Библиографическое описание:

Зиамбетов В. Ю. Повышение качества физкультурного образования студентов средством самомассажа [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 263-265.

Современные темпы человеческого прогресса предъявляют к личности все более высокие требования для успешной адаптации к условиям социальной жизни. Данная особенность проявляется и в сфере высшего профессионального образования, когда содержание подготовки специалиста и требования к нему возрастают по мере развития макросреды. Объем и интенсивность учебной нагрузки были и остаются высокими, также не снижаются требования к уровню физической культуры личности студента в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения, что не может не оказывать воздействия на физическое и психо-эмоциональное состояние студента. Соответственно возрастает роль и ответственность процесса физкультурного образования в высших учебных заведениях, оздоровительная и воспитательная направленность занятий по физической культуре. Все это происходит в тех условиях, когда современная студенческая молодежь, значительная ее часть, приходит в вуз с низкой мотивацией к физкультурному совершенствованию и ведению здорового образа жизни, низким уровнем физической подготовленности и слабым состоянием здоровья.

Для реализации программы по дисциплине «Физическая культура» и, соответственно, государственного образовательного стандарта преподаватели физической культуры прилагают большие усилия, все свое мастерство. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в зависимости от современных особенностей требуют проявления всех профессиональных качеств, умений педагога, творческого подхода.

С целью повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре преподаватели Оренбургского государственного университета решили обучать студентов основам методики самомассажа. Задачи: дать студентам знания и умения по практическому применению приемов самомассажа; повысить уровень сформированности физических качеств за счет подготовки мышц к физической нагрузке и эффективной релаксации после нее средством самомассажа; расширение кругозора студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности. «В учебных и производственных условиях самомассаж значительно повышает производительность труда, снимает напряжение и утомление» [3, с.5].

Даная работа проходила не продолжительное время в контрольной и экспериментальной группе юношей, носила ненавязчивый характер, и осуществлялась виде небольших заданий на дом, потому что основы методики самомассажа не являются обязательным программным материалом.

Педагогическая работа началась задолго до периода интенсивной подготовки к тестированию физической подготовленности студентов. Уровень общей физической подготовленности студентов в этих двух группах был примерно равен. Мы провели тестирование состояния физических качеств в начале эксперимента и учитывали показатели 10 наиболее подготовленных юношей. С контрольной группой студентов занимались традиционно, не снижая требований, а с экспериментальной – также, но с учетом определенных условий.

По условиям нашего исследования с самого начала семестра в заключительной части занятия студентам рассказывали о значении приемов самомассажа для восстановления неподготовленных к специфической физической нагрузке мышц, особенно после каникул. «Одним из эффективных средств восстановления психофизических функций организма является массаж и самомассаж» [2, с.5]. Вместе с этим рассказывали правила и особенности простейших приемов локального самомассажа. Важен был также правильный и детальный показ, иногда предлагалось опробовать прием в заключительной части занятия на себе через одежду, чтобы избежать ошибок при выполнении домашнего задания. Широко использовалась демонстрация подробных рисунков (рисунок 1, 2).

а) разминание плеча б) разминание предплечья

Рисунок 1 – Приемы самомассажа руки


а) разминание стопы б) разминание бедра

Рисунок 2 – Приемы самомассажа ноги


Постепенно осваивались различные приемы на одни мышечные группы, а затем и на другие с постепенным переходом на общий самомассаж. В итоге занимающиеся должны были освоить основные правила проведения сеанса общего самомассажа по различным методикам, осознать оздоровительную значимость и присвоить самомассаж как социальную ценность. Ведь самомассаж является хорошим средством ухода за телом, применяется для мышечной релаксации (расслабления), профилактики травматизма на занятиях физической культурой и тренировках по видам спорта, а также используется перед стартом в период соревнований и тестирования уровня сформированности физических качеств. По результатам исследований физиологов массаж и самомассаж благотворно влияет не только на мышцы, суставно-связочный аппарат и кожу, также оказывается оздоровительное воздействие на сердечно-сосудистую и лимфатическую систему, кровеносную и лимфатическую систему, нервную и гуморальную систему, эмоциональное состояние.

Одновременно с этим педагоги наблюдали за изменением психо-эмоционального состояния занимающихся, успеваемостью на занятиях по физической культуре и показателями физических качеств. Заранее было известно, что работа по повышению результатов в физической подготовке за счет самомассажа, как средства физической культуры, не всегда сможет носить объективного характера, потому что сложно проконтролировать выполнение домашнего задания каждым юношей, а затем точно утверждать о том, что именно самомассаж стал причиной повышения успеваемости. Несмотря на это, чтобы минимизировать погрешности в эксперименте приходилось использовать все многообразие дидактических методов и методических приемов. Основной акцент делался на систематичности воздействии (рассказ, объяснение, показ, опрос) непосредственно на занятии по физической культуре, но это осуществлялось естественно, спокойно, логично, в гармонии с учебным материалом. Вначале каждого занятия проводился опрос по их самочувствию и состоянию мышц у студентов, делали ли они самомассаж в домашних условиях, какие получили ощущения. Нами считалось, что рассказ тех, кто выполнил домашнее задание, побудит интерес у студентов, которые его не выполняли, и они сделают его хотя бы из любопытства. Чтобы предупредить не выполнение заданий и в этих случаях, перед выполнением некоторых, особо трудных и сложных упражнений, которые требовали интенсивных мышечных усилий, предлагалось подготовить мышцы с помощью самомассажа. Все это позволяло снизить возможность совершения ошибок при работе и констатации полученных результатов.

В конце работы, при проведении повторного тестирования физических качеств педагоги получили положительные результаты. Не смотря на то, что они не были достаточно явными и не показывали подавляющей разницы между результатами в группах, мы считаем эксперимент успешным (табл.1). Состояние физического качества студента при выполнении определенного вида контрольного упражнения оценивалась по 5 бальной системе. Полученные юношами баллы складывались, и сумма баллов у 10 студентов одной группы сравнивалась с другой. В результате оказалось, что в контрольной группе показатели увеличились на 18 баллов, а в экспериментальной – на 27 баллов.

Таблица 1

Результаты тестирования физической подготовленности студентов.


Вид контрольного упражнения

Контрольная группа

Эксперимен-тальная группа

сентябрь

2010г.

март

2011г.

сентябрь

2010г.

март

2011г.

1

Челночный бег 4 × 9м.

34

38

36

42

2

Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине

38

41

37

43

3

Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях

35

39

32

38

4

Прыжок в длину с места

41

45

43

45

5

Махи ног из виса на перекладине

33

36

31

38


Итого:

181

199

179

206


Вместе с увеличением показателей физической подготовленности, наблюдалось повышение познавательной активности и мотивации к занятиям физической культурой. Опросы показали, что у большинства занимающихся, улучшился сон и общее самочувствие.

Таким образом, процесс освоения знаний и умений самомассажа на занятиях по физической культуре, практическое применение приемов самомассажа способствовало не только более качественному воспитанию физических качеств, но и повысило эффективность физкультурного образования в целом.


Литература:

1. Васичкин, В.И. Личебный самомассаж. 80 приемов неотложной помощи: самоучитель/ В.И. Васичкин – СПб.: Питер, 2009. – 176с.: ил. – (Серия «Азбука массажа). – ISBN 978-5-338-0698-1.

2. Зиамбетов, В.Ю. Методика самомассажа, основные приемы: методические рекомендации/ В.Ю. Зиамбетов – Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2010. – 33с.

3. Фокин, В.Н. Полный курс массажа: учебное пособие/ В.Н. Фокин – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательство ФАИР», 2009. – 512с.: ил. – (Популярная медицина). – ISBN 978-5-8183-1412-9.

Основные термины (генерируются автоматически): физической культуре, физических качеств, физической подготовленности студентов, физической культуры, физкультурного образования, приемов самомассажа, физической нагрузке, сформированности физических качеств, физической культуре преподаватели, Повышение качества образования, физической нагрузке мышц, физической культуры личности, средством самомассажа, уровнем физической подготовленности, тестированию физической подготовленности, преподаватели физической культуры, занятиях физической культурой, общей физической подготовленности, студентов средством самомассажа, тестирования физической подготовленности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle