Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хламова, Н. А. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Н. Н. Шестаченко, Л. В. Черноусова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/458/17398/ (дата обращения: 27.04.2024).



В течение последних десятков лет в нашем обществе изменилась модель социально-экономических отношений, отличающаяся сменой системы общеэкономических ценностей. Наряду с этим, изменяются жизненные предпочтения, происходит замена приоритетности материальных благ для каждого человека. Возрастает значение имущественных благ, отмечается утрата идеологических и нравственных целей.

Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО): формирование общей культуры личности ребенка [3].

Составляющей общей культуры личности ребенка-дошкольника является — Экономическая культура личности ребенка. Характерная черта экономической культуры — наличие элементарных представлений о экономических категориях качествах (рачительность, трудолюбие, смекалка, умение планировать расходы, бережливость, осуждение жадности, порицание алчности). Без присутствия таких начальных экономических представлений у детей невозможно дальнейшее эффективное формирование финансовой компетентности.

Надо отметить, что раннее приобщение детей к миру экономики, а также само содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.

Первоначальные экономические знания ребенок получает на бытовом уровне — в ходе общения с родителями, родственниками и сверстниками. Слышит разговор родителей о планировании семейных расходов, анализирует телевизионную информацию. Экономическое воспитание детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. И делать это надо сообща: педагог в детском саду, а родители — дома.

В возрасте до семи лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: красивое, некрасивое, добро, зло, хорошее и плохое. Главное при этом — сформировать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а только потом к деньгам.

Основной вид игры ребенка дошкольного возраста — сюжетно — ролевая. Эта игра — наиболее неожиданное, внезапное проявление ребенком своих желаний, ощущений и демонстрация полученного ранее опыта. Вместе с тем, она строится на сотрудничестве ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность, самостоятельность, увлеченность, активность и творчество.

Основной источник сюжетно-ролевой игры ребенка — это находящийся вокруг него социум; деятельность сверстников и взрослых. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Согласно Р. А. Иванковой, « Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий» [1].

Основой сюжетно-ролевой игры является — Роль. Как правило, ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок ассоциирует себя с тем или иным взрослым человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (делает укол, как медсестра; готовит обед, как повар; учит детей, как учитель и др.), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (осматривает больного; хвалит или ругает дочку; учит детей и т. д.).

В сюжетно-ролевой игре дошкольники вступают в реальные организационные отношения (распределяют роли, договариваются о сюжете игры, оговаривают правила и т. п.). Между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: врача и пациента мамы и дочки, капитана и матроса, учителя и ученика и т. д.).

Работая над данной темой, разработали четыре Модели использования сюжетно-ролевых игр:

«Банк» : включает в себя знакомство с основами финансовой грамотности;

«Кондитерская фабрика» : знакомит детей с производством и реализацией товара, новыми профессиями;

Фирма «Строитель» : расширяет кругозор социальных отношений; формирует у детей первичные представления и положительное отношение к людям строительных профессий; к результатам их труда. Формирует представления о предназначении разных зданий и их отличии в конструкции;

«Рекламное агентство» : знакомит детей с представлением о назначении рекламы, ее видах: радио и видеореклама, печатная; с акциями, презентацией нового товара, службой маркетинга;

В этих играх можно отразить разнообразие экономических отношений.

Для работы с детьми разработали Схемы к каждой сюжетно-ролевой игре, состоящие из трех ступеней: «Банк», «Кондитерская фабрика», Фирма «Строитель», «Рекламное агентство», состоящая из трех ступеней.

1) «Банк»:

Первая ступень — знакомство с учреждением — Банк (беседа о значении этого учреждения в жизни современного человека. Рассказ о финансовых операциях, которые возможно производить в Банке. Беседа о профессиях банковских работников: консультант, кассир, менеджер и другие).

Вторая ступень — придумывание и проигрывание отдельных сюжетов, включающие в себя ролевые диалоги: «Нам нужен кредит», «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Расскажите об услугах вашего банка» и т. д. Организована сюжетно-ролевая игра «Открытие нового Банка!».

Третья ступень — непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов. Организована сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика». Игры — «Банк», «Семья», «Супермаркет», были объединены общим сюжетом.

2) «Кондитерская фабрика» :

Первая ступень — знакомство с первоначальными сведениями о изготовлении кондитерских изделий. Познавательные беседы «Волшебные механизмы на кухне», «Откуда берется тесто», «Конфетная фабрика».

Вторая ступень — проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Заказываем торт ко дню рождения мамы», «Поход в кафе», «Кулинарное шоу». Придумывание различных ролевых диалогов: кондитер — покупатель, кассир — клиент, и т. д. Провели экспериментирование «Изготовление теста».

Третья ступень — введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Кондитерская фабрика «Веселый кондитер», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Супермаркет», «Кафе». Семья решила отпраздновать день рождение мамы, отправилась в Супермаркет за тортом; кондитеры выполняли свои обязанности: придумывали проекты торта, рисовали эскизы, подбирали нужные продукты, презентовали товар.

3) Фирма «Строитель»:

Первая ступень — расширяет кругозор социальных отношений. Познакомили детей с профессиями через дидактическую игру «Кто построил дом?». Обсудили с детьми, что необходимо для строительства различных построек (дидактическая игра «Строим здания большие!»). Дети рисовали дом своей мечты, а затем открыли выставку работ.

Вторая ступень — проигрывание отдельных сюжетов и диалогов: «Берем кредит на строительства загородного дома». Придумывали различные ролевые диалоги: служащий банка — клиент банка, клиент — художник — дизайнер, кассир — клиент, бригадир — столяр, бригадир — каменщик и т. д.

Третья ступень — введение новых игровых сюжетов. Организовали сюжетно-ролевую игру Фирма «Умелый строитель», связав ее с сюжетно-ролевыми играми: «Банк» и «Семья». Семья решила построить дом, отправилась в банк за деньгами; художники — дизайнеры выполняли свои обязанности, придумывали проекты, рисовали чертежи; столяры и каменщики — подбирали строительный материал (конструкторы).

4) «Рекламное агентство»:

Первая ступень — при решении проблемной ситуации «Как можно узнать о товаре?» знакомили детей с новыми профессиями: рекламный агент и художник — оформитель; с их обязанностями. Проводили дидактическую игру: «Кто работает в рекламном агентстве?».

Вторая ступень — совместно с детьми придумывали рекламу для предстоящего открытия «Рекламного агентства»; продумали, какие акции можно будет провести для привлечения большего количества людей. Использовали проблемные ситуации для ролевых диалогов.

Третья ступень — подведение общего итога всей работы, объединение всех полученных ранее знаний детей путем введения новых игровых сюжетов.

Литература:

  1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста / Р. А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — 2002. — № 4. — С. 53–56.
  2. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5–7 лет) / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду. — 2006. — № 5. — С. 83.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 29.10.2018 г.).
  4. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева. — Калининград: КОИРО, 2017. — 53 с.