С. В. Попова, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17794/ (дата обращения: 28.04.2024).



Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала.

Ж. Пиаже

В связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. На протяжении многих лет интересной и популярной является Лего-технология. Которая позволяет использовать различные виды конструкторов. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней.

Конструктор лего — давно уже легендарный бренд, интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.

Лего-конструктор безопасен, имеет широкие игровые возможности. Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Подъяков, Ф. Фребель и др) предложили различные формы организации обучения. [1].

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца представляют модель, но не дают способа ее воспроизведения. Им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать.

Конструирование по схемам. У детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества и проявления самостоятельности детей.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек. Основная цель конструирования по теме — это актуализация и закрепление знаний и умений. [4].

Технология лего-конструирования актуальна и значима в свете внедрения ФГОС, так как, является важным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей.

Основная цель лего-конструирования в младшем дошкольном возрасте — это создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили их заинтересованность конструкторской деятельностью. Но постройки детей носили спонтанный характер, не имели сюжета и направленности. Очевидно, это связано с недостатком имеющихся умений и знаний в области лего-конструирования. Тогда мы разработали дополнительную общеразвивающую программу «Мастерята». С целью развития конструктивных навыков дошкольников младшего возраста.

Дополнительное образование рассматривается как пространство образовательных возможностей, механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей, семьи и общества в целом. В. А. Березина подчёркивает: «… система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, … и другой образовательной деятельности» [3].

Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, мы используем конструктор дупло, с крупными деталями, предназначенный для детей от полутора до пяти лет.

Программа кружка «Мастерята» составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду» и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: развивать конструкторские способности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

— развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

— формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,

— развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, конструктивные навыки и умения;

— формировать коммуникативные навыки детей: умение высказывать свои предложения, просьбы, отвечать на вопросы, объединяться в игре в пары, микро-группы.

Планируемые результаты освоения программы:

— у ребенка развита мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими;

— у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности,

— у ребенка развита способность к простейшему анализу сооруженных построек (выделяет форму, величину, цвет деталей);

— ребенок овладевает умением работать в конструировании по образцу, условиям.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основная форма — подгрупповая.

Продолжительность одного занятия 15 минут.

Структура занятий

Первая часть занятия — это игры, упражнения на развитие логического мышления.

Вторая часть –конструирование.

Цель второй части — развитие способностей к наглядному моделированию.

Третья часть — обыгрывание построек, выставка работ, обсуждение.

В середине занятия проводится физкультминутка.

Таблица 1.

Учебный план:

Направленность дополнительного образования

Количество часов

Срок реализации программы

в неделю

в год

всего

1. Техническая

1.2. «Мастерята»

1

27

27

1 год

Таблица 2

Примерное тематическое планирование кружка «Мастерята»

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

«В гостях у ЛЕГО»

Познакомить с конструктором, с правилами поведения и техники безопасности, с названием деталей; закрепить знание основных цветов

«Дорожка в саду»

Учить детей выполнять простейшую постройку, обследовать предметы, выделяя их цвет; познакомить со способами соединения деталей при постройке дорожек; развивать мелкую моторику рук

«Башенка»

Учить выполнять простейшие постройки; формировать бережное отношение к конструктору

«Здравствуй, лес»

Познакомить с некоторыми видами деревьев, учить различать их; учить строить дерево из Лего-конструктора

Ноябрь

«Запомни и выложи ряд»

Развивать внимание и кратковременную память.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее; развивать творческую инициативу, самостоятельность

«Мебель для комнаты»

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части; учить анализировать образец

«Построим загон для коров»

Закрепить умение скреплять две детали одной деталью; развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность, память

Декабрь

«Найди на ощупь»

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию; закрепить название деталей, основные цвета

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее; развивать творческую инициативу, самостоятельность

«Утята в озере»

Учить внимательно слушать стихотворение, строить из конструктора утят.

«Новогодняя елочка»

Закреплять понятия высокий, низкий; учить выполнять задания по условиям; развивать творчество, воображение

Литература:

  1. Картина, И. Е. Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании / И. Е. Картина, Ю. С. Луцик, И. В. Бондарь. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 11–13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4887/ (дата обращения: 13.02.2023).
  2. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». — М.: Академия, 2002г.-192с.
  3. Тимофеева Р. Г. Сборник дидактических игр по лего-конструированию. Для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М.: Перо, 2019. — 66 с.
  4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 114 с.
  5. https://www.pedgorizont.ru/publications?id=4009829