Библиографическое описание:

Козырева О. А., Боровая О. Л., Мареев А. С. Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 18-21.

Продуктивная педагогика была, есть и будет той безупречной игрушкой-ценностью, дорогой материей-средством, непреклонной истиной-ресурсом в устах антропологического пространства в целом и педагога в частности, создающих и реализующих условия включения подрастающих субъектов общества в микро-, мезо-, макро-, мегаусловия сосуществования, социализации, самореализации, социального и профессионального взаимодействия.
В таком контексте культура самостоятельной работы (КСР) педагога представляет собой интегративное личностное образование, стимулирующее педагога к познанию объективной реальности и преобразованию ее согласно системным, культурологическим, деятельностным и компетентностным возможностям и ограничениям в постановке и решении проблем и задач мотивационно-рефлексивной, социально-средовой, организационно-деятельностной и профессионально-педагогической составляющих условий, раскрывающих возможности формирования данного феномена на этапах и уровнях (объектный, индивидуальный, субъектный, личностный), учитывающих факторы (личностные или психогенетические, общекультурные, социальные, профессиональные) и принципы формирования (сциентизма и мастерства, интерактивности и преемственности, синергетичности и рационализма, персонификации и сотворчества, состоятельности и продуктивности, дихотомичности и взаимодополнения), базирующихся на парадигмах (антропологической, культурологической, акмеологической и гуманистической), имеющих свои виды, формы, методы, средства и технологии формирования и диагностики. Т.е. формирование КСР педагога – это механизм создания мотивационно-рефлексивных условий (многоступенчатое преобразование личности от самоопределения до самореализации в различных видах деятельности от профессионального общения, трудовой, научной, культурно-просветительной, оздоровительной, здоровьесберегающей… до досуговой); социально-средовых условий (актуализация и апробация показателей сформированности и моделей формирования КСР педагога), организационно-деловых условий (учет факторов формирования КСР педагога – личностных (психогенетических), общекультурных, социальных, профессиональных в модели формирования КСР педагога), профессионально-педагогических условий (становления педагога в системе возможностей и ограничения поля его деятельности и общения) и их реализации в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве в структуре модели «хочу – могу – надо – есть». Или в узком культурологическом смысле КСР педагога – механизм самосовершенствования и самореализации, социализации и адаптации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.
Одним из условий формирования КСР педагога является появление продукта его деятельности, а одним из таких продуктов является результат моделирования дефиниций категории «воспитание».
В различных источниках насчитывается порядка тысячи моделированных дефиниций категории «воспитание», но это не предел, т.к. и средств современного воспитания не менее выше перечисленного. Попытаемся представить еще несколько дефиниций (определений) категории «воспитание» с точки зрения хорошо известных нам методологических подходов, фасилитирующих понимание значимости воспитания в структуре социально-педагогической работы и реализацию условий создания инновационных средств современной теории воспитания.
Воспитание с точки зрения научного подхода – это процесс и механизм передачи от старшего поколения к младшему норм поведения, взаимоотношений, традиций, стереотипов традиционного и условий моделирования и апробации инновационного в среде и деятельности, где выбор стратегии взаимоотношений, возможности и качество преобразований объективного внутри и вне человека влияют на продуктивность жизнедеятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих личность, деятельность и среду с позиций современных и культурно-исторических преобразований сценического и антропологического, гносеологического и герменевтического, культурно-исторического и компетентностного, и пр. условиях системно-дихотомического и антрополого-акмеологического членения, изучения и преобразования, акты и результаты которых представлены в мировой копилке педагогической науки в частности и цивилизации в общем (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это целенаправленный, личностно и социально обусловленный процесс, фасилитирующий определение в структуре ведущей деятельности субъекта общения и взаимодействия, деятельности и культуры, науки и искусства вершины самореализации и социализации в различных направлениях, выделяемых современной педагогикой с позиции значимых для общества направлений деятельности (спорт, наука, искусство, религия), с последующей возможностью реконструкции и трансформации, обеспечивающих получение, преобразование и распределение материальных и моральных благ в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это социально, личностно, профессионально значимый и реконструируемый педагогический процесс, заключающийся в определении и принятии субъектом общества норм, правил, отношений, моделей получения, накопления, реконструкции, ретрансляции социального опыта, особенность которого формируется, системно преобразуется и ретранслируется в микро-, мезо-, макро-, и мегасредах, фасилитирующих включение личности в общение, игру, обучение, трудовую деятельность на этапах и качествах становления, развития, формирования личности в структуре получения и распределения материальных и моральных благ (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.)
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это педагогически, социально, профессионально и личностно обусловленный процесс, заключающийся в определении и культурно-истори­чес­ком и деятельностно-гносеологическом преобразовании норм, правил, отношений в структуре получения, накопления, реконструкции, ретрансляции социального опыта подрастающим поколением с целью дальнейшего становления, развития, формирования как личности в процессе общения и деятельности (Мареев А. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм самореализации личности в структуре модели «хочу–могу–надо–есть», сопутствующий появлению, преумножению материальных и моральных благ в личностно, социально и профессионально значимых направлениях деятельности (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – это целенаправленный педагогически реконструируемый и трансформируемый процесс становления, развития, формирования личности в структуре приобщения, создания и реализации условий востребованности и конкурентоспособности личности в различных видах деятельности, предопределяющий выявление и детерминацию условий преобразования моделей самоопределения, самосовершенствования и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, системно объясняющий и мотивирующий получение всех результатов трудовой и досуговой деятельности, качество жизнедеятельности и общения в социальном пространстве (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения индивидуального подхода – это специально организованная деятельность, направленная на формирование мировоззрения, норм поведения, нравственного сознания, навыков общения и взаимоотношений, предопределяющих качество жизни и условия взаимоотношений в среде, возможность и модели самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, самореализации, социального, профессионального и личностного самосохранения человека как ценности и показателя состоятельности общества в целом и его единиц в частности (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения информационного подхода – это целенаправленный процесс формирования и развития личности в системе ретрансляции социального опыта от старшего поколения к младшему, фасилитирующий формирование психосоциальных и социально-педагогических качеств на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях, раскрывающих достижения человека и фасилитирующий их получение в информационном, герменевтическом, антропологическом, ноосферном и прочих полях, где происходит качественно-количественное преобразование внутреннего мира и внешней среды, заключающей возможность идентификации человека как личности, субъекта, объекта изучения, творца и в то же время репродукции культуры, истории, науки, искусства (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения исторического подхода – это культурно-исто­ри­чес­кий, социально-педаго­ги­чес­кий процесс, заключающийся в формировании систем ценностей и определения, реконструкции и трансформации модели ретрансляции общественно-исторического опыта от поколения к поколению, в ходе чего происходит социализация подрастающего поколения, их самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование и, как следствие, сохранение, преобразование и преумножение материальных и моральных ресурсов общества (культурно-историчес­ко­го пространства) на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях социального, личностного и профессионального, раскрывающего все грани антропологического пространства как в каждом конкретном человеке, так и в обществе в целом (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения поведенческого подхода – это механизм социальной и личностной идентификации, фасилитирующий процессы принятия норм и правил поведения, этических предпочтений и эстетических взглядов, предопределяющих становление, формирование и развитие личности в среде, системно трансформирующей, реконструирующей и ретранслирующей социальный опыт и модели социализации, адаптации, самоутверждения и самореализации в условиях ограничений и возможности как самого человека, так и общества в целом (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это социально, личностно и религиозно обусловленный механизм формирования и ретрансляции определенных, социально допустимых, религиозных, духовно-нравственных представлений, морально-этичес­ких ценностей, фасилитирующих процессы адаптации и социализации личности в среде, системно трансформирующий модели и результат самоопределения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования в русле гуманности и толерантности (Боровая О. Л. – 2011/2012 уч. г.).
Возможность формирования КСР педагога может быть реализована двумя путями – первый путь – путь стихийного самообучения, в результате которого мы в мировой истории можем выделить все выдающиеся имена не только нашей науки, напрямую связанные с ней, но и все другие имена выдающихся ученых, деятелей искусства, спорта, культуры и пр., на которых действие и роль педагогической науки и практики оказывало второстепенное значение. И второй путь – путь создания среды, реализующей модели и условия, технологии и методы формирования КСР в образовательном или свободном, культурно-историческом пространстве.
В данном поле деятельности велика роль формирования потребности у будущего педагога и любого обучающегося в социально-профессиональной среде и возможности использовании методов исследования и формирования КСР, их можно условно свести к трехблочной схеме, которая объясняет важность моделирования определений в структуре профессионально-педагогической и учебной деятельности педагога, ее можно представить в следующем виде:


Методы исследования (классификационная группа)

Наименование


Проблемы формирования КСР педагога

Методы теоретического анализа

исторический

Продукты научного исследования (виды, этапы, модели, функции, критерии и показатели сформированности, технологии формирования и диагностики, методы и средства формирования, условия, факторы, парадигмы)

библиографический

сравнительно-сопоставительный

герменевтический

ретроспективный

Логические методы
исследования

сходства

различия

соединение методов сходства и различия

метод сопутствующих изменений

Методы синтеза

эмпирического обобщения

теоретического обобщения

Прогностические методы

обобщение независимых характеристик

моделирование

шкалирование

ранжирование

Обсервационные методы

прямое и косвенное наблюдение

включенное наблюдение

невключенное наблюдение

самонаблюдение

Праксиметрические
методы

анализ продуктов деятельности

метод реконструкции педагогической деятельности и педагогического опыта

профессиографический анализ

метод профессионально-педагогических кейсов

Психотерапевтические
методы

беседы

игры

арттерапия

библиотерапия

тренинги и пр.

Диагностирующие
методы

анкеты

метод проектов

метод сочинений

метод акростихов

метод дневников

метод неоконченных предложений

метод построения классификаций

метод определения логических последовательностей

опроса

дидактические тесты

Экспериментальные
методы

опытная проверка

эксперимент

Методы непараметрической статистики

Критерии знаков

Вилкоксона

Колмогорова-Смирнова


Литература:

1. Козырева, О. А. Воспитание как категория педагогики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 115 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–357–8.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle