Библиографическое описание:

Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203-206.



Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. На наш взгляд, актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Реализация данной стратегической цели, особенно важной применительно к системам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, как зафиксировано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение одних из приоритетных задач:

- обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений и развитие вариативности образовательных программ;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, которая будет включать «создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения», развитие системы дополнительного образования школьников и консультирование для семей с детьми [8].

Нельзя не согласиться с точкой зрения отечественного исследователя М.В. Шакуровой, отмечающей постоянно «возрастающую динамику и многообразие социокультурных процессов» в современном обществе, следствием чего являются «многочисленные деформации личностного становления». По мнению зарубежных социологов Д. Белла, М. Кастельса, Е. Масуды, Э.Тоффлера, причины ускоряющегося темпа перемен в обществе заключаются в избыточном количестве информации и «наложения новой культуры на старую». Несмотря на особую роль знания и основанных на нем технологий, повышение качества жизни, данные причины могут привести к «культурному вакууму» в обществе. Возникающая при этом массовая культура, особенно негативно воздействует на развивающуюся личность ребенка. Противостоять такому воздействию помогает искусство, обладающее большим воспитывающим потенциалом [5, с. 6].

Художественно-эстетическое воспитание, основанном на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.

Исходя из оказания положительного влияния художественно-эстетического воспитания на детей и подростков, в системе образования ему начинает отводиться более значительная роль. Развитию художественно-эстетическому воспитания детей и подростков способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции художественно-эстетического воспитания детей и подростков являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.

Необходимо отметить особое значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования, которое представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [11].

Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:

- оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;

- процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;

- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;

- дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации;

- разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (на примере художественно-эстетического направления) (музыкальные и художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т.п.) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр дополнительного образования и т.п.). [9];

Так как художе­ственно-эстетическое направление в системе дополнительного обра­зования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осущест­вляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внут­реннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой ху­дожественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных на­правлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития лич­ности.

Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания.

В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.

В тех случаях, когда дополнительное образование не выполняет профессионально-ориентирующей функции в какой-либо области искусства, оно учит детей и подростков культуре проведения досуга. Организация свободного времени - один из элементов культурного наследия, который также передается из поколения в поколение в практике образования. От предпочтений учащихся в выборе своих увлечений напрямую зависит формирование их личностных, гражданских и нравственных качеств. Поэтому, здесь мы согласны с М.Б. Зацепиной в том, что «культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры». Проникновение культуры в образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка [7].

Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей может и должно функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Образовательная среда, в особенности в системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.

Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для дополнительного образования. Художественное обучение базируется на общих законах и принципах художественно-эстетического воспитания, сложившиеся в различных видах искусства, традиционных методах практической художественной педагогики. Однако в настоящее время создать оптимальную модель интеграции художественно-эстетического воспитания и художественного обучения в системе дополнительного образования детей пока не удалось.

Сейчас в нашей стране проблемой разработки теории художественно-эстетического воспитания личности занимаются педагоги-ученые М.С. Каган, Г.Г. Коломиец, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаев, Г.А. Петрова, В.Г. Ражников, В.Н. Шацкая, Б.П. Юсов и др.

Система дополнительного образования детей вместе с художественно-эстетическим воспитанием находится под вниманием государственной власти: Министерства образования и науки и Министерства культуры.

Цели, задачи, содержание, организация и осуществление процесса художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования в нашей стране регулируются соответствующими нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), Федеральным законом «О дополнительном образовании» (2002 г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1995 г.), Концепция художественного образования (2001 г.), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) и др.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. В данную структуру входят: художественное воспитание, основанном на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства» и эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности» [7]. Усиливает значение составляющих данной структуры их реализация через программы дополнительного образования.

Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.


Литература:

1. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства [Текст]: сборник нормативных документов: трудовые отношения, порядок оплаты, пенсионное обеспечение, лицензирование, аттестация и аккредитация, платные услуги и налогообложение / Сост.: С. Н. Горушкина, И. А. Тозыякова, Ю. А. Шубин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 300 с.

2. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

3. Закон РФ «Об образовании». – М.: ООО «Рид Групп», 2011. – 112 с. – (Новейшее законодательство России).

4. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. - 2005. - №2. - с. 248 – 252.

5. Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества [Текст] / А. В. Костина. - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.

6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

7. Зацепина, М.Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

8. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

9. Куприянов, Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://isiksp.ru

10.Тоффлер, Э. Шок будущего [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info

11. Федеральный закон «О дополнительном образовании» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ubo.ru

12. Шакурова, М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle