Библиографическое описание:

Дюгай Е. Е., Гущина Л. А. Формирование компетенций: миф или реальность [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 7-12.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования компетенций у студентов технических ВУЗов, согласно ФГОС ВПО-3. Определяется соответствие формируемых компетенций квалификационным требованиям, предъявляемыми работодателями.

В Российской Федерации начало XXI в характеризуется серьезными социально-экономическими изменениями и модификациями, среди которых, реформы высшего образования, призванные вывести систему подготовки специалистов на качественно новый уровень. Суть преобразований состоит в переходе с 2011 г. Российской школы высшего профессионального образования (в том числе по инженерным специальностям) на уровневую структуру образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). [1]

В последние годы в образовательном сообществе наблюдает рост престижа профессии инженера, повышение требований к профессионализму специалистов в области техники и технологии и программам их подготовки. Данная тенденция выражается также в проявлении особого интереса к инженерному образованию и его проблемам со стороны высшего руководства страны. В частности, Председатель Правительства В.В. Путин в своем выступлении 11 мая 2011 г. на съезде Машиностроителей России уделил особое внимание актуализации вопроса качественной подготовки конкурентоспособных кадров и взял решение проблем совершенствования системы высшего инженерного образования под личный контроль. Столь пристальное внимание к системе подготовки специалистов технического профиля объясняется тем, что успех осуществления выбранного курса модернизации экономики, технологического и инновационного развития, во многом зависит от качества подготовки бакалавров по техническим направлениям.

Для обеспечения образования специалистов в области техники и технологии на уровне, соответствующем современным требованиям, одним из главных принципов проектирования ФГОС третьего поколения является компетентностный подход. Отмечается, что инновационный потенциал применения компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования состоит в том, что данный подход позволяет:

- получать более адекватные результаты обучения, выраженные на языке компетенций;

-моделировать результаты образования, ориентируясь на конкретные запросы соответствующих сфер профессиональной деятельности.[2] Примечательно, что работодатели принимают участие в разработке перечня необходимых компетенций, в качестве основных заказчиков услуг труда.

Однако в рамках компетентностного подхода возникает существенная концептуально – методологическая проблема. Это определение дефиниции понятия «компетенция». Ряд как российских, так и европейских экспертов выдвигают множество определений, однако разные походы к описанию данного понятия, а также различные смысловые нюансы, не позволяют выделить конкретное, общепринятое понятие. Например, И.А. Зимняя, предлагает понимать компетентность, как «актуальное, формируемое личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально - и личностно - обусловленную социально-профессиональную характеристику жизнедеятельности человека». [3] Э. Зеер рассматривает компетенцию как «совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы и обеспечивают осуществление определенных профессиональных функций». [4] В проекте ФГОС ВПО компетенция рассматривается как «динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. [5]

Введение понятия образовательных компетенций, как нормативной и практической составляющей образовательного процесса, позволит студентам освоить не только теоретические аспекты специальности, а также использовать полученные знания, умения для решения, как фундаментальных профессиональных задач, так и проблем, требующих не стандартного подхода, адаптироваться в коллективе для слаженной, командной работы, повышающей производительность. Поэтому компетентностный подход рассматривается, как способ обеспечения действительно многоаспектной, высококачественной профессиональной подготовки, так как учитывает социально-культурный контекст образования будущего инженера. Данный подход может стать реальной возможностью для личностного роста студентов, приобретения ими так называемых «мягких навыков» (умение работать в команде, презентовать результаты своих исследований и т.д.).[6]

Несмотря на принятие компетентности специалиста в качестве важнейшего критерия профессиональной подготовки специалиста, по прежнему не теряет актуальности вопрос о месте понятия «квалификация» в новой образовательной парадигме. Квалификационный подход тесно увязан с конкретным предметом и объектом труда. В. Байденко считает, что квалификация, в отличие от компетенции «означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах». [7] Кроме того, некоторыми экспертами квалификация рассматривается как степень овладения работником данной профессией или специальностью. Таким образом, специалист, обладающий квалификацией, имеет знания и навыки, предусмотренные образовательным стандартом и востребованные в определенной сфере трудовой деятельности, для решения задач сугубо профессионального характера. В свою очередь термин «компетенция» не является противоположностью термина «квалификация», но и не отождествляется с ней. Компетенция, в увязке с квалификацией имеет более широкий смысл и включает в себя помимо квалификационных знаний, умений, навыков ряд личностных характеристик, учитывающих, специфические особенности профессии, должности. Квалифицированный специалист обладает знаниями, умениями, навыками определенного уровня, а специалист компетентностный способен и готов реализовать их в работе.

В связи с переходом на обучение студентов по двухуровневой системе в вузах нашей страны в настоящее время развернулась большая работа по составлению основных образовательных программ (ООП) для подготовки бакалавров и магистров. Ведется формирование учебных планов и разработка рабочих программ дисциплин в соответствии с новыми утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В этой ситуации повышается актуальность вопросов взаимодействия бизнеса и системы высшего образования, сопряжения сфер труда и двухуровневой подготовки выпускников вузов с целью устранения несоответствий и несогласованности компетенций, формируемых у магистров и бакалавров согласно перечню компетенций ФГОС и профессиональных квалификаций, которые востребованы работодателями.[8]

Далее приводится описание проведенной исследовательской работы, целью которой было соотнесение компетенций формируемых у студентов согласно ФГОС и квалификационные требования, предъявляемые работодателями соискателям, а также регламентированные должностной инструкцией. А также выявление группы компетенций, являющихся наиболее приоритетными для специалиста инженерного профиля по мнению различных групп респондентов.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов:

  1. В результате анализа перечня требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Технологические машины и оборудования» было произведено объединение компетенций по направлениям.

На основе сопоставления требований в рамках ФГОС ВПО-3, должностных инструкций, а также анализа требований работодателей к соискателям (объявления о приеме на работу) была составлена нижеприведенная таблица (табл.1):

Таблица 1

Сравнительный анализ компетенций и квалификаций, предъявляемых к специалисту.

Компетенции, формируемые ФГОС-3

Квалификационные требования,

регламентированные должностной инструкцией

Требования, предъявляемые работодателями

1

2

3

Обладание универсальными общенаучными, культурными, правовыми и социально – этическими знаниями и коммуникациями и осмысленное их применение

Знание основ экономики, организации производства и управления; а также основ экологического и трудового законодательства.

Свободное владение английским либо немецким языками (чтение, перевод и написание текстов), а также грамотное владение родным русским языком

Способность к самостоятельному профессиональному и личностному совершенствованию

Не определены

Не определены

Способность к работе с прогрессивными информационными техническими средствами и технологиями

Не определены

Знание персонального компьютера: всех программ «MicroSoft Office», чертежных программ (Компас, AutoCAD), Adobe Photoshop, Adobe Reader, работа в Интернет и др.

Умение осуществлять организацию и контроль протекания технологических процессов

Знание основ технологии производства продукции предприятия, перспектив технического развития предприятия, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест

Организация производственных процессов


Умение осуществлять мероприятия по снижению экологической нагрузки и предотвращению угроз жизнедеятельности населения

Обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности

Умение осуществлять разработки в области инженерной защиты окружающей среды, противопожарных средств контроль за установкой правильной эксплуатацией защитных средств и соблюдением правил и норм пожарной безопасности; механизацию работ по природообустройству;

Умение применять знания о проведении обслуживания основных технологических процессов, внедрения, ремонта и монтажа оборудования

Знание системы планово – предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования. Умения обеспечивать безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию

Проведение планового ремонта производственного оборудования, модернизации оборудования
Контроль соблюдения правил и режимов эксплуатации оборудования.
- Организация работ по подготовке к установке нового оборудования.
- Сбор и анализ информации о причинах повышенного износа оборудования;

Организация и управление инженерной деятельности



Умение руководить работниками подразделений предприятия, осуществляющих ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии

Управление персоналом (технические специалисты 4 - 6 человек)
Координирование работы цеховых служб: осуществление контроля за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины на производстве

Умение планировать, организовывать, анализировать и документально фиксировать результаты инженерной деятельности

Составление паспортов на оборудование, разработка планов (графиков) осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования, участие в работе по учету наличия и движения оборудования, составлению и оформлению технической и отчетной документации,

Ведение необходимой технической документации, составление смет по капитальному строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружении; разработка технологических карт, расчетов стоимости для проведения конкурсов, разработка технологических карт, инструкций и техпроцессов

Способность к исследованию и внедрению в производство передового научно – технического опыта

Умение разрабатывать, рассматривать и внедрять прогрессивные методы ремонта и модернизации; внедрять прогрессивные нормы расхода смазочных и обтирочных материалов

Выполнение технических задач в области исследований и разработки новых видов и типов машин механизмов механического оборудования, испытания опытных образцов

Умение разрабатывать проектную документацию и в соответствии с ней осуществлять конструкторские работы

Не определены

Проектирование, внедрение и изготовление новых (нестандартных) элементов выставочных экспозиций применение технических знаний в области разработки и эксплуатации машин и механизмов для решения возникающих в процессе работы проблем


Анализ полученных данных, позволяет сделать вывод о том что, компетенции освоенные бакалаврами по окончании образовательного цикла полностью соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями и оговоренным в должностных инструкциях, и дополнительно формируют такие компетенции как способность к самостоятельному профессиональному и личностному совершенствованию и способность к работе с прогрессивными информационными техническими средствами и технологиями. Это свидетельствует о качественной и разноплановой подготовке специалистов в рамках компетентностного подхода.

  1. На следующем этапе исследования, респондентам предлагалось распределить перечень компетенций путем ранжирования: от наименее значимых к наиболее значимым. Было выбрано 3 группы респондентов: студенты 1-4 курсов очной формы обучения, обучающиеся по направлению «Технологические машины и оборудования» (25 человек), студенты 1-4 курсов очно-заочной формы обучения той же специальности (33 человека), и работодатели (24 человека)

  2. Этап обработки полученных анкетных данных включал в себя составление сводных таблиц для каждой группы респондентов, отражающих накопленное количество респондентов, присвоивших каждой компетенции одно и то же значение. Затем для получения более наглядных результатов анализируемые компетенции условно были объединены в три группы:

1. Универсальные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-9,ОК-16, ОК-17, ОК-8, ОК-10, ОК-18);

2. Общепрофессиональные компетенции (ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК -6, ПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-15, ПК-16);

3. Инновационные компетенции (ОК-14, ОК-15, ОК-13, ПК-17, ПК-19, ПК- 20).

Также показатели ранжирования были условно разбиты на 3 шкалы:

  1. Компетенциям, чьи показатели значимости входят в диапазон от 1 до 3 включительно, была присвоена высокая степень значимости;

  2. Компетенциям, чьи показатели значимости входят в диапазон от 4 до 7 включительно, была присвоена средняя степень значимости;

  3. Компетенциям, чьи показатели значимости входят в диапазон от 8 до 10 включительно, была присвоена низкая степень значимости;

На основе полученных данных были составлены диаграммы, отражающие восприятие значимости той или иной компетенции для специалиста технического профиля с точки зрения трех групп респондентов. ( Рис.1,2,3)

Рис.1 Распределение значимости универсальных компетенций для специалиста направления «Технологические машины и оборудования»

Диаграмма показывает, что все три группы респондентов придают универсальным компетенциям низкую степень значимости. Однако 24% опрошенных студентов очного отделения определили высокую значимость для универсальных компетенции, в то время как лишь 15,2% студентов очно-заочной формы обучения и 20,8% работодателей считают данный вид компетенций наиболее важным. Можно предположить, что данная тенденция объясняется, тем, что студенты очного отделения в большинстве не имеют опыта работы по данной специальности, и их представления о необходимых компетенциях довольно абстрактны. В свою очередь, студенты очно-заочного отделения и работодатели более осведомлены о компетентностных потребностях специалистов данного профиля.

Рис.2 Распределение значимости общепрофессиональных компетенций для специалиста направления «Технологические машины и оборудования»

Данная диаграмма, позволяет определить, что около 80% каждой группы респондентов, отводят общепрофессиональным компетенциям значимость высокую либо среднюю. Таким образом, все респонденты едины во мнении, что для специалиста в области техники и технологии главным квалификационным требованием являются знания, умения, навыки в профессиональной среде.

Рис.3 Распределение значимости инновационных компетенций для специалиста направления «Технологические машины и оборудования»

Данная диаграмма показывает, что все три группы респондентов относят умение использовать в работе прогрессивные информационные технические средства, а также внедрять в производство научно – технический опыт, к незначительным для данной специальности. Но можно заметить интересную тенденцию: количество работодателей, определивших высокую, низкую и среднюю значимости достаточно близки. Высокую значимость отметили менеджеры высшего звена. Это результат более точной осведомленности топ - менеджеров о развитии техники и технологии, свидетельствующий о том, что для успешного и стабильного развития современного производства необходимы высоко квалифицированные инженеры с инновационным и рационализаторским подходом, способные интегрировать идеи из различных областей науки и техники и целостно воспринимать производственный процесс [9]. Среднюю и низкую – менеджеры среднего звена, объясняя, что хотели бы видеть в подчиненных чаще исполнителей.

На основе обобщенного анализа можно сделать вывод: в общем рейтинге среди трех групп компетенций, лидируют профессиональные компетенции; необходимость личностных качеств отметили лишь не более 25% каждой группы опрошенных. Промежуточное положение занимает способность внедрять в производство элементы инновационного, научно – технического опыта (не более 35%). Таким образом, руководители промышленных предприятий в первую очередь заинтересованы в высококлассных работниках, оперативных исполнителях, но при этом творчески мыслящих, способных к новаторским решениям. Но при этом не стоит умалять значение таких личностных характеристик как умение работать в команде, способность к самообразованию, социальная адаптация, ответственность, коммуникативная компетенция, готовность к конкурентоспособному поведению, так как во взаимосвязи с вышеперечисленными компетенциями они формируют высококлассного, современного специалиста, способствующего росту производительности труда, совершенствованию системы производства, внедрению новых технологий и инноваций.

Таким образом, компетентностный подход в системе высшего профессионального образования влияет на экономический рост не только отдельно взятого предприятия, но и в рамках всего государства, являясь, как отмечается экспертами, ключом к благосостоянию государств в XXI в.

Литература:
  1. Чучалин А.И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России. 2011. №10. C.20.

  2. Клёцина И. С. Компетентностный подход и гендерное образование в высшей школе // Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-Американской научно-практической конференции, 14-16 мая 2007 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. с. 105-109.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

  4. Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 39-46

5) Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 2.

6) Михайличенко Т.А., Громова О.Б. О реализации ФГОС в техническом ВУЗе // Высшее образование в России. 2011. №10. C.89-95

7) Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2005.

8) Борщ В.В., Абрамова Е.Г. Механизмы независимой оценки качества образования на основе анализа востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда и рекомендации по их практическому использованию //Инженерное образование. 2010. №6. С. 4–9

9) Мустафина Д.А., Ребро И.В. , Рахманкулова Г.А. Негативное влияние формализма в знаниях cтудентов при формировании инженерного мышления // Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Основные термины: Формирование ключевых компетенций, высшего профессионального образования, ключевых компетенций дошкольников, группы респондентов, степень значимости, перечню компетенций ФГОС, компетентностного подхода, Формирование компетенций, компетенций квалификационным требованиям, понятия образовательных компетенций, вопросы формирования компетенций, Формирование общекультурных компетенций, перечня необходимых компетенций, Формирование коммуникативных компетенций, ключевых компетенций школьников, языке компетенций, Сравнительный анализ компетенций, выявление группы компетенций, системе высшего профессионального, показатели значимости

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle