Формирование регулятивных УУД в процессе обучения иностранному (немецкому) языку посредством написания диктантов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 21.01.2022

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Гарбуз, Е. Д. Формирование регулятивных УУД в процессе обучения иностранному (немецкому) языку посредством написания диктантов / Е. Д. Гарбуз, И. В. Воеводина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 25-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16930/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье автором рассматривается вопрос важности формирования регулятивных УУД у обучающихся на уроках немецкого языка посредством написания диктантов. Представляются результаты исследования по формированию регулятивных УУД у обучающихся 6-х классов на основе предлагаемой памятки по реализации различных форм диктантов на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: ФГОС, диктант, формирование регулятивных УУД, дидактические возможности, иностранный язык.

На сегодняшний день формирование способности обучающихся к саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономности личности, принятии ответственности за собственный результат обучения. Поэтому важным в процессе обучения любому школьному предмету представляется формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД). Согласно новому ФГОС ООО в редакции 2022 года (пункт 43.3) учащиеся должны овладеть целым комплексом УУД, в числе которых и регулятивные, под чем подразумевается овладение каждым из компонентов [2]. В теории универсальных учебных действий, предложенной и разработанной А. Г. Асмоловым, в состав регулятивных УУД входят [1]:

1) ц елеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

2) п ланирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4) контроль — сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) к оррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия;

6) о ценка — осознание уровня и качества усвоения;

7) с аморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Как показал проведенный нами анализ, реализация всех компонентов регулятивных УУД на уроках иностранного языка возможна посредством использования диктантов. В ходе написания диктантов учащиеся сначала учатся работать по предложенному учителем плану, а затем, при проведении новых диктантов, требующих большей самостоятельности, учатся самостоятельно организовывать свою учебно-познавательную деятельность, начиная с организации рабочего места и выбора средств обучения, и заканчивая рефлексией.

В фокусе внимания настоящего исследования находятся регулятивные УУД и процесс их формирования и развития у учащихся 6-х классов. К данному моменту обучения у школьников уже должны быть сформированы данные УУД на базовом уровне по окончанию начальной школы. В целях исследования был проведен опрос учащихся 5-х и 6-х классов, обучающихся немецкому языку по УМК «Горизонты», на предмет выяснения того, выполняют ли они осознанную регулятивную деятельность: осознанно ставят цели, оценивают, корректируют, регулируют и контролируют себя во время выполнения заданий учителя в ходе диктанта.

Опрос был проведен в формате анкетирования с помощью сервиса «Google. Формы» с выбором ответа «Да», «Нет», «Иногда». Под руководством учителя немецкого языка Афанасьевой Дарьи Сергеевны МБОУ МГ № 4 «Ступени» города Пенза было опрошено 88 человек, среди которых 42 учащихся 5-х классов и 46 учащихся 6-х классов. По результатам качественного анализа данных анкеты были сделаны следующие выводы.

  1. Большая часть учащихся 5-х и 6-х классов владеет в той или иной степени всеми компонентами регулятивных УУД;
  2. Самым слабым компонентом можно назвать коррекцию, так как она осознается во время осуществления деятельности лишь 44 процентами учеников и по сравнению с остальными компонентами значительно отстает;
  3. Наивысший уровень сформированности показал компонент самоконтроля (84 процента);
  4. Остальные 5 компонентов, а именно целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка и саморегуляция, развиты на среднем уровне у всех учащихся.

По результатам анкетирования стало ясно, что проблемной областью для учащихся является компонент коррекции на уроках иностранного языка. Для небольшой группы обучающихся трудности представляют и другие компоненты регулятивных УУД. В связи с этим была составлена памятка, основанная на вопросах из анкеты, действия которой обучающийся будет выполнять пошагово в форме чек-листа с примерами ответов. Так, обучающимся предлагается следовать обозначенным шагам, которые ориентируют их на ситуацию успеха. В тексте памятки внимание учащихся направлено на универсальные учебные действия, которые помогут им организовать работу на уроке над диктантом, заинтересовать их самим диктантом в яркой и позитивной форме предъявления, а также и новой для них регулятивной деятельностью. Предлагаемая памятка имеет следующий вид.

Дорогой друг! Знаешь ли ты, что диктант — это очень увлекательное занятие? Он может проводится с использованием картинок, с проигрыванием разных ролей, с пропеванием и просвистыванием, в форме эстафеты и т. д. Чтобы успешно справится с заданием, нужно знать, как вместе со своими одноклассниками организовать свою работу. Мы подготовили для тебя несколько важных шагов, которые приведут тебя к успеху!

  1. Как и с кем ты будешь выполнять задание один, в паре, в группе? Определись (это должно быть указано в правилах к конкретному диктанту). Если будешь работать в группе или в паре, распределите роли между собой.

– Один

– В паре

– В группе

  1. Какие действия ты должен выполнить, чтобы успешно справится с заданием? Напиши план своих действий (этапы работы).

Например:

  1. добежать до листка с текстом диктанта для нашей группы
  2. прочитать и запомнить первое предложение
  3. вернуться к группе и продиктовать это предложение
  4. контролировать всех участников моей группы, правильно ли они записывают слова и предложения….
  1. Какие трудности могут возникнуть? Подумай и запиши их для себя. Найди пути их решения со своим(и) партнером(ами).

Например:

Проблема

Решение

Не смогу запомнить много слов/длинные предложения, чтобы потом продиктовать их своей команде.

Пытаться запомнить несколько слов/часть предложения вместо целой фразы, вернуться к тексту диктанта, если вдруг все-таки забыл текст.

  1. Как ты будешь контролировать себя и свои эмоции? Постарайся выбрать подходящий тебе способ при написании данного диктанта:

– Я постараюсь сконцентрироваться на своем плане действий: что и как я должен(а) делать

– Я постараюсь следить за тем, правильно ли я записываю текст диктанта, проверяю сам(а) за собой орфографическое написание слов (проговариваю слова про себя, вспоминаю правила написания слов, буквосочетаний…)

– Я постараюсь сохранять спокойствие, даже если я (моя пара или команда) начинаю испытывать трудности.

– В случае трудностей и возникновении чувства беспокойства, страха, возможной неудачи я да знать об этом тому человеку, который может мне помочь (учителю, капитану команды, членам команды)

  1. Как ты будешь определять свой результат? Выбери подходящий для себя вариант в данном диктанте.

– Сравню свой результат (или результаты партнёрской или групповой работы) с правильным образцом и внесу необходимые исправления

– Дам работу на проверку другому ученику

– Сдам работу на проверку учителю

– Оценю себя сам на отметку как учитель

  1. Как ты будешь работать над тем, что не совсем получилось? Например:

– Просмотрю свои ошибки

– Подумаю, какие этапы были трудными и почему

– Обращусь за помощью к товарищу, если у меня остались вопросы

– Обращусь за помощью к учителю, если у меня остались вопросы

  1. После написания диктанта обратись к следующим вопросам, честно оцени себя и свою работу от 1 до 3 (закрась звездочки).

Насколько мне понравилось работать одному/ в паре/ в группе? Звезда Звезда Звезда

Насколько мне понравилась форма диктанта? Звезда Звезда Звезда

Насколько я следовал своему плану? Звезда Звезда

Звезда

Насколько я контролировал сам себя во время диктанта (проверял правильное написание)? Звезда Звезда Звезда

Насколько я контролировал свои эмоции во время диктанта? Звезда Звезда Звезда

Н сколько я доволен/довольна своим результатом? Звезда

Звезда Звезда

Если ты будешь работать с этой памяткой каждый раз перед написанием диктанта, твой следующий диктант обязательно будет успешнее!

Было проведено несколько диктантов с использованием предложенной памятки в 6 «В» классе МБОУ МГ № 4 «Ступени» города Пенза после проведения анкетирования. Представим промежуточные результаты опытно-экспериментальной работы после проведения одного из диктантов на уроке немецкого языка с использованием выше представленной памятки в следующей диаграмме.

После проведения диктанта с применением памятки (форма «просвистывающий диктант» на основе УМК «Горизонты» 6 класса с.27 упр.№ 12а в рамках темы «Мое свободное время), проанализировав собранные памятки 15-ти участников в ходе опытно-экспериментальной работы, видим следующие результаты:

1. Большинство учащихся (8 из 15) отмечают, что им понравилось работать индивидуально, 4 человека замечают, что им близка парная работа, а лишь 3 учащихся не совсем осознают роль работы в паре и группе.

2. Большинству учащихся (9 человек) форма диктанта понравилась частично. Остальные обещающиеся (6 человек) отмечают, что им очень понравилась новая форма диктанта.

3. Действия планирования и прогнозирования имели примерно одинаковый успех: большинство (6 человек) отметило, что они следовали полностью составленному плану, 5 человек считают, что следовали не полностью написанному плану действий и 4 учащихся оценивают себя так, что написанный план реализовать почти не удалось.

4. Действия контроля и коррекции реализуются лучше всего, что видно по результатам в таблице (11 человек), и в равной мере (по 2 человека) учащиеся сообщают, что им удавалось частично себя контролировать и корректировать во время «просвистывающего диктанта».

5. Действия эмоционального контроля для большинства (8 человек) учащихся удалось успешно реализовать; 5 учащихся сообщают, что им частично удалось контролировать свои эмоции, и 2 ученика отмечают, что им давался с трудом контроль эмоционального состояния.

6. Согласно действиям оценки и саморегуляции, большинство учеников (8 человек) отмечают, что они довольны своей работой над диктантом. 6 учащихся сообщают, что не все шаги диктанта удалось выполнить успешно и только 1 человек говорит о том, что трудно было прийти к полученному результату, и он не доволен своей работой.

Представленные данные позволяют сделать первые выводы об эффективности применения памятки в помощь к различным формам диктантов, проводимых на уроках немецкого языка, и ее результативности. Учащиеся действительно начинают осознаннее работать над диктантами и задумываться больше не только о действии оценки, но и начинают учитывать действия эмоционального контроля и коррекции, планирования и прогнозирования, в составе регулятивных УУД.

Подводя итог, стоит сказать, что диктанты могут быть использованы педагогами на уроках иностранного языка с целью достижения более высоких предметных и межпредметных результатов, а также более высокого уровня осознанности и контроля своей учебной деятельности. Также благодаря реализации всех функций регулятивных УУД могут быть достигнуты более высокий уровень осознанной мотивации личностного роста подростков и их саморегуляции.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]// Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://rg.ru/2021/07/06/minpros-prikaz287-site-dok.html (дата обращения: 04.12.2021)
  3. ФГОС ООО [Электронный ресурс]// Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 04.12.2021)