Формы развития экологической культуры дошкольников с привлечением возможностей вторичного использования картона (картонной упаковки) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бормонтова, Е. В. Формы развития экологической культуры дошкольников с привлечением возможностей вторичного использования картона (картонной упаковки) / Е. В. Бормонтова, М. Е. Татаринова, А. С. Еремина, Н. Н. Важенина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16921/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ключевые слова : экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир.

Развитие экологического сознания, экологической культуры современного человека в условиях глобального экологического кризиса приобретает все большую актуальность. Экологическая культура — это «сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии» [4]. То есть эта интегральная категория предполагает сосуществование целого ряда составляющих: знание, понимание важности и учет в своей деятельности основных законов природы, и как результат формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью людей, стремление к адекватному, бережному природопользованию. Сложность и многогранность этого явления предполагает необходимость непрерывного экологического образования, в котором дошкольный возраст рассматривается как начальная ступень, а формирование экологической культуры проходит в разных направлениях и самыми разными способами во всех видах деятельности ребенка.

Дошкольный (особенно старший дошкольный) возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. Это связано с тем, что в данный период у ребенка формируется осознанное отношение к окружающему миру, когда он начинает выделять себя из окружающей среды, но все же еще ощущает себя естественной частью природы. При этом дошкольник еще достаточно неформально воспринимает окружающий мир, не имея устойчивых ценностных представлений об отдельных явлениях окружающей действительности. Поэтому дети старшего дошкольного возраста открыты для того, чтобы «воспринимать и присваивать экологические правила отношений с окружающей средой, превращать их в свои привычки» [5].

В семейном воспитании экологическая культура формируется через подражание поведению членов семьи (некие простые правила поведения: не ломать живого дерева, не мусорить на улице, навыки разделения мусора по категориям и пр.) В детском саду развитие экологической культуры определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, которые, прежде всего, сами выступают в роли носителей этой культуры. Кроме того, система дошкольного образования выработала определенную систему воспитания, условия для формирования экологической культуры. В их пределах ребенок получает целый конгломерат первичных знаний разных направлений, касающихся экологического единства и многообразия живой природы, целесообразности устройства животного и растительного мира, роли и месте человека в этом мире, проблемам загрязнения окружающей среды, бережного природопользования, природоохранной деятельности и пр.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО — это «непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры» [2]. Основными задачами экологического образования дошкольников согласно ФГОС ДО являются [2]:

— формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека;

— формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы;

— совершенствование воспитательно-образовательной работы через интеграцию всех видов деятельности;

— непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни;

— пропаганда экологических знаний, приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Экологическое воспитание дошкольников реализуется через наблюдения; опыты; исследования; игры; труд; художественно-эстетическую практику; занятия физкультурой и спортом, причем как в обучающей деятельности, так и в повседневной жизни. В связи этим становится важна работа с родителями, которая в данном случае реализуется через проведение консультаций для родителей; конкурсов; выставок детских работ; праздников.

Одно из активно развивающихся направлений в развитии экологической культуры дошкольников — социальная экология, включает в себя, в том числе выработку у детей представлений об экономном и бережном отношении к природе, ее богатствам. В связи с этим благодатной почвой для развития у дошкольника понимания необходимости бережного отношения к природе, правильного природопользования становится работа с картоном, а точнее опыт вторичного использования картонных коробок, упаковки. В данном направлении работа проходит как непосредственно с детьми, так и с их родителями. Данная работа преследует целый ряд задач.

Обучающие:

— формирование представления о проблемах экологического состояния планеты: исчезновения лесов;

— закрепление представления о роли леса в жизни человека;

— передача базовых знаний о возможностях практического и творческого использования картона в человеческой деятельности.

Развивающие:

— развитие практических исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста;

— создание условий для сплочения детско-родительского коллектива;

— содействие развитию творческого потенциала и способностей детей дошкольного возраста;

— содействие формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

— воспитание бережного отношения к лесному богатству;

— содействие воспитанию у детей и взрослых активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности

— создание условий для воспитания основ экологической культуры.

Для решения этих задач используются групповые и коллективные формы работы, а кроме того, обязательна работа с родителями.

В качестве групповых форм работы в данной направленности можно отнести беседы, экспериментальные и познавательные занятия, темы которых, так или иначе, отражают заявленное направление. Варианты тем и занятий:

— «Волшебный мир дерева» — познавательное занятие, расширяющее представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

— «Как делают картон? — познавательное занятие с видеорядом, раскрывающее не только процесс производства картона, но проявляющее связь производства картона и значительного урона для экологии планеты.

— «Какой ты, картон?» — познавательное занятие с привлечением ряда простых экспериментов, которые сформируют и закрепят представления детей о свойствах и видах картона.

— «Создатели картона» — эксперимент по созданию из старых газет и журналов цветного картона.

— «Вторая жизнь картонной коробки» — познавательное занятие с просмотром фильма или презентации о переработке картонной упаковки, а также о возможностях творческого и практического вторичного ее использования.

Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. В частности, две последние заявленные темы занятий могут стать полноправными проектами. Так, например из полученного детьми картона можно сделать поделки и устроить выставку. Темой поделок может стать фантастический головной убор или подвижная кукла, маска для карнавала и мн. др. А беседа о возможностях вторичного использования картона, может стать началом выставочного проекта (вместе с родителями) или, например, конкурса на лучшую настольную игру из гофрокоробки.

Актуально привлечение детей к созданию предметно-развивающей среды группы. В частности, из картонных коробок и гофрокартона можно с помощью детей сделать кукольный театр, театр марионеток или театр теней. Дети могут работать над поделками самостоятельно или в команде с другими воспитанниками группы. Безусловно, такое занятие способствует развитию детской фантазии и творческого воображения, а кроме того, закрепляет мысль о том, что бросовые материалы можно использовать вторично в творчестве.

Коллективные методы работы включают в себя проведение тематических конкурсов, праздников, приуроченных к определенным датам. Например, 6 сентября — День упаковки и пр. Праздники могут включать соревновательный момент (конкурс на лучший замок из коробок или костюм). Коробки могут стать и материалом для создания оборудования для конкурсов и соревнований.

Работа с родителями может не ограничиваться совместными конкурсами «Мастерим игрушки вместе», «Поделки из бросового материала». Можно организовывать акции по сбору картонной упаковки, причем как в рамках одной группы, так и в рамках садика. Причиной сбора может стать создание декораций для постановки сказки к какому-либо празднику, внутригрупповых нужд (изготовление поделок и подарков) и пр. Также примером работы с родителями может стать совместное создание плаката или масштабной композиции «Чистота планеты в наших руках!» с использованием картона. Возможно объявление конкурса внутри группы на лучшую настольную игру из картона, сделанную своими руками или декорацию для кукольного театра.

Таким образом, работа с картоном, а точнее идея его вторичного использования, может стать плодотворной почвой для интересного и креативного, а главное многостороннего развития экологической культуры детей, закрепления в них убеждения, что из бросовых материалов также можно создавать красоту, стоит лишь только немного постараться.

Литература:

  1. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  2. Кочергина Н. А. Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО [Электронный документ] URL: https://multiurok.ru/files/ekologhichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-soot.html
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — М.: Академия, 2009.
  4. Новикова Е. В. Педагогическое руководство разными видами деятельности, как условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. [Электронный документ] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/03/16/ekologicheskaya-kultura-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  5. Экологическая культура дошкольников [Электронный документ] URL:https://infourok.ru/statya-ekologicheskaya-kultura-doshkolnikov 4189148.html