Библиографическое описание:

Бондаренко Ю. С. Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 317-320.

Психодиагностика (от греч. psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) — технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов.

В теоретическом отношении психолого-педагогическая диагностика представляет собой особый вид познавательного процесса. Проанализировав требования, предъявляемые учебным заведением к подготовке студента в процессе изучения дисциплины «психолого-педагогическая диагностика» и результаты исследований Еремкиной О.В., Ивутиной Е.П. и Костроминой С.Н., мы пришли к выводу, что психодиагностическая компетентность студентов психологических специальностей должна рассматривается согласно набору ключевых компетенций, предложенному А. В. Хуторским [5, с. 58-64], опираясь на выделенные критерии Костроминой С.Н. и Еремкиной О.В. [2, с. 200-213].

Нами было выделено, что психодиагностическая компетентность основывается на актуализации внутренних ресурсов и внешних ресурсов студента. Коротко возможно их обозначить следующим образом:

  1. Внутренние ресурсы студента:

  • Ценностно-смысловые компетенции

  1. Внешние ресурсы студента:

  • Учебно-познавательные компетенции

  • Информационные компетенции

Таким образом, психодиагностическая компетентность будет сформирована при овладении различными рассмотренными нами ранее особенностями психодиагностической компетенции и положительной мотивационной направленности на психодиагностическую деятельность, которые необходимо совершенствовать с помощью ИКТ. Этот вывод можно сделать, потому что природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека и его деятельности, совершенствуя различные компетенции. [3, с.145]

Говоря о методах, как способах упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленных на решение комплекса задач дисциплины «психолого-педагогическая диагностика», целесообразно выделить такие методы как наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (лабораторные работы и практикумы). Так же для данной дисциплины характерны такие методы как, методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований) и методы проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский) методы личностно-ориентированного обучения (метод проектов, кейс-метод). Форма обучения данной дисциплины реализуется через лекции, лабораторные работы, педагогические практики, семинарские занятия.

Таким образом, формирование психодиагностической компетентности будет успешным при использовании средств ИКТ, конечно, при условии, что педагог должен сам обладать определенными навыками работы в области информационных и коммуникационных технологий.

Нами были выделены следующие средства ИКТ, возможные для преподавания психолого-педагогической диагностики в ВУЗе:

  • Мультимедиа ресурсы (как лекционный теоретический материал и вспомогательный материал для практических и лабораторных работ)

  • Гипертекст (основная форма представления содержания теоретического материала)

  • Компьютерные программы (как основное средство для автоматизированного контроля знаний, проведения и обработки результатов исследований)

  • Интернет ресурсы (как источник самообразования)

  • Средства моделирования и система “виртуальная реальность” (как источник получения умений и навыков на практических и лабораторных работах.)

Основная трудность заключается в том, что нельзя просто добавить существующие средства ИКТ к существующей дидактической системе преподавания психолого-педагогической диагностики в ВУЗе и надеяться, что это станет нововведением в процессе обучения. Необходимо осуществить интеграцию ИКТ - с инфраструктурой образования с учетом исторических, психологических и философских аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса в целом и дидактически систематизированные основы соответствующей научной дисциплины в частности.

Таким образом, необходимо определить организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью ИКТ. Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки студентов может эффективно осуществляться при создании определенных организационно-педагогических условий.

В контексте настоящего исследования под организационно-педагогическими условиями, являющихся условиями формирования ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки студентов, мы будем понимать как совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных дидактических задач.

Структура содержания предмета «психолого-педагогическая диагностика» отражены в ГОСТе и примерной учебной программе по дисциплине.

Структура и содержание учебно-методического обеспечения процесса формирования ключевых компетенций представлена следующими структурно-содержательными единицами:

  • нормативная и учебно-программная база;

  • учебно-методический комплекс, ориентированный на компетентностный подход;

  • мониторинг качества учебного процесса, опирающегося на компетентностный подход.

Инновационную среду в данном случае будут обеспечивать информационные и коммуникационные технологии, средства которых можно использовать для преподавания дисциплины «психолого-педагогическая диагностика» в ВУЗе.

Таким образом, систему знаний о теоретических подходах, задачах которые решает практическая психодиагностика в системе народного образования; о требованиях, предъявляемых к методам психодиагностики; ограничениях сферы использования психологических тестов; об истории развития психодиагностики и социально-этических требований, предъявляемых к психодиагносту возможно через применение мультимедиа ресурсов, используемой для наглядности лекционного материала, использование такого средства ИКТ как гипертекст и Интернет ресурсы для самообразования, осуществляемые через Кейс-технологию и сетевую технологию. При этом нормативная и учебно-программная база остается неизменной, так как меняется лишь способ подачи теоретической информации по данному предмету.

Говоря об учебно-методическом комплексе, ориентированном на компетентностный подход необходимо формировать и развивать умения и навыки студентов по предмету через такие формы ИКТ как гипертекст и использование компьютерных программ, а так через мультимедиа ресурсы, т.е. различные средства моделирования и систему “виртуальная реальность”. При этом традиционная учебная и учебно-методическая литература должна является основой образовательного процесса, но перейти в другую плоскость - плоскость виртуальной реальности и гипертекстовый формат. В этом случае средства ИКТ могут решить проблему не только проведения и обработки методов психолого-педагогического исследования, но повлиять на формирование и развитие способности использовать усвоенные знания на практике с помощью различных средств моделирования.

Мониторинг качества учебного процесса, опирающегося на компетентностный подход, помогут совершить такие средства ИКТ как компьютерные программы, направленные на определение уровня усвоения знаний и практических умений.

Таким образом, педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий можно представить в виде следующего рисунка (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема педагогических условий формирования психодиагностической компетентности с помощью ИКТ.

Однако кроме вышеперечисленных средств, с помощью которых компетентность реализуется в процессе разнообразных видов деятельности (приобретение, преобразование и использование знаний), в формирование структуры компетентности обязательно входит мотивационный компонент, т.е. готовность к проявлению этой самой компетентности. Значит, педагогические условия формирования компетентности должны включать в себя компоненты направленные на развитие внутренних ресурсов студента, а именно на формирование ценностно-смысловой компетенции, как одной из составляющих психодиагностической компетентности.

В нашем исследовании мы основываемся на мнении Двуличанской Н.Н [1, с. 67], о том, что при повышении образовательного уровня, личные ценности расширяются и включают в свой круг всё больше социальных ценностей и постепенно превращают обучающегося в социально-активного индивида. Для обучающегося становится яснее основы и принципы развития и функционирования психики человека, способы интерпретации и описания полученных данных, особенности выбора и применения различных психодиагностических методик и многое другое, относящееся к профессиональной подготовке студентов по дисциплине «психолого-педагогическая диагностика». В результате у обучающихся повышается мотивация к изучению предмета вследствие осознания ими необходимости применения приобретенных фундаментальных знаний в будущей профессиональной педагогической или психологической деятельности.

Сформированное на данном уровне обучения ценностное отношение к психодиагностическим знаниям обеспечивает научное мировоззрение; социальную активность личности; определяет тип поведения и деятельности на основе культурологических, общечеловеческих (нравственных, религиозных, этических) и социальных (производственных, экономических, правовых, политических) ценностей, способствуя становлению аксиологической компетентности индивида. Результатом такого обучения становится повышение профессиональной компетентности обучающихся. На основе вышеизложенного стадии формирования профессиональной компетентности можно представить в виде следующего рисунка (Рисунок 2):










Рисунок 2. Стадии формирования профессиональной компетентности

В этом случае приобретенные знания и умения по дисциплине «психолого-педагогическая диагностика» являются не результатом образования, как при традиционном обучении, а средством решения задач в будущей профессиональной и повседневной деятельности педагога или психолога, в продолжение образования, диверсификации профессии.

В связи с этим необходимо сделать вывод о том, что организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов, представляют собой совокупность таких средств информационных и коммуникационных технологий, как технологии мультимедиа, технологии гипертекста, компьютерные программы, средства моделирования и система “виртуальная реальность”, а также Интернет ресурсы. Применение вышеперечисленной совокупности средств, представляющих организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности должно обеспечивать успешное решение поставленных дидактических задач. При этом успешно созданные данные организационно-педагогические условия неминуемо приведут к формированию и развитию положительной мотивационной направленности, а именно к формированию ценностно-смысловой компетенции в области психолого-педагогической диагностики, что будет являться завершающим этапом формирования психодиагностической компетентности студента.


Литература:

  1. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж – вуз» (на примере химии): монография. М: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2010. C 67

  2. Еремкина О.В. Научные и методологические основы формирования психодиагностической культуры будущего учителя//Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в центральном регионе России: Труды 4-й региональной научно-практической конференции 5–6 июня 2002 года. – Рязань, 2002. С. 200–213

  3. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - C 145 .

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /Народное образование, 2003.- № 2. - С. 58-64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle