Автор: Иванова Жанна Геннадьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Библиографическое описание:

Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 224-226.

Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста. Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально – профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.

Введение федеральных стандартов третьего поколения ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов.

Потребность в выявлении талантливых людей существует в любом обществе, а поиск и поддержка юных талантов позволяет сохранять интеллектуальную элиту государства.

Российскому обществу для его поступательного развития необходимы одаренные люди, но, к сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои природные способности. Очень многое зависит от семьи, от ориентации на региональные и этнические особенности общества, от учебных заведений и в целом от окружающей человека среды.

Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.

Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов в области использования современных ингредиентов, добавок и вспомогательных материалов.

Элементы исследовательской деятельности для студентов техникума должна вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу через различные виды самостоятельной работы:

  • на первых курсах студенты знакомятся с методами учебного исследования через доклады и индивидуальные предметные задания для написания рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ. Доклад это первый этап в организации учебно-исследовательской работы студентов, который осуществляется через публичное сообщение на определенную тему, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, а реферативное исследование это следующий этап в организации учебно-исследовательской работы студентов и он осуществляется через краткую запись идей или тем с анализом использованной литературы.

  • на следующем курсе вводится непосредственное исследование, какого-либо процесса, явления.

Особым видом учебного исследования является курсовая работа, где важнейшими задачами, которого являются:

  • закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки;

  • овладение методами научных исследований;

  • формирование навыков решения творческих задач в ходе учебного исследования по определенной теме;

  • формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

  • развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

На последнем курсе – обязательное выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении преддипломной практики.

Выпускная квалификационная работа является определенным итогом всей учебно-исследовательской деятельности выпускника и преследует следующие основные задачи:

  • систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практические знания по специальности, позволяет применить эти знания при решении конкретных профессиональных задач;

  • формирует и развивает умение логично и грамотно излагать литературный материал и данные собственного исследования;

  • определяет степень готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и составление качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

Существует и применяется два основных виды научно-исследовательской работы студентов.

Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами, о чем было сказано ранее.

Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.

Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учащимся, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное – процесс осмысления науки не прекращается за пределами учебного заведения и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования.

Основными формами учебно-исследовательской работы студентов, выполняемой, во внеурочное время являются:

  • предметные и проблемные кружки;

  • проблемные студенческие лаборатории;

  • участие в научных и научно-практических конференциях.

Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.


Литература:

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 128с.

2. Петрова С.А. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие / С.А.Петрова, И.А.Ясинская. – М.: ФОРУМ, 2010. – 208с. – (Профессиональное образование)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle