Применение технологии «Модерация» и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации — одно из условий достижения высоких предметных и метапредметных результатов младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 477 раз

Библиографическое описание:

Ярмоленко, Г. Г. Применение технологии «Модерация» и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации — одно из условий достижения высоких предметных и метапредметных результатов младших школьников / Г. Г. Ярмоленко, О. Л. Эпова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 23-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16510/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье описывается опыт использования технологии «Модерация» в общеобразовательной школе для повышения учебной мотивации и достижения высоких предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы младших школьников.

Ключевые слова: активный метод обучения, образовательный процесс, учебная мотивация, активная познавательная деятельность.

Проблема активности личности в обучении — одна из актуальных в образовательной практике, то есть необходимо создать такие условия, чтобы повысить мотивацию учебной деятельности.

Одним из решений данной проблемы я считаю применение в педагогической деятельности применение технологии интерактивного обучения «модерация» и активные методы обучения.

Прежде чем сформулировать свою тему опыта работы, мы задали себе два вопроса: «Что я делаю?», «Для чего я это делаю?»

Тема опыта : «Применение технологии «Модерация» и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации, одно из условий достижения высоких предметных и метапредметных результатов младших школьников».

Задачи педагогического опыта:

– учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

– создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

– формирование интереса к образованию;

– создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

– создание ситуации комфортности на уроке;

– развитие личности ребенка;

– развитие речи учащихся;

– развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

Условия возникновения, становления опыта

Впервые мы услышали о данной технологии несколько лет назад, затем теоретическое обучение данной технологии, применение элементов технологии и активных методов обучения в практической деятельности на отдельных уроках окружающего мира и литературного чтения. Дальше расширение круга применения активных методов обучения на всех предметах, преподаваемых мною в начальной школе.

Мы работаем в школе, расположенной на окраине города, где социальный статус родителей очень разнообразен: наличие полных и неполных семей, многодетных, семей группы риска, семей, где родители являются гражданами другого государства, а дети плохо владеют русским языком, родители значительно меньше уделяют времени детям. Поэтому нам приходится рассчитывать только на работу, организованную в учебное время. Нам необходимо организовывать так учебный процесс, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке, а это возможно только при повышенной учебной мотивации и активной познавательной деятельности. Использование технологии «Модерация» и активные методы обучения дает такую возможность.

Так данная технология стала оптимальным средством повышения учебной мотивации и условием достижения высоких предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

Работая уже немалое время в школе, часто задаем себе вопросы:

Почему не все дети активно работают на уроках? Значит им не интересно?

Как организовать изучение нового материала, чтобы оно стало интересным и значимым для учеников?

Как достичь высокого уровня усвоения учебного материала?

Как при организации учебной деятельности не допустить перегрузки учеников?

Как в рамках одного урока максимально развивать творческие способности каждого ученика?

Все эти вопросы решаемы, если систематически, именно систематически использовать в работе технологию «Модерации» и активные методы обучения. В этом случае ученик и учитель становятся равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания и развития обучающихся обеспечивается при организации следующих ключевых процессов:

– эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

– упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

– обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

– мотивация всех участников образовательного процесса;

– рефлексия педагога и обучающихся;

– анализ деятельности участников и оценка результатов.

Использование данного опыта работы по использованию технологии «Модерации» и активных методов обучения позволяет решить ряд противоречий современной массовой школы:

– необходимость обучать всех и каждого — качественно и быстро;

– необходимость организации процесса обучения радостно и результативно;

– необходимость обучать напряженно, но без перегрузки обучающихся;

– необходимость организовывать процесс обучения на достаточно высоком уровне, но и доступно.

Ведущая педагогическая идея опыта

Определить педагогическую идею опыта — это значит определить стратегию своей педагогической деятельности. Анализ противоречий, сложившихся в современной системе образования между традиционной «знаниевой» парадигмой и системно-деятельностной парадигмой, между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика позволяет определить мою стратегию педагогической деятельности: создание условий для формирования активной, социально-значимой личности младшего школьника, выявление и развитие его творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья; создание на уроке таких условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка.

– Идея личностного подхода в образовательном процессе

– Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе

– Идея сотрудничества педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия

– Идея интеграции учебного содержания

Теоретическая база опыта

Для успешного использования технологии интерактивного обучения технология «Модерации» и активные методы обучения изучили психолого-педагогические теории, на которых строю учебно-воспитательный процесс:

– Теория поэтапного формирования умственных действий — П. Я. Гальперин

– Теория развития познавательного интереса — Г. И. Щукина

– Теория активизации учебной деятельности школьников — Т. И. Шамова, А. К. Маркова

Изучены и проанализированы следующие публикации:

– Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

– Т. В. Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов» Часть 1. Технология АМО

– Давыдов В. В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.

– «Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru

– Ксензова Г. Ю. «Перспективные школьные технологии», Москва, Педагогическое общество России, 2000 г

– Хижнякова О. Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе»

Изучение и анализ перечисленного опыта, исходя из собственного опыта работы, можем сделать вывод: что от того, как грамотно и систематически используется технология «модерации» и активные методы обучения в образовательном процессе младших школьников, зависит как происходит становление учебной деятельности её мотивации и формирование универсальных учебных действий, которые во много определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника.

Новизна опыта

Новизна данного опыта состоит:

– в создании системы применения технологии «модерации» и активных методов обучения, нацеленных на повышение учебной мотивации и познавательной деятельности, повышения качества обученности младших школьников;

– в рационализации, усовершенствования отдельных сторон образовательного процесса.

Технология опыта

Мы хотели бы поделиться опытом работы по применению технологии «Модерации» и активных методов обучения в образовательном процессе младших школьников. Исходя из того, что технология — это процедура деятельности, ее состав и содержание, постараюсь раскрыть последовательность действий педагога, способы вовлечения учащихся в учебную деятельность, активизации и повышения работоспособность учащихся; раскрыть теоретические аспекты данной технологии и, конечно же, практическое применение данной технологии в начальной школе.

Объектом исследования нашего опыта является учебный процесс младших школьников в условиях систематического использования технологии «модерации» и активных методов обучения.

Предметом исследования считаем роль технологии «модерации» и активных методов обучения в повышении учебной мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников.

Цель описания опыта (исследования) — анализ использования технологии «модерации» и активных методов обучения с целью повышения эффективности учебного процесса.

Решаемые задачи:

– изучить сущность, специфику и особенности использования технологии «модерации» и активных методов обучения как средство повышения учебной мотивации, условие повышения эффективности обучения;

– экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых применение данной технологии становится средством повышения учебной мотивации и средством повышения эффективности учебного процесса;

– выявить общие закономерности изменения успешности обучающихся (изменение успеваемости, участие во внеурочной деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах).

Планируемый результат опыта (гипотеза исследования): если в процессе обучения младших школьников систематически использовать технологию «модерации» и активных методов обучения, то это способствует:

– повышению учебной мотивации;

– улучшению усвоения учебного материала;

– сформированности практической направленности знаний обучаемых;

– улучшению эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам;

– повышению информационной культуры учащихся;

– развитию познавательной и творческой активности учащихся;

– развитию универсальных учебных действий младших школьников (личностных и метапредметных).

Начнем с определения, а что же такое модерация?

Moderare — в переводе с латинского — приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных образовательных процессов. Использование модерации позволяет упорядочить протекание всех этих процессов и, тем самым, обеспечить эффективное управление ими.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены ключевые принципы.

Принципы технологии «Модерация»

Рис. 1. Принципы технологии «Модерация»

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Фазы модерации

Рис. 2. Фазы модерации

Каждая фаза — это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования урока и использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией ключевых процессов.

– эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

– упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

– обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

мотивация всех участников образовательного процесса;

мониторинг образовательного процесса;

рефлексия педагога и обучающихся;

анализ деятельности участников и оценка результатов.

Ключевые процессы «Модерации»

Рис. 3. Ключевые процессы «Модерации»

Эффективность работы использования технологии «модерации» обеспечивается использованием специальных методов, приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения. (АМО).

АМО — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Суть, ценность данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в активную познавательную деятельность без принуждения, по собственной воле. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению — эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока или занятия.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

– обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);

– эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);

– развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);

– повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра);

– отработка изучаемого материала (тренинги);

– применение знаний, умений и навыков (баскет — метод);

– использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);

– обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);

– эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);

– развитие навыков работы в группе (метод проектов);

– выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет — метод);

– развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);

– развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).

Мир активных методов обучения очень яркий, удивительный, многообразный. В нём комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. На уроках, которые ведутся с использованием активных методов и технологии модерации, царит дружелюбная, творческая обстановка. На таких уроках ребята за время обучения, помимо основных предметных результатов получают возможность для формирования жизненно важных сегодня и завтра умений, навыков и качеств, в том числе универсальных учебных действий. Надпредметные умения, обеспечивающие учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Виды активных методов обучения

Рис. 4. Виды активных методов обучения

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

– формирование положительной учебной мотивации;

– повышение познавательной активности;

– активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

– стимулирование самостоятельной деятельности;

– развитие познавательных процессов — речи, памяти, мышления;

– эффективное усвоение большого объема учебной информации;

– развитие творческих способностей и нестандартного мышления;

– развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

– развитие навыков самостоятельного умственного труда;

– развитие универсальных учебных действий.

Технология «Модерации» и активных методов обучения позволяет органично применять в моей педагогической практике целый комплекс современных образовательных технологий: проектное обучение, развитие критического мышления, приемы игровой деятельности и проблемно-диалогичное обучение.

Кроме того, применение технологии «модерации» и активных методов обучения позволяет в полной мере реализовать здоровьесберегающий потенциал урока в начальной школе.

Ну, как и каждая технология, данная технология имеет свои плюсы и минусы.

Таблица 1

Плюсы и минусы технологии «модерации»

Плюсы

Минусы

– Развивают мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика.

– Учат учеников самостоятельно добывать знания.

– Развивают интерес к предметам.

– Позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

– Дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями, значит, на уроках создается вполне допустимый шум при обсуждении проблем.

– Нарушается традиционная структура урока, следовательно, необходимость изменения календарно-тематического планирования с учётом уроков проведенных в данной технологии.

Активные методы обучения необходимо вводить дозировано, чтобы учебная деятельность не превратилась просто в игру, при планировании урока очень важно подходить к использованию активных методов с учётом фаз и процессов модерации, они должны решать определенную задачу урока. Можно использовать уже готовые разработанные методы активного обучения, можно их адаптировать под определённую деятельность, а также придумывать свои.

Факторы, влияющие на эффективность применения технологии «модерации» и активных методов обучения:

– Постановка ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учёт их ожиданий и встраивание их в цепочку урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей.

– Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Проведение уроков самоуправления.

– Работа в команде — ещё один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели.

– Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовывать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих одноклассников, новые роли и новая ответственность — всё это обеспечивает сохранение мотивации на протяжении всего урока.

– Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения младших школьников понятным и интересным для всех.

– Смена напряжённой работы веселыми разминками, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.

– Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения — оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Ещё один вывод, который я сделала при проведении уроков в технологии «модерации» — это возможность выполнения главной функции школы — помогать ребятам эффективно готовиться к самостоятельной взрослой жизни.

Результативность

Как учитель — мастер работаем не на сегодняшние знания, а ещё и на приращение познавательных способностей моих учеников и его эффективное обучение в основной школе. Нам необходимо прослеживать каковы результаты наших педагогических действий, чем они отличаются от результатов до применения данной технологии. Отслеживать в какой степени изменились:

– Активность и работоспособность учащихся.

– Наличие интереса к предмету.

– Сформированность знаний по учебным предметам и умений ими пользоваться.

– Развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации.

– Уровень организованности в работе и темп учебной деятельности, умение работать с информацией дополнительной и основной.

– Коммуникабельность детей, умение работать с одноклассниками.

– Динамика показателей здоровья в соответствии с возрастными нормами.

Для более удобной оценки результативности нашего опыта мы используем известные в практике методики диагностики, идет сравнение предыдущего состояния класса (то есть что было) и настоящего (как стало).

Диагностику проводим по определенным критериям.

Таблица 2

Критерии результативности опыта и методики диагностики.

Критерий показателя

Используемая методика

Познавательная самостоятельность

Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч. Д. Спилбергера, А. К. Осницкого

Мотивация к творческой деятельности

Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?» Т. И. Шамовой

Творческая активность

Методика Е.Торренса (характеристика «Беглость»), субтесты 3,4,5,7

Развитость творческого мышления

Методика Е.Торренса (характеристика «Гибкость» и «Оригинальность»), субтесты 3,4,5,7

Оценка (самооценка) готовности к творческой самореализации

Анкета, составленная на основе теста оценки готовности личности к творческой самореализации в процессе учебно-познавательной деятельности.

В ходе мониторинга выявилась динамика уровня творческой самореализации учащихся по индивидуальному признаку и по классу в целом. Степени проявления показателей имеют оценки: высокая, средняя, низкая. Результаты мониторинга свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Таблица 3

Динамика перехода обучающихся по степеням проявления показателей (в процентах).

Показатель (критерий)

Шкала оценки (степень проявления)

Высокая

Средняя

Низкая

2019

2020

2019

2020

2019

2020

Познавательная самостоятельность

12 %

34 %

22 %

52 %

66 %

14 %

Мотивация к творческой деятельности

16 %

42 %

30 %

48 %

54 %

10 %

Творческая активность

16 %

42 %

42 %

48 %

42 %

10 %

Развитость творческого мышления

10 %

44 %

28 %

42 %

62 %

14 %

Оценка готовности к творческой самореализации

-----

22 %

36 %

50 %

64 %

28 %

Таблица 4

Динамика доли учащихся, освоивших программу по предметам на «4» и «5» (в процентах)

Предмет

2 класс

3 класс

Русский язык

44 %

52 %

Математика

46 %

58 %

Литературное чтение

62 %

68 %

Окружающий мир

52 %

58 %

Таким образом, результативность моего опыта подтверждает мое предположение, если в процессе обучения младших школьников систематически использовать технологию «модерации» и активных методов обучения, то это способствует:

– повышению учебной мотивации;

– улучшению усвоения учебного материала;

– сформированности практической направленности знаний обучаемых;

– улучшению эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам;

– развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Литература:

  1. Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
  2. Т. В. Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов» Часть 1. Технология АМО
  3. Давыдов В. В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
  4. «Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru
  5. Ксензова Г. Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г
  6. Хижнякова О. Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе»