Экологическое воспитание на уроках предметов гуманитарного цикла | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 16.04.2021

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, Н. Ю. Экологическое воспитание на уроках предметов гуманитарного цикла / Н. Ю. Коваленко, А. С. Швецова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16490/ (дата обращения: 01.05.2024).



Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей, он сын её

И. С. Тургенев

Вопросы экологии сейчас становятся важной частью сознания любого гражданского общества, не зря, например, русский писатель С.Залыгин называет экологию общественным движением. Сейчас слово «экология» встречается во всех средствах массовой информации. Действительно, интересоваться экологическими проблемами как своего города, так и мира в целомv — это всего рода часть здорового образа жизни, не зря и появился термин «экология души». Школа, которой в современных реалиях отведена важная воспитательная функция, должна формировать гуманистическое мировоззрение, в том числе и небезразличное отношение к нашему общему дому. Именно поэтому экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей. Именно науки гуманитарного цикла, помимо биологии и географии, призваны осветить вопросы экологического формата.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! В 9–10 классах, изучая поэзию А. С. Пушкина, М.Ю, Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, мы обязательно обращаемся к пейзажной лирике каждого из них, чтобы к 11 классу выйти на главный принцип данной тематической группы, сформулированный в начале ХХ века С. А. Есениным: «Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Писатели XIX века также посвящают пейзажу значительную часть своего творчества (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», анализ главы «Сон Обломова», без которого не обходится ни один анализ произведения, наконец, известнейшее описание дуба из романа-эпопеи «Война и мир»- это лишь немногие примеры того, как много своего внимания русские писатели уделяли природе и ее связи с внутренним миром человека). Восхищение родной природой, ее неяркой, но такой близкой каждому русскому человеку красотой постепенно приводит учащихся к осознанию ее беззащитности перед человеком, именно поэтому таким важным моментом становится изучение собственно экологической литературы 60- х годов 20 века. Писатели, многие из которых сами родились в деревне, в своих произведениях не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Итак, если в русской литературе предшествующих столетий была видна и подчёркивалась та или иная степень взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность друг с другом, то в литературе XX века уже стало видно, насколько труднее стало сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения. Отличительной чертой литературы той поры было осознание неразрывной связи проблем экологии с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Не зря В. П. Астафьев уже напрямую будет оценивать человека по его отношению к природе и одним из первых заговорит о теме браконьерства. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.

Несмотря на драматизм ситуации, новые нормы экологического поведения, сама идея единства человека с природой находили свое отражение в повестях и романах советских писателей. Подтверждением этому, безусловно, служит творчество М. Пришвина, К. Паустовского, В.Распутина, Ч.Айтматова и других писателей.

Таким образом, мы выходим на литературу уже XXI века, когда обзорно изучая роман Т.Толстой «Кысь», понимаем, что слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу-значит охранять Родину» имеют уже не метафорическое значение, потому что, когда природа становится всего лишь мастерской для человека, природа может отомстить.

На уроках истории не предусмотрено изучение экологии, хотя тема эта может звучать как минимум в 6, 8 и 10 классах.

В 6 классе на истории России при знакомстве со славянской мифологией учащиеся искренне переживают исчезновение туров. Тур принадлежит к числу животных, излюбленных славянским фольклором. Несмотря на то, что животное это давно вымерло, имя его встречается до сих пор в пословицах, песнях и былинах, а также в жемчужине древнерусской литературы — в «Слове о полку Игореве». В том же 6 классе при изучении земледелия древних славян ученики сами говорят о недостатке подсечно-огневой системы. Кстати, этот вопрос встречается в заданиях ЕГЭ по истории.

Следующая столкновение учащихся с проблемами экологии происходит лишь в 8 классе. Составители программы пропускают статьи Русской Правды, Судебников Ивана III и Соборного Уложения. В 8 классе при изучении правления Петра I на уроках можно упомянуть изданные им законы о запрете вырубки деревьев, необходимых для кораблестроения, хотя главная цель этих указов была далека от охраны природы.

В 10 классе при изучении первых лет существования Советской власти можно упомянуть декрет «О земле», историческая роль которого состоит в отмене частной собственности на землю и другие природные ресурсы. Позже были приняты декрет «О социализации земли», Положение о социалистическом землеустройстве, Земельный кодекс, декрет «О недрах земли», «О лесах». Таким образом, были обозначены основные правила хозяйственной деятельности, охраны окружающей среды и животного мира. Но в этот период проблема охраны природы от загрязнения оценивалась как санитарная, а не экологическая.

Новокузнецк — дитя сталинской индустриализации. И многие проблемы города происходят из далеких 30-х годов ХХ века. В т. ч. экологическая обстановка, которая характеризуется как неблагополучная. Город занимает седьмое место по России в сфере образования отходов, а кроме того, относится к лидерам по химическому загрязнению атмосферных слоёв. При изучении темы «Сталинская индустриализация» и, упоминая строительство Кузнецкого металлургического комбината, можно обратиться к стихотворению Маяковского «О Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Во имя поэтизации этой мечты В. Маяковский не жалеет изобразительно-выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»). Но кто задумывался о сохранении природы, когда перед глазами разворачивались масштабные стройки?!

Изучая период «оттепели», нельзя не упомянуть о негативных последствиях освоения целинных и залежных земель: уничтожение десятков миллионов гектаров различных природных зон, территорий пастбищ и сенокосов; эрозия почвы на склонах, массовое уничтожение животных и растений как в результате прямое воздействие сельскохозяйственной техники, так и в результате применения пестицидов и удобрений. Сильные эмоции вызывает у учащихся упоминание о масштабной кампании по борьбе с сельскохозяйственными вредителями, организованной в Китае в рамках политики Большого скачка (1958—1962). Только 27 октября 1960 года был принят первый природоохранный закон «Об охране природы в СССР», который содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, но заметной роли в охране природы не сыграл, поскольку не предусматривал мер юридической ответственности за нарушение статей закона. 7 января 1988 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем были обозначены следующие направления: консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета по охране природы; введение экономического механизма — платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды; решение о подготовке полноценного закона об охране окружающей среды, который был принят только после самой крупной техногенной катастрофе ХХ века — аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, ставшей переломной в осознании глубины назревших в обществе экологических проблем. При изучении периода «Застоя» можно познакомить учащихся с проектом поворота сибирских рек, обязательно упомянув о решении специального заседания Политбюро ЦК КПСС 14 августа 1986 года о прекращении работы. В принятии такого решения сыграли роль и многочисленные публикации в прессе тех лет, авторы которых высказывались против проекта и утверждали, что он катастрофичен с экологической точки зрения.

К сожалению, формат урока истории не позволяет подробно разобрать каждую из этих тем. Но есть выход: проблемы экологии с точки зрения истории могут стать прекрасными темами для индивидуальных учебных проектов.

На данном этапе отношение человека к природе — одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас уже нельзя сказать, что человек — царь природы. Данное утверждение находит свое подтверждение как в политике, так и в воспитательной программе. Экологическое направление давно уже стало неотъемлемой структурной единицей любого воспитательного плана, который должен быть реализован не только во внеклассной работе, но и непосредственно на уроках истории и литературы, так как именно эти предметы показывают тесную взаимосвязь природы и нравственности. Не раз оказываясь на пороге экологической катастрофы, мы видим на конкретных исторических и литературных примерах свою причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни.