Библиографическое описание:

Кудренко М. С. Интенсификация обучения русскому языку [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 163-165.

Работа учителя – это постоянный педагогический поиск, изучение и осмысление передовых методов и технологий, создание собственной творческой лаборатории, позволяющей существенно повысить эффективность и качество обучения русскому языку. Сегодня возрастает роль каждого отдельно взятого учителя, его умения найти себя, свой почерк, свое лицо.

Современные тенденции развития образования создают предпосылки к изменению содержания образования, где приоритетную роль играет творческая самореализация потенциала обучающегося. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность облегчить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. 

Творческие поиски привели меня к методике интенсивного обучения Т.Я. Фроловой. Обучение орфографии и пунктуации проводится на основе обобщенно-сопоставительных правил. Учащимся сложно запомнить и усвоить большой объем правил, изучаемых разрозненно. Методика Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения.

Методика Т.Я.Фроловой позволяет использовать такие современные образовательные технологии, как информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, осуществлять личностно-ориентированный подход. Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма-формулы, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.

Итак, методика, используемая мною в работе, позволяет осуществлять обучение орфографии и пунктуации на основе классификационной системы, что значительно усиливает практическую направленность изучения русского языка. При этом сокращается объём изучаемого материала, снимается проблема интерференции, разгружается память учащихся, обеспечивается надёжность усвоения с учётом функциональной асимметрии работы головного мозга учащихся.

Не могу сказать, что все уроки я строю по этой методике, но элементы её использую регулярно.

Большую помощь в работе мне оказывают обобщающие таблицы в рисунках и схемах для изучения орфографии и пунктуации русского языка по методу «Интенсивного обучения правописанию». Эти рациональные способы применения правил в рисунках и схемах позволяют включить в процесс обучения учеников с различным типом мышления.

Очень часто на уроках я использую упражнения из пособий Т.Я.Фроловой «Мы пишем без ошибок» и «Русский язык. Практикум». В них представлены не традиционные орфографические и пунктуационные правила, а рациональные способы и приёмы их применения. Требуется совершить не более трёх мыслительных операций, необходимых для решения любой орфографической или пунктуационной задачи.

Дидактический материал подобран в пособиях таким образом, что при изучении каждой новой темы идёт попутное повторение и закрепление всего изученного ранее. Следовательно, ни одна из отработанных тем не уходит из поля зрения ученика. Это позволяет довести навыки правописания до автоматизма.

Система упражнений, представленная в пособиях, направлена на формирование навыков, необходимых для развития автоматически грамотного письма.

Развитию орфографической зоркости способствуют такие упражнения, как «Орфографическая разминка», «Зри в корень», «Проверь две орфограммы в одном слове».

Умение ориентироваться в сложных орфографических ситуациях при написании созвучных слов и сочетаний формируется при выполнении серии упражнений «Не верь ушам своим».

Пунктуационные умения и навыки вырабатываются при выполнении упражнений «Пунктуационная разминка», «Проверь две(три) пунктограммы в одном предложении». «Комментированное письмо», «Пунктуационно-орфографическая разминка» позволяют закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Выполнение диктантов «Доверяю себе, проверяю себя» позволяет не только выработать навыки самоконтроля, но и способствует развитию интуиции, которая необходима для ориентации в сложных орфографических и пунктуационных ситуациях.

К тому же, ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобрнауки РФ.

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 5-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобрнауки РФ. По наиболее трудному материалу даются домашние задания.

Познакомившись со статьями, разработками, информацией на сайтах Интернета, я наработала свой опыт использования ИКТ на уроках русского языка. Во-первых, это работа со схемами по методике Т.Я.Фроловой. При подготовке к уроку дома составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют на уроке с помощью интерактивной доски. Одну и ту же презентацию можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, когда учитель заполняет сам, и для контроля знаний учащихся. Во-вторых, работа с текстами. С помощью таких презентаций удобно проверять словарные диктанты. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют диктант по следующему слайду и выставляют себе оценки, критерии которых даны на следующем слайде. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме этого, учащиеся сами создают презентации по заданным лингвистическим темам.  Сейчас появилось множество учебных компьютерных программ, которые содержат все справочные сведения в объёме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Тесты можно выполнять в произвольной последовательности с учетом индивидуальных возможностей учеников. Электронное издание предусматривает задания для проведения тематического и итогового зачета. Программа сама регулирует время, отведенное на зачет, проверяет результаты тестирования и выставляет оценку, занося ее в «Журнал пользователя». Учащийся получает, как на ЕГЭ, суммарный балл (оценку по 5-балльной шкале) и тестовый балл (сумма набранных баллов в пересчете на 100-балльную шкалу).

При подготовке к ЕГЭ не вызывает особых затруднений подбор заданий по орфографии и пунктуации. Но компьютерные программы молчат относительно части 3 (С) . Ни для кого не секрет, что часть С вызывает большую трудность у учащихся. Что ожидает ученика после того, как он выполнил предварительные задания: определил тему, идею, стиль текста, отметил художественно-изобразительные средства? Как соединить свои ответы и написать сочинение. Ученику предстоит грамотно выстроить текст сочинения, применить все, что он знает о грамматических и смысловых связях предложений в тексте. В помощь к урокам по подготовке к выполнению задания типа С я использую презентацию «ЕГЭ. Пишем сочинение.», в которой последовательно рассказывается об основных этапах работы над сочинением, определяется круг тем, необходимых при выполнении заданий, даются возможные опорные конструкции, помогающие учащимся анализировать исходный авторский текст, раскрываются приемы создания учеником собственного сочинения, даются примеры вступлений, варианты формулировки проблем исходного текста.

Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С , затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- первое доказательство своей позиции (из литературы),

- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

- вывод.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.

Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

Конечно, успех работы с электронным изданием зависит от уровня компьютерной грамотности учеников и учителя. Прежде всего, меняются квалификационные характеристики учителя: он должен уметь свободно ориентироваться в теоретическом материале по предмету, владеть основами информационно-коммуникационных технологий, быть мобильным и заинтересованным в развитии познавательных способностей учеников. В заключение хотелось бы сказать, что компьютер на уроке не может, конечно, заменить живое слово учителя, но может стать хорошим помощником. Это только инструмент, с помощью которого учитель может добиться более динамичного и яркого знакомства с учебным материалом, провести закрепление и контроль знаний при подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – серьезная и ответственная работа как для учителя, так и для ученика. В последнее время появилось много литературы для занятий. Учителю необходимо проанализировать материалы и распределить их таким образом, чтобы эти книги стали действенным помощником и на уроках русского языка, и на дополнительных занятиях, и для самостоятельной подготовки учащихся к экзамену.


Литература:

  1. Т.Я. Фролова. «Мы пишем без ошибок». Симферополь, «Таврида», 2006.

  2. Т.Я. Фролова. Русский язык. Практикум. Симферополь, «Таврида», 2006.

  3. Т.Я. Фролова. Русский язык. Комплект наглядных и электронных пособий для 1-9 классов. Симферополь, «Таврида», 2006.

  4. ЕГЭ 2008. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М.: Эксмо, 2008.

  5. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ/ Авторы-составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько. – М.: Интеллект-центр, 2009.

  6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык /ФИПИ/ Авторы-составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова. – М.: Астрель, 2009.

  7. Н.А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012.: Учебное пособие- Ростов-на-Дону, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle