Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Старченко, О. Ю. Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям / О. Ю. Старченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2223/ (дата обращения: 20.04.2024).

Русских школ существует достаточно много в США. Школы эти разные. В соответствии с концепцией Программы «Русская школа за рубежом» существует 4 типа таких учреждений.
К первому типу относятся общеобразовательные средние (или начальные) школы, где преподавание ведется на русском языке в соответствии с российскими образовательными стандартами. Учебный процесс в таких школах строится на основе российского базисного учебного плана. К таким школам относятся школы МИД РФ и школы Россотрудничества.
Ко второму типу принадлежат общеобразовательные средние (начальные) школы, где преподавание ведется по интегрированным образовательным программам в соответствии с российскими и национальными образовательными программами. К школам такого типа относятся школы с русским языком обучения, созданные в странах при участии РФ.
Третий тип русских школ представлен национальными общеобразовательными средними школами с преподаванием на русском языке и классами с преподаванием на русском языке в национальных школах. Это государственные школы с русским языком обучения в странах СНГ, негосударственные школы с русским языком обучения, классы с русским языком обучения. Эти школы реализуют местные программы обучения, при этом уровень освоения образовательных программ в целом и/или по отдельным предметам в них соответствует требованиям российского образовательного стандарта.
К четвертому типу относятся институты дополнительного образования, реализующие образовательные программы, соответствующие требованиям стандартов начального и среднего образования РФ. Это курсы дополнительного образования, школы выходного дня, воскресные школы, организации соотечественников, ассоциации учителей.
Безусловно, основной целью всех типов вышеперечисленных школ является сохранение русского языка у живущих вне родной языковой среды детей, поэтому основными предметами в этих школах является русский язык и литература. Но в данной статье основное внимание будет уделено четвертому типу русских школ за рубежом. На примере работы русской школы «Олимп» (Вашингтон, США) мы раскроем основные способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов в новых условиях.
Особое внимание в русских школах выходного дня уделяется раннему развитию детей (обучение чтению и письму, занятия по развитию речи). Причём многие педагоги настаивают на том, чтобы ребёнок к пяти годам уже умел читать, т.к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад (Kindergarden), который входит в систему начальной школы США (elementary school), и сам детский сад находится непосредственно на территории школы. Американские детские сады готовят к школе путём постепенного перехода от игр к чтению и письму. Таким образом, у русскоговорящих детей не возникает проблем и путаницы при обучении чтению на английском языке, а в пять лет большинство ребята прекрасно читают на своём родном языке.
Школа «Олимп» в г. Вашингтоне – одна из немногих, которая готовит старшеклассников к сдаче русского языка как иностранного (Prototype AP Russian Language Exam), за этот экзамен ребята получают дополнительные баллы при поступлении в колледжи и университеты. Происходит постоянное взаимодействие школы с высшими учебными заведениями. Это также является мотивацией для посещения школы. И когда ребята поступают в университеты, то начинают понимать ценность получения образования в русской школе. И позднее осознают, что специалисты со знанием русского языка востребованы.
Помимо изучения русского языка и литературы, в школе ведется преподавание истории РФ и основ музыкального образования.
Практически при каждой школе есть театральная студия. Опыт работы в школах показывает, что помимо самих уроков именно театр позволяет сохранить русский язык и усиливает мотивацию к его изучению. В игровой форме происходит ускоренное овладение языком. Театральная студия влияет на формирование у учащихся русского языкового сознания, лингвострановедческих представлений о России, происходит воссоздание мира общения на русском языке в условиях ограниченной языковой среды. Театр является одним из главных носителей культурных традиций русского языка, происходит знакомство с русской культурой, а через неё с культурой мировой.
Для того чтобы вызвать интерес к языку, который пробуждается благодаря творчеству, ответственности и чувству собственной значимости, необходимо удачно выбрать тему спектакля, пьесу. Тема спектакля должна быть близка и понятна, интересна юным актёрам. Самое главное, чтобы предлагаемый материал был изучен на русском языке достаточно подробно и понятно во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом). Для детей – исполнителей очень важна ясность языка, уверенность произношения.
Таким образом, именно театр является самой естественной формой поддержки языка. Ученики учат роли, обсуждают персонажи и их характеры, проводят аналогии с другими литературными произведениями, просто общаются на русском языке. А так как действие происходит в атмосфере игры, то это воспринимается гораздо легче и естественней. Именно так, легко и естественно, изучают русский язык в школе «Олимп» (г.Потомак, штат Мэриленд). В этой школе вот уже несколько лет существует уникальная театральная студия «Жар-птица», которой руководит талантливый педагог Марина Погосова. Именно она объединила учеников, учителей школы, родителей, всех тех, кто искренне заинтересован в изучении и популяризации русского языка и нашей великой русской культуры.
Весь репертуар театральной студии построен исключительно на русских народных сказках, произведениях русской классической литературы.
Руководитель театральной студии так тщательно продумывает свою работу, чтобы постановки были интересными и привлекательными для самих актёров. И как огорчаются ребята, если им не досталось роли... Но даже не имея роли, они готовы помогать за кулисами, устанавливать декорации на сцене. Безусловно, большую помощь оказывают родители и учителя школы, которые шьют костюмы, своими силами делают декорации, находят необходимый для постановок реквизит.
Театральная студия «Жар-птица» существует на базе школы «Олимп» с 2008 года. В спектаклях принимают участие ученики в возрасте от 7 до 14 лет. Студией были поставлены спектакли «Мама», «А что у вас?», «Ёлка для принцессы», «Красная шапочка или Сказка о золотом правиле», «12 месяцев», «Деревенские истории».
Репетируя, ребята проводят время вместе, а значит, учатся понимать и принимать одноклассников такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех спектакля. Они чувствуют ответственность за свои действия. Репетиции проводятся один раз в неделю, поскольку русская школа «Олимп» работает только по субботам, в течение недели ребята посещаю американские школы.
В театральной студии «Жар-птица» создана настолько тёплая домашняя атмосфера, что ребята приходят на репетиции как на праздник, где с ними занимаются, где им рады. Приходят дети разного возраста, часто неуверенные в своих способностях, очень плохо говорящие по-русски. Но долгая кропотливая работа даёт свои положительные результаты. Как приятно видеть на сцене счастливых, довольных своим выступлением маленьких актёров. А ведь ещё недавно некоторые из них боялись выйти на сцену.
Когда ученики школы «Олимп» играют роли, они пытаются, как настоящие актёры перевоплотиться, а не просто выразительно прочитать выученные слова. Спектакли и подготовка к школьным праздникам помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё мнение. А это необходимо, ведь жизнь – театр, и в будущем ребятам придётся сыграть ещё много ролей.
В американской педагогической науке есть устойчивое выражение «experience of success» – переживание успеха. Психологи настаивают на том, чтобы ребёнку давалось как можно больше возможностей испытывать успех. Именно на концепции успеха строится работа школы. Это важнейшее условие воспитания человека, уверенного в себе. Педагогический опыт показывает исключительно плодотворность концепции успеха. И в России, и в Америке, даже совсем потерявших веру в себя ребят удавалось зажечь первым успехом, и постепенно, шаг за шагом, довести до требуемого уровня. Ребёнок должен получать каждый день «витамин успеха». Это залог его здорового отношения к школе, а в дальнейшем – и к работе. Именно это условие является одним из главных в работе русской школы. Раскрыться в полной мере и получить успех ребятам позволяют занятия в кружках дополнительного образования при школе (театр, музыка, народный танец), а также участие в фестивалях, конкурсах, олимпиадах.
Учителя русских школ в США стараются, чтобы ученики не только не забывали русский язык и общались на нём, но и чувствовали себя действительно группой, сообществом, единым коллективом. Так, например, в школе «Олимп» (г. Вашингтон) стали уже традиционными театрализованные новогодние представления, весенний праздник, итоговый концерт по случаю окончания учебного года. В их подготовке принимает участие вся школа. Ребята стараются показать всё, чему они научились в русской школе.
Особое внимание в школах воскресного дня уделяется воспитательному процессу. В русских школах за рубежом накоплен достаточно большой опыт проведения всевозможных детских театрализованных фестивалей, праздников, которые пользуются большой популярностью среди соотечественников.
10 марта 2012 года в г. Потомак (штат Мэриленд, США) состоялся фестиваль «Русский язык и культурное наследие». Задачами фестиваля было привлечение интереса к изучению русского языка, знакомство аудитории с культурой России, укрепление института семьи, а также обучение работать в команде. В рамках фестиваля были проведены конкурс сочинений «Моя русская сказка», конкурс рассказов «Дети для детей», конкурс рисунков, фотографий и поделок на тему «Народные сказки и былины». Продолжением фестиваля было проведение олимпиады по русскому языку «Русское слово».
Таким образом, русскими школами проводится большая работа по популяризации русского культурного наследия, что способствует умению детей выступать в качестве полноценных представителей родной культуры.
Стоит обратить внимание, что в сегодняшнем поликультурном обществе США намного легче решать проблемы образования на родном языке, чем, скажем, ещё 12 лет назад. Тогда, в конце 90-х гг., в США был большой поток эмигрантов из стран бывшего Советского Союза, и чаще всего говорили об их интеграции, подразумевая полную ассимиляцию. Но практика показывает, что полноценная интеграция детей российских эмигрантов и выходцев из стран бывшего Советского Союза в американское общество происходит благодаря существованию русских школ. Именно они ведут интеграционную работу с детьми, проводят разъяснительные беседы с родителями, организуют интеркультурные проекты в поддержку толерантности между разными культурами.
Русская школа, являясь элементом социальной среды, взаимодействует с не только с семьёй, но и с американскими школами, учреждениями дополнительного образования, русскими общественными организациями (Россотрудничество, Посольство России в США, Американская Ассоциация Русского языка и Культуры). При поддержке этих организаций 17-18 декабря 2011 года в Вашингтоне (George Mason University) прошёл 2-й фестиваль детских русскоязычных театров Америки, в котором приняло участие свыше 20 коллективов из разны городов США, а также из России.
Театральная студия «Жар-птица» представила на суд зрителей «Деревенские истории» (современная интерпретация сказок «Репка» и «Курочка Ряба»). Постановка получилась яркой, динамичной. Непринуждённая игра маленьких актёров передала зрительному залу праздничное настроение. Не стоит забывать о том, что в русской школе «Олимп» учатся дети разных национальностей, поэтому в театральных постановках можно наблюдать сплав разных культур, но все они базируются на русской.
Таким образом, мы видим, что основными способами культурно-речевой адаптации детей эмигрантов являются: уроки русского языка и литературы, театральные фестивали, олимпиады по русскому языку, взаимодействие с родителями и социальными партнерами.


Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, школа, Олимп, русская школа, театральная студия, США, Вашингтон, дополнительное образование, ребята, русский язык обучения.

Похожие статьи

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

В основной школе предусмотрено изучение «Истории Казахстана» на казахском языке и «Всемирной истории» на русском языке (независимо от языка обучения школы) с

Наиболее популярным атрибутом в фотографиях ребят являлись книги и учебники в виде сердец.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

В школах русского языка (ШРЯ) в Москве дети обучались по методике преподавания РКИ, но почти все школы были расформированы. Во-первых, сыграло роль удаленность таких школ от места жительства детей-мигрантов.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык. Принципы построения театральной технологии обучения...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку).

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.

Разработка интегрированного урока по русскому и английскому...

Русский язык – Что такое монолог и диалог Работа со школьной библиотекой И. Пивоварова «О чём думает моя голова.

карточки – лексический материал по английскому языку. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование. Ход урока

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, английский язык, дополнительное образование, дополнительное образование детей, заочное путешествие, процесс обучения, игровая ситуация

Великий русский педагог Ушинский, считал, что при...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка...

русский язык, проблемное обучение, познавательный интерес, урок, умение, процесс обучения, проектная деятельность, проблемная ситуация, положительная мотивация, учебная деятельность.

Использование арт-технологий в обучении английскому языку...

— М.: Русский язык, 1977. Обучение устной речи на уроках иностранного языка.

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

русский язык, слово, художественное произведение, ученик, учащийся, урок литературы, урок, традиционная форма урока, театрализованная игра, внеурочное время. Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

Похожие статьи

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

В основной школе предусмотрено изучение «Истории Казахстана» на казахском языке и «Всемирной истории» на русском языке (независимо от языка обучения школы) с

Наиболее популярным атрибутом в фотографиях ребят являлись книги и учебники в виде сердец.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

В школах русского языка (ШРЯ) в Москве дети обучались по методике преподавания РКИ, но почти все школы были расформированы. Во-первых, сыграло роль удаленность таких школ от места жительства детей-мигрантов.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык. Принципы построения театральной технологии обучения...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку).

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.

Разработка интегрированного урока по русскому и английскому...

Русский язык – Что такое монолог и диалог Работа со школьной библиотекой И. Пивоварова «О чём думает моя голова.

карточки – лексический материал по английскому языку. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование. Ход урока

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, английский язык, дополнительное образование, дополнительное образование детей, заочное путешествие, процесс обучения, игровая ситуация

Великий русский педагог Ушинский, считал, что при...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка...

русский язык, проблемное обучение, познавательный интерес, урок, умение, процесс обучения, проектная деятельность, проблемная ситуация, положительная мотивация, учебная деятельность.

Использование арт-технологий в обучении английскому языку...

— М.: Русский язык, 1977. Обучение устной речи на уроках иностранного языка.

английский язык, внеурочная деятельность, учащийся, креативный подход, трехъязычное образование, класс, школа, активное участие, иностранный язык, казахский язык.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

русский язык, слово, художественное произведение, ученик, учащийся, урок литературы, урок, традиционная форма урока, театрализованная игра, внеурочное время. Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...