Непосредственно образовательная деятельность «Как на Руси хлеб пекли» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 05.12.2022

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Ивашкевич, О. В. Непосредственно образовательная деятельность «Как на Руси хлеб пекли» / О. В. Ивашкевич. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17618/ (дата обращения: 28.04.2024).



Интеграция образовательных областей . «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи .

1) Способствовать освоению детьми представлений об историческом времени (временных отношений: как в прошлом выращивали и изготовляли хлеб и как данный процесс происходит в настоящее время); развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проявлять инициативу и самостоятельность; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, как к результату труда, уважение к труду хлебороба (ОО «Познавательное развитие»);

2) Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение действовать в команде (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);

3) Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную грамматически правильную диалогическую речь (ОО «Речевое развитие»);

4) Способствовать реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);

5) Развивать умение согласовывать речь с движением (ОО «Физическое развитие»).

Методы и приемы.

Практические: упражнения, игровые приёмы.

Наглядные: демонстрация сюжетных линий, предметных картинок.

Словесные: беседа, объяснение.

Материалы и оборудование .

Универсальный игровой образовательный модуль «В путь на машине времени»: пиктограммы, сюжетные линии с изображением процесса развития сельского хозяйства в старину и в настоящее время.

Групповое помещение: панно «Река времени», картинки с изображением людей, которые занимаются выращиванием хлеба в разные исторические эпохи, картинки с изображением амбаров, мукомольных заводов, Самарского булочно-кондитерского комбината, Самарского хлебозавода и пекарней, работающих в Самарском регионе.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровой приём «Путешествие на машине времени».

Игровая

Игровой прием «Ромашка Блума»

Изобразительная

Рисование «Рассказ в картинках»

Познавательно-исследовательская

Упражнение «Посчитай, назови, расскажи», работа с раздаточным материалом на панно «река времени»

Коммуникативная

Вопросы, беседа по сюжетным линиям модуля, упражнение «Посчитай, назови, расскажи»

Логика образовательной деятельности

Этапы (последовательность деятельности)

Деятельность педагога и детей

Обсуждение реального или вымышленного события

(деятельность педагога с детьми в рамках модуля)

Педагог демонстрирует иллюстрацию из сказки «Колосок». Интересуется, узнали ли дети сказку.

Сообщает, что в сказке все пошло наоборот — мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Петух не справляется с мышатами и обращается к детям за помощью — просит детей рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб со времен старины, чтобы попасть на стол.

Спрашивает у детей, согласны ли они помочь Петуху?

При положительном ответе предлагает отправиться в прошлое на «машине времени» для того, чтобы уточнить и расширить знания, как выращивали хлеб в старину.

Постановка цели исследования

(деятельность педагога с детьми в рамках модуля)

Педагог совместно с детьми определяет цель деятельности:

— Давайте уточним, для чего нам нужно попасть в далёкое прошлое? (Узнать историю выращивания хлеба).

Анализ — сравнение, активное обсуждение демонстративного материала

(деятельность педагога с детьми в рамках модуля)

Игровой приём «Путешествие на машине времени»

Педагог обращает внимание на макет «машины времени» и сообщает, что для того, чтобы отправиться в путешествие во времени необходимо машину «завести».

Дети проговаривают четверостишие, имитируя действия при «запуске» машины.

Тик- так, тик-так,

( Руки на поясе, наклон вправо и влево .)

Время отмеряет шаг

( Шаг на месте .)

Стрелки мы переведём

( Руки вперед, вверх,

вращать против часовой стрелки .)

В старину мы попадём.

Игровой приём «Ромашка Блума»

Педагог обращает внимание детей на «ромашку», на лепестках которой находятся пиктограммы. Предлагает каждому ребенку выбрать лепесток, и, ориентируясь на рисунки пиктограммы, задать своим сверстникам вопрос, ответ на который поможет детям актуализировать и расширить знания об истории выращивания хлеба. Ответы дети находят на сюжетных линиях в модуле «В путь на машине времени».

Возможные варианты вопросов, изображенные на пиктограммах: Чем люди, вспыхивали землю? Как сеяли зерна? Как убирали рожь? Как из зерен получали муку? Где выпекали хлеб?

По мере поступления от детей ответов, педагог задает уточняющие вопросы: Как вы думаете, легко ли в старину людям было землю пахать? Как выбирали зерна из колосьев? Какие печи были в старину? И др.

Игровой приём «Путешествие на машине времени»

Тик- так, тик-так,

( Руки на поясе, наклон вправо и влево .)

Время отмеряет шаг

( Шаг на месте .)

Стрелки мы переведём

( Руки вперед, вверх,

вращать против часовой стрелки .)

В современный мир мы попадём.

Педагог задает уточняющие вопросы (Чем пашут землю сегодня? Чем убирают колосья пшеницы? Где растирают зерна на муку? Где пекут хлеб? Куда привозят хлеб?) и просит найти ответы на них на сюжетных линиях модуля. При затруднении, поясняет, как происходит процесс выращивания злаковых культур, процесс изготовления хлеба в настоящее время.

Далее, имитируя движение «машины времени», возвращаются в группу.

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

(деятельность педагога с детьми в групповом помещении)

Работа с панно «Река времени».

  1. Дети, опираясь на метки, собирают панно «Река времени» в исторической последовательности: «старина», «новая история» и, анализируя и сравнивая картинки с изображением людей, которые занимаются выращиванием хлеба в разные времена, располагают их на панно относительно «меток».
  2. Педагог дополняет панно частью «новая история» с региональным компонентом и просит детей найти и разложить картинки с изображением амбаров, мукомольных заводов, Самарского булочно-кондитерского комбината, Самарского хлебозавода и пекарней, работающих в Самарском регионе.
  3. Игровое упражнение «Посчитай, назови, расскажи»

Задания:

 Посчитайте, сколько картинок в эпохе «старина» («новая история»)?

 Назовите профессии людей, связанные с выращиванием и изготовлением хлеба.

 Вспомните поговорки о хлебе.

Сопоставление результатов исследования

Педагог предоставляет детям возможность высказаться, задаёт вопросы:

 Зачем мы отправлялись в путешествие на «машине времени» в далёкое прошлое? Поделитесь впечатлениями, что вас удивило?

Модификация

Педагог мотивирует детей на продолжение работы в самостоятельной деятельности. Предлагает выполнить «Рассказ в картинках» для мышат. Для изобразительной деятельности дети могут объединиться в подгруппы (или в пары) и распределить действия для получения коллективной работы.

Литература:

  1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
  2. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. — М,: ТЦ Сфера, 2016. -80 c.
  3. Емельянова Э. Расскажите детям о хлебе Издательство: Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2010 г.