Научно-методическое сопровождение планирования учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маликов, Р. Ш. Научно-методическое сопровождение планирования учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении / Р. Ш. Маликов, Г. М. Арсланова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16392/ (дата обращения: 04.05.2024).



Проблема составления учебно-воспитательного плана общеобразовательного учебного заведения требует постоянного совершенствования. Ответственное лицо за составление плана должен четко представлять цели и задачи предстоящего учебного года, владеть умением анализировать недостатки прошлого учебного года в реализации учебно-воспитательного плана, знать методы, методику, принципы составления, которые частично раскрыты в настоящей статье.

Ключевые слова: управление, учебно-воспитательный план, процесс, участники образовательного процесса, мероприятия, методы, принципы.

Планирование учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе имеет свою специфику и требует определенного научного подхода. При планировании учебно-воспитательной работы используются различные методы. Например, ряд эмпирических методов, которые позволяют изучить личности как учащихся, так и учителей. Чтобы эффективно планировать учебно-воспитательную работу на следующий учебный год, руководители школы должны хорошо знать своих учеников, их уровень знаний и воспитанности, классные коллективы, их сплоченность, коллектив учителей, их работоспособность, интересы, желания, требования, эмоционально-психологический климат, мотивы деятельности и т. д.

Одним из самых доступных методов является наблюдение , которое позволяет целенаправленно негласно добывать информацию о каждом ученике, классном коллективе, каждом учителе и коллективе учителей в целом. Методом наблюдения можно получить информацию о количестве присутствующих детей и учителей, школьной форме, готовности к обучению, готовности учителя к уроку и т. д.

Метод беседы также позволяет получить много информации, смотря какую цель поставит руководитель школы. Беседа может быть изучающей , а также воздействующей . Беседа с целью изучения может быть проведена как в коридоре, так и в кабинете руководителя. Она может быть по протяженности кратковременной и долговременной, по количественному составу участников индивидуальной, коллективной или частично-выборочной. В результате взаимодоверительной беседы руководитель школы может получить информацию о рабочем настрое участников образовательного процесса, их желаниях по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, морально-психологической атмосфере, царящем в коллективах и внутри отдельно взятых личностей и т. д.

Правдивые результаты дают также анкетирование, тестирование, интервью и др. Перечисленные методы позволяют не только изучить личности участников образовательного процесса и их мнения о различных мероприятиях, проводимых в школе, но и качественно улучшить состояние учебно-воспитательной работы. Наряду с раскрытием внутреннего мира каждого участника образовательного процесса, их индивидуальных особенностей, настроя на взаимодействие, эти методы позволят определить мероприятия для качественного улучшения учебно-воспитательной работы в школе, соответственно планировать мероприятия в учебно-воспитательном плане.

Для того, чтобы правильно спланировать учебно-воспитательный план с целью большей эффективности, необходимо узнать отношение к этим мероприятиям участников образовательного процесса. Дети и педагоги с удовольствием участвуют во многих тестированиях, которые проводятся на различные темы, включая, как выясняющие морально-психологические характеристики тестируемых, так и способствующие выяснению личностного отношения к тем или иным учебно-воспитательным мероприятиям. Данные тесты также позволяют личности узнать больше о себе, насколько она обладает общественными характеристиками, а также над чем следует работать для устранения недостатков, а руководителям школы — запланировать такие мероприятия для всего коллектива.

Мастерство исследователя состоит в правильном отборе тестов среди множества. Правильно отобранный тест будет также способствовать определению путей и средств, организации самовоспитания. Тесты могут способствовать воспитанию положительных качеств и работе над ликвидацией недостатков. Тесты разработаны и для учащихся, и для взрослых.

Существуют различные методики изучения личности учащихся, чтобы определить правильную тактику и стратегию воспитания:

– задание дописать предложение с развитием мысли, и таким образом получается мини-исследование в виде рассказа или сочинения на определенную тему, которое позволят определить, о чем думает личность и каково ее мнение по той или иной проблеме (например, «Я вчера сходил…»; «Летом я буду…»);

– сочинение на тему, которое определяется одним тезисом — обычно крылатым выражением (например, «Останься человеком» или «Будь человеком»;

– сочинение-противоположность на заданный тезис (например, «По жизни надо быть человеком» — «По жизни надо быть не человеком»; «Дали пощечину — подставь вторую щеку» — «Дали пощечину — дай ответ»);

– расставить самое важные человеческие качества по важности, таким образом учащиеся обогащают свои знания наилучшими качествами личности, которые следует воспитать в себе;

– «цвет моей души» — раскраска месяцев, недель, дней, времен суток разными цветами, которые способствуют раскрыть эмоциональный порыв учащихся;

– «характеристика моего одноклассника (учителя, классного руководителя, заместителя директора, директора…)» позволяет обобщить данные различных характеристик из первых уст, что открывает личность с новой стороны;

– «достоин быть лидером», характеризует лидерские качества одноклассников, раскрывает отношение к личности, определяет взаимоотношения, морально-психологический климат в коллективе и т. д.

Различные тематические игры и тренинги также способствуют определению межличностных взаимоотношений, психолого-педагогической корректировке имеющихся недостатков.

Данные методы позволяют определить темы и направление воспитания, регулировать взаимоотношения, создать благоприятный морально-психологический климат, сплотить коллектив, в целом правильно спланировать учебно-воспитательный план школы.

При планировании учебно-воспитательной работы руководители школы и класса опираются на определенные принципы . Проектировочная работа является составной частью деятельности руководителя. Проектирование учебно-воспитательной работы имеет свои цели, задачи, исходя из которых определяется, чем будут заниматься дети и взрослые в течение полугодия или года, формы и методы этой деятельности. Проект плана учебно-воспитательной работы включает также тематику мероприятий, время их организации и проведения, ответственных за организацию и выполнения, которыми могут быть учащиеся, учителя, родители, завучи, директор, учредители, спонсоры.

Учебно-воспитательный план — это модель деятельности школы, которая опирается на нижеследующие психолого-педагогические принципы :

– постановки цели четкой, конкретной, понятной, ясной;

систематичности , которая предполагает определенный порядок, логические связи, представление плана частью целого;

конкретики , предполагающей точную тематику действий;

оптимизма , направленного вперед и поднимающего «боевой» дух участников образовательного процесса;

совещательности — концентрации мнений большинства участников процесса;

личностного подхода , уважительного отношения к личности участников образовательного процесса, создания условий для личностного развития;

научности к явлениям действительности;

непрерывности , означающей неразрывность учебно-воспитательного процесса;

преемственности , неразрывной связи старого, нового и будущего, взаимосвязи всех участников учебно-воспитательного процесса;

последовательности , предполагающей логическую выверенность всех учебно-воспитательных мероприятий;

многообразия содержания и соответствующие формы и методы воспитания;

единства учебного и воспитательного процесса;

активности участников образовательно процесса;

учета возрастных, личностных и гендерных особенностей воспитанников;

единства общешкольного и классного плана учебно-воспитательной работы;

возможности корректировки, изменения с учетом условий проведения учебно-воспитательных мероприятий;

региональности , учитывающей местные условия.

Принципы лишь вышеназванными не ограничиваются. На составление учебно-воспитательного плана школы влияет множество факторов, поэтому возможны изменения в любое время учебного года, поэтому совершенствованию учебно-воспитательного плана школы пределов нет.

План будет интересен, когда к его составлению будут привлечен весь педагогический коллектив, учащиеся и родителей. Это означает учет мнений всех участников учебно-воспитательного процесса. В то же время план должен соответствовать законам РФ, Уставу школы, различным руководящим государственным документам, министерским приказам и инструкциям.

При составлении учебно-воспитательного плана необходимо учитывать условия сохранности жизни и здоровья участников образовательного процесса. При реализации учебно-воспитательного плана в течение учебного года необходимо рекомендовать взрослым лучше отказаться от проведения того или иного мероприятия, если существует угроза жизни и здоровью детей. Таким образом, составление учебно-воспитательного плана представляет собой сложный умственный и технический процесс, охватывающий все стороны школьной жизни.

Литература:

  1. Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. 206 с.
  2. Маликов, Р.Ш., Гумерова, Л. З. Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения // Вестник Университета Российской академии образования. М., 2008. № 3. С. 94–99.