Библиографическое описание:

Садыкова М. К. Вопросы трудоустройства: планы и ожидания учащихся педагогического вуза (на материалах КазГосЖенПУ) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 294-297.

Исследование по вопросам трудоустройства учащихся Казахского государственного женского педагогического университета было проведено группой преподавателей в рамках личной инициативы. В опросе приняли участие 270 учащихся старших курсов. Тематический блок анкеты состоял из пяти вопросов: каналы трудоустройства, отношение к труду, планы и перспективы трудоустройства. Последний вопрос-тест позволил измерить степень готовности выпускников к необходимости дальнейшего до- и переобучения в процессе трудовой деятельности. Данный показатель может служить индикатором уровня и качества профессиональной подготовки, полученной в процессе обучения в вузе.

Начнем с вопроса о каналах трудоустройства. Уверенные в своих профессиональных компетенциях студентки предпочитают по вопросам трудоустройства непосредственно обращаться в компании, рассылая резюме, проходя собеседование и пр. Другим, в силу тех или иных обстоятельств, удобнее и легче начинать искать первое место работы, обращаясь за помощью к родственникам и знакомым. Кроме того, по мнению опрошенных, работодатели престижных учреждений предпочитают набирать сотрудников, основываясь на принципах доверительных отношений через знакомых им людей, которые уже хорошо себя зарекомендовали.

Несовершенство механизмов взаимодействия вуза с работодателями объясняет почему опрошенные респонденты не склонны надеяться на помощь со стороны соответствующих подразделений Университета. Исследование показывает также низкий уровень востребованности кадровых агентств.

Рисунок 1

Следующий вопрос был призван показать сложившиеся представления студенток о труде, раскрыть ценностно-смысловое содержание данной категории.

Рисунок 2

Результаты опроса показали, что представление о труде формируется на основе двух паттернов: это, с одной стороны, труд, порожденный материальными потребностями и выступающий средством их удовлетворения; с другой, труд как удовольствие. Таким образом, материально-гедонистический акцент в отношении к будущей трудовой активности значительной молодежи в очередной раз подтверждается.

Подходя к вопросам будущего трудоустройства ближе, взглянем на планы и ожидания старшекурсников: немногим более половины опрошенных высказали желание работать по специальности.

Треть опрошенных будет действовать по ситуации, при этом, стараясь найти работу близкую своей специальности.

Каждая восьмая опрошенная студентка еще не определилась: продолжать обучение, начать работать или полностью посвятить себя семье. Данная позиция имеет тенденцию к усилению, несмотря на то, что относительно недавно, немедленное трудоустройство по окончанию обучения в вузе было нормой.

Уверены, что будут работать не по специальности 5% респондентов. Это связано с тем, что только половина опрошенных уверена в перспективности получаемой специальности, которая позволит добиться достаточно высокого статусного положения с надежным заработком. Вместе с тем, почти такая доля опрошенных считает, что им придется преодолевать серьезные статусно-доходные расхождения.

Образовательный уровень влияет на формирование потребностей личности в определенных видах работы, профессиональной специализации. С повышением образовательного уровня к концу обучения у студентов меняется отношение к характеру и условиям в той или иной профессиональной деятельности.

Рисунок 3

В проективных вопросах, на примере ситуации принятия на работу, студентки считают, что в первую очередь необходимо проявить предприимчивость и творческий подход. Следующее значимое для успешного трудоустройства качество – умение быстро обучаться, высокий уровень самоорганизации. На третьем месте – умение быть контактным, работать в команде.

В то же время они признают, что не владеют вариативными техниками мышления и не готовы к действиям в нестандартной ситуации. По мнению опрошенных, компенсировать этот недостаток можно, используя коммуникабельность, упорство – качества, которые начинающим специалистам не занимать.

Сложившаяся ситуация обусловлена происходящими преобразованиями социальной действительности: реструктуризация, слияния, сокращения и простои, появление сетевых и матричных структур. Происходит усиление фрагментарности деятельности и разрушением традиционных организационных структур, на смену формальным иерархическим связям, функциональной специализации и стабильных названий должностей приходят все более плоские по структуре организации. Возрастает степень автономности в ходе выполнения работ и уменьшается число руководящих указаний. Внимание акцентируется скорее на необходимости учиться и адаптироваться, а не на качествах, требующихся для простого исполнителя. Так среди множества факторов, характеризующих процессы протекающие в менеджменте организаций, человеческий фактор выступает основным конкурентным ресурсом.

Проведенный дополнительно тест «Работа и обучение» подтверждает ярко выраженную готовность выпускников к необходимости дальнейшего обучения в процессе трудовой деятельности: средний показатель составил 52 балла из 80. Мнение опрошенных респондентов склоняется в пользу высказывания о том, что «обычно на работу принимают за то, что Вы можете обучаться, а не за те знания, которые уже есть». Полученные результаты по большей части служат индикатором низкой самооценки профессиональной подготовки, полученной в вузе. Проблема несоответствия полученных знаний в процессе обучения требованиям современного рынка труда до сих пор является актуальной, особенно для педагогической сферы деятельности.


Рисунок 4

Основное высказывание Противоположное высказывание

В будущем, начиная работать, я буду надеяться, что мне еще есть чему научиться


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Лучше полагаться на уже имеющиеся знания

Лучше делать так, как принята в том месте, где я буду работать, пока не будет уверенности, что мой способ лучше



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе

Обычно выполнить работу можно не единственным способом


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Существует только один способ правильно выполнить работу

В первый месяц поступления на работу обучение может оказаться важнее, чем производительность



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Руководству нет дела до обучения, важна только производительность

Задавая вопросы можно эффективно обучаться


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задавая вопросы я буду лишь раздражать коллег и выглядеть глупо

Высказывая желание учиться, я демонстрирую правильное отношение к работе



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Высказывая желание учиться, я демонстрирую собственную беспомощность

Признать, что мне нужна помощь лучше, чем наделать ошибок


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Признать, что мне нужна помощь, означает расписаться в своей несостоятельности

Обычно принимают на работу за то, что вы можете обучаться, а не за те знания, которые уже есть



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На работу принимают прежде всего для выполнения определенной деятельности, а не для обучения

В заключении отметим, что перспективы успешного трудоустройства и дальнейшего профессионального роста являются одним из важных факторов профессионального становления будущего преподавателя. Профессиональный путь преподавателя представляет собой сложный процесс поэтапного включения в систему профессиональных отношений, связанных с профессиональной самореализацией и самоутверждением.

Наиболее значимыми личностно-профессиональными качествами преподавателя вуза являются: творческое отношение к педагогической и научно-исследовательской деятельности, высокий уровень профессиональной и социально-психологической компетентности. Индикаторами профессиональной компетентности будущих преподавателей могут служить качество проводимых занятий, характер испытываемых ими трудностей, их отношение к учебно-воспитательной, методической, научной деятельности, инициативность, самокритичность, уровень развития педагогической техники и, в целом, педагогической культуры.

Основные термины: педагогического вуза, студентов педагогического вуза, Студент вуза, учащихся педагогического вуза, процессе трудовой деятельности, профессиональной подготовки, студенток педагогического вуза, вопросам трудоустройства, объект психолого-педагогического анализа, успешного трудоустройства, качествами преподавателя вуза, механизмов взаимодействия вуза, вопросам трудоустройства учащихся, необходимости дальнейшего, процессе обучения, высокий уровень, успешного трудоустройства качество, государственного женского педагогического, материалах КазГосЖенПУ, будущего трудоустройства ближе

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle