Библиографическое описание:

Булыгина Д. А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 320-322.

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптивной личности, а с другой стороны, реально происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение выпускников. На это указывает и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [2,с.1]. Речь идет о социализации учащихся непосредственно в образовательной среде ОУ.

Под социализацией личности мы понимаем процесс включения индивида в жизнь общества через усвоение личностью норм поведения в обществе, приобщение ее к ценностям общества, осознание личностью себя как части общества, своей ответственности перед людьми. «Первичная социализация осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе; вторичная – в основной и средней школе», – отмечает В.И. Загвязинский» [3, с.27].

Социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении. Ученые (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, О.А. Селиванова, Т.А. Строкова, С.В. Шмачилина) выделяют стихийную социализацию, происходящую за счет инстинкта подражания, и целенаправленную социализацию, осуществляемую посредством обучения и воспитания. Одной из актуальных в наше время педагогических проблем является поиск методов и способов нейтрализации действия негативных факторов стихийной социализации (влияние группы асоциально настроенных сверстников на личность ребенка, роль СМИ в формировании целого ряда вариантов отклоняющегося поведения, интернет-зависимость, агрессивное окружение, алкоголизация и др.).

Между тем практика показывает, что основная школа сегодня не учитывает названную выше проблему и продолжает предоставлять учащимся лишь набор определенных знаний. Учителя не учитывают, с одной стороны, специфику подросткового возраста, а с другой – современную ситуацию в информационном развитии нашего общества. «Учебный процесс в основной школе, являясь монополистом в жизнедеятельностном пространстве ребенка, продолжает строиться через жестко заданную классно-урочную систему, в которой учитель продолжает оставаться единственным носителем информации, субъектом коммуникации», – утверждает Ш.А. Амонашвили [1, с.42]. Следствием этого является резкое падение интереса учащихся к процессу обучения и его результативности: растет количество подростков, покидающих школу и пополняющих асоциальную среду общества.

Решением проблемы, на наш взгляд, могло бы стать создание такой образовательной среды, в которой учащийся вынужден занимать активную личностную и социальную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Речь идет об информационно-коммуникационной среде ОУ, вовлекающей учащихся в процесс межличностного и межкультурного общения, в том числе и интерактивного, «в котором каждый учится аргументировать, доказывать, обосновывать свою позицию, используя средства информационных технологий» [4, с. 115].

Информационно-коммуникационная среда – особая образовательная среда, базирующаяся на широком использовании информационных технологий. Как отмечает И.Г.Захарова, «информационно-коммуникационная среда – это сложная система, включающая следующие главные компоненты: интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие среды в ходе образовательного процесса; средства коммуникационных технологий, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам среды» [3, с. 168].

Информационно-коммуникационная среда ОУ развивается, как правило, на трех уровнях:

  • на первом уровне в качестве основы формируется медиатека с выходом в Интернет;

  • на втором уровне происходит развитие за счет наработок педагогов;

  • на третьем уровне – за счет наработок учащихся.

Информационно-коммуникационная среда активизирует творческие процессы в ОУ, предоставляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов в сочетании со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития и социализации личности.

Язык информатики в информационно-коммуникационной среде выступает как средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к мировым культурным ценностям, что позволяет включить язык информатики в коммуникативную надпредметную деятельность, соотносимую с сензитивным периодом речевого развития школьника. Главными участниками процесса обучения в информационно-коммуникационной среде являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном информационном партнерстве.

Основные принципы построения информационно-коммуникационной среды таковы:

1. Информационная направленность обучения через применение средств информационных технологий в изучении предметов разных образовательных областей [5, с. 181-183].

2. Функциональность предполагает, что освоение любого предмета происходит в информационно-коммуникативной деятельности, в которой учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу средствами информационных технологий: подтверждает мысль, утверждает собственную точку зрения, презентует собственную позицию [7, с. 69-71].

3. Ситуативность – ролевая организация учебного занятия: письма по Интернету, слайд-фильмы, мультимедийное сопровождение и др..

4. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса обучения, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условие успеха каждого является успехом остальных [7, с. 71-75].

6. Моделирование: объем знаний представлен в концентрированном, модельном виде: схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы и др.

Особенности методики в информационно-коммуникационной среде заключаются в следующем:

1. Упражнения должны быть по характеру информационно-речевыми, то есть упражнениями с презентацией результата средствами информационных технологий.

2. Пространство общения представляет собой «погружение» в информационно-коммуникационную среду через интегрированные уроки информатики и других предметов различных образовательных областей, а также социальная практика: знакомство с работой информационных центров, рекламных агентств и др. [5, с. 190-195].

Важное место в реализации личности в информационно-коммуникационной среде занимает проект учащихся как способ эффективно выстраивать какой-либо тип деятельности: проект позволяет так спланировать деятельность, конструкторскую разработку, управление, чтобы достичь результата оптимальным способом.

Особенностью практической реализации описанной информационно-коммуникационной среды обучения в МБОУ Лицей г. Нижний Тагил Свердловской области является вовлечение школьников в активный информационный процесс обучения, что значительно повышает возможности воспитательного характера урока. Организатором процесса обучения на уроке остается учитель, однако существенно меняется его роль. Учитель регулирует ход работы учащихся на уроке, согласует воздействие и взаимодействие учащихся, тренирует их в использовании средств информационных технологий и этим формирует способность учащихся к осуществлению ответственного выбора в той или иной социальной ситуации в насыщенной информационной среде. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при взаимодействии, что способствует социализации его личности. В позитивных результатах реализации информационно-коммуникационной среды ОУ убедил нас социально-психологический портрет выпускников девятых классов МБОУ Лицей в 2011 году. Он продемонстрировал желание юношей и девушек в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с социальной сферой (85%) и словесностью (87%). Отмечалось повышение самооценки выпускников: 98% учащихся утверждало, что умеют вступать в диалог, отстаивая собственную позицию, а 81% делает это с удовольствием; 89% говорило о готовности самостоятельно оценивать собственные действия и действия своих оппонентов в коммуникации; 96% говорило об умении использовать ИКТ в межличностной и межкультурной коммуникации. Полученные результаты доказали, что в условиях информационно-коммуникационной среды обучения происходит «освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями» [6, с. 39-40].

Учитывая, что процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого, мы считаем, что создание в ОУ информационно-коммуникационной среды обучения станет обязательным условием социализации личности.


Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 2000. – 559 с.

  2. Медведев Д.А. О национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». – Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.

  3. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.

  5. Снежневская М. А. Учебное пособие для учащихся 6 классов средней образовательной школы. – М.: Московский учебник, 2003. – 175 с.

  6. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

  7. Хренова О.М. Методические рекомендации. Методические советы к учебнику для 6 класса Литература. – М.: «Мнемозина», 2002. – 203 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle