Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Селеменева, С. Ю. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов / С. Ю. Селеменева, Ю. Д. Антонова, Е. П. Жиленкова, Е. В. Глушецкая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17506/ (дата обращения: 01.05.2024).



Дошкольный возраст — начальный этап становления и развития культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях проблема формирования навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста актуальна. Достаточно большое количество детей приходят в детский сад, совершенно не владея даже начальными навыками самообслуживания: не умеют правильно держать ложку, не умеют одеваться, не владеют навыками личной гигиены.

Самообслуживание понимается как трудовая деятельность ребенка, направленная на обслуживание самого себя. Навык — действие, доведенное до автоматизма. Навыки формируются под руководством взрослых при правильном планировании и выполнении действий в определенной последовательности. Навыки и умения самообслуживания определяют еще и как культурно-гигиенические навыки, связанные с чистотой и порядком [2].

В соответствии с ФГОС развитие навыков самообслуживания — это одно из важнейших направлений в работе дошкольных образовательных организаций. Главной целью является развитие навыков самообслуживания через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

Организация в ДОО образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста (3–4 лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому важное направление работы с детьми данного возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Другими словами, задача в младшем дошкольном возрасте — сформировать навыки самообслуживания, которые необходимы для полноценного развития ребёнка [3].

Для решения данной проблемы в нашем детском саду была разработана программа «Здоровый малыш». Цель программы: формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов. Для достижения цели программы были определены следующие задачи: создание условий для совершенствования культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания; формирование потребности детей в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни; подборка дидактических игр и упражнений в совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах; создание эмоционально-благополучной атмосферы с родителями воспитанников в процесс формирования навыков самообслуживания [1].

В начале нашей деятельности был составлен список литературных произведений, в которых отражаются проблемы формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников: потешки И. Дубовца, стихотворения Л. Грижибовской, С. Капутикяна, Я. Акима, А. Барто. Затем были отобраны дидактические игры и упражнения, которые позволяют сформировать у младших дошкольников навыки одевания и раздевания, приема пищи, навыки умывания и пользования полотенцем: « Перчатки», «Мыло душистое, полотенце пушистое», «Пара», «Юный доктор», «Ждем Ежика в гости», «Водичка, вода!» и др.

Одной из форм организации детской деятельности, направленной на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, является игра. Также использовались такие методы и приемы как: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверку выполнения действия, похвалу, оценку [5].

Механизм реализации программы осуществлялся блочно: блок 1 «Обучающие игровые ситуации»; блок 2 «Дидактические игры»; блок 3 Трудовая деятельность; блок 4 «Работа с родителями».

Реализация каждого режимного момента осуществлялась по частям:

  1. Вводная часть — разминка — активизация дошкольников, настрой детей на работу, установка эмоционального контакта, благоприятной атмосферы. Применение игр-приветствий.
  2. Основная часть, которая направлена на достижение поставленных задач с применением различных форм, методов и приемов: чтение художественной литературы (потешки, поговорки, загадки и т. д.); дидактические игры и упражнения; беседы и др.
  3. Завершающая часть — это рефлексия, а так же подведение итогов, закрепление у дошкольников положительного эмоционального фона и осознание ими освоенных навыков.

Например, проведение образовательной игровой ситуации «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». Целью является ознакомление с алгоритмом мытья рук (с последовательностью умывания); знакомство с предметами гигиены и их применением; формирование умение подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью воспитателя. С целью закрепления навыка мытья рук, лица, о назначении полотенец (для лица, рук) была организована образовательная игровая ситуация «Чистюля». Для формирования навыка самостоятельного приема пищи, была организована обучающая игровая ситуация «Угостим Лосяша чаем». Цель: знакомство детей с назначением посуды, овладение умением правильно держать ложку и чашку, выполняя действия аккуратно, выполнение предметно-игровые действия; воспитывать чувство гостеприимства.

На качество сформированного навыка оказывали влияние не только знания, но и методы и приемы работы. Фольклорный материал широко применялся в ходе всех режимных моментов: во время одевания, раздевания, умывания, подготовки ко сну, на прогулке, во время еды.

Закреплению навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста способствовало взаимодействие с семьями воспитанников. Так как дети освоили основные навыки самообслуживания, то их необходимо закреплять в практической деятельности дошкольников. Здесь за помощью мы обратились к родителям, так как дома родители, не всегда дают возможность детям самостоятельно выполнять освоенные навыки самообслуживания. Поэтому на данном этапе работы было уделено большое внимание работе с родителями воспитанников. В данном направлении работы были проведены такие мероприятия, как конференция, собрание, консультации, выпуск стенгазеты для уголка для родителей [5].

Таким образом, в ходе работы было отмечено, что дети и их родители положительно принимали все предложенные нами игры и задания. Мы пришли к выводу о том, что формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов проходило эффективно при соблюдении следующих педагогических условий: учете возрастных и индивидуальных особенностей детей;организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению навыков самообслуживания детей в ходе режимных процессов;применении дидактических игры и упражнения в совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах;взаимодействии с родителями воспитанников в процесс формирования навыков самообслуживания, что полностью подтверждает положения выдвинутой вначале исследования гипотезы.

Литература:

  1. Варенцова, Н. А. Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы / Н. А. Варенцова // Молодой ученый. — 2019. — № 4. — С.381–384.
  2. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. — ТЦ Учитель. — 2020.- С.231.
  3. Даурова, У. А. Инновационные методы и формы работы в организации деятельности дошкольников по самообслуживанию и элементарному бытовому труду /У. А. Даурова //Педагогические и психологические технологии в условиях модернизации образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: АЭТЕРНА, 2017. — С.51–54.
  4. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. /В. А. Зебзеева — М.: Сфера, 2019.- С.250.
  5. Зорина, А. А. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания / А. А. Зорина, Ю. С. Тюнников // Молодой ученый. –2018. — № 3. –С. 13–15.