Библиографическое описание:

Федотова Е. Ю. Развитие речи учащихся на уроках истории с применением интерактивной доски [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 355-357.

Современное образование предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников школы. В результате изучения истории ученик должен в первую очередь уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с исторически возникшими мировоззренческими системами, сравнивать и сопоставлять, анализировать исторические события и явления. Но для того, чтобы подготовить выпускника в соответствии с данными требованиями, необходимо, прежде всего, развивать речь ребенка.

Существуют определенные требования к речи учащихся на уроках истории. Кроме общих требований, таких как содержательность, логичность, правильность речи, есть и специфические для преподавания истории. Это использование в рассказе исторической лексики и овладение соответствующей терминологией.

К сожалению, не каждый ученик умеет красиво и правильно говорить. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день.

Слово «история» переводится с греческого языка как рассказ о событиях. Как же добиться от ученика хорошего связного рассказа по теме? Такой рассказ возможен только по мере накопления исторических знаний и словарного запаса. Необходимо работать по развитию речи еще и потому, что учебный материал перегружен фактами, именами исторических деятелей, географическими названиями, крылатыми выражениями, терминами. С каждым уроком количество новых слов возрастает. Очевидно то, что одни слова важны только на одном занятии, другие – в ходе изучения всей темы, третьи – для всего курса истории. Если систематически не обращать внимания на развитие речи учащихся, многие из этих слов не войдут в активный словарный запас школьника.

Нужно отметить, что современное информационное общество дало возможность применения компьютерных технологий на уроках истории в школе, что позволило расширить арсенал приемов и методов развития речи учащихся, тем самым, находя новые пути решения данной проблемы. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, а применение интерактивной доски позволяет школьникам быть не только наблюдателями, но и участниками учебного процесс. Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока.

На самом первом уроке истории в 5 классе вместе с детьми на интерактивной доске оформляется специальная таблица для записи новых слов, куда вносится первое слово « история». Такая таблица называется « Банк данных». Эта работа продолжается на каждом уроке. В начале заполнение таблицы ведется под руководством учителя, а к концу учебного года уже самостоятельно школьниками. Оформление выглядит следующим образом: доска делится на три части, самая большая графа – «Термины».

Банк данных.

Имена

Даты

Термины


Этот процесс происходит на каждом уроке истории, что является обязательным условием для продуктивной работы с Банком данных на занятиях. Разновидностей словарных заданий очень много, но для того, чтобы слово запомнилось, его нужно: 1) записать, 2) выделить, 3) объяснить, 4) закрепить в словарных заданиях. При тематическом и текущем повторении просто зачитывается определение какого-нибудь понятия или дается характеристика исторического деятеля. Учащиеся записывают только одно слово. Все это занимает мало времени, но эффективность от этого большая, так как при проверке сразу становится ясно, как учащиеся подготовились к уроку. На повторительно-обобщающих занятиях задания, составленные на основе Банка данных, не только проверяют знания школьников, но и развивают их любознательность, внимание, память и речь. Данная деятельность может проводиться индивидуально, в паре, в группе, что позволяет применять технологии разноуровневого и личностно-ориентированного обучения. Сами учащиеся, опираясь на Банк исторических данных, с удовольствием составляют игры-упражнения, кроссворды, ребусы, загадки. Работа с интерактивной доской позволяет непросто вызвать интерес к предмету, но и экономит время на уроке, позволяя быстро вернуться к непонятому или забытому учащимися термину, дате или событию. С успехом на уроке применяются игровые моменты, направленные на развитие речи детей с использованием презентаций и интерактивной доски.

В игре «Турнир» два ученика соревнуются в знаниях по определенной теме: один задает вопрос, другой – отвечает. Тема появляется на интерактивной доске и может меняться в зависимости от желания учащихся. Нужно только нажать на определенный символ. Затем игроки меняются местами. Игра идет до тех пор, пока кто-то не дает неправильный ответ или вопрос остается без ответа.

В игре «Герой, дата, событие» принимает участие весь класс. Один ученик называет дату, другой - событие, связанное с этой датой, третий – героя, участника данного события. Другой вариант игры: на доске появляется иллюстрация события, а школьникам нужно вспомнить и написать на доске его дату и имя героя, объясняя свой выбор.

В игре «Кот в мешке» перед учащимися открывается слайд презентации с 6 или 4 пронумерованными карточками, прикрывающими такие же карточки с тестом или иллюстрациями. При распределении заданий для устного опроса ученикам по порядку предлагается выбрать номер карточки, после щелчка по указанному номеру открывается вопрос, на который ученик должен ответить. Если открывается карточка «Кот в мешке» – вопрос передается другому ученику.

Существует большое количество игр, направленных на развитие речи у учащихся: «Перестрелка», «Неиспорченный телефон», «Пишущая машинка», «Назови и объясни», «Светофор», «Аукцион», «Из уст в уста» , «Найди ошибки», «Реставрация», «Зашифрованный текст», «Историческая зарядка», «Исторический диктант», «Знатоки терминов», «Цепочка», Третий лишний» и другие. И именно применение ИКТ делает эти игры более познавательными, интересными и позволяет за небольшой промежуток времени проверить знания учащихся в устной форме, тем самым, развивая речь школьников.

Одним из средств проверки усвоения школьниками фактического материала является рассказ ученика. В ходе рассказа ученик показывает знание дат, фактов, имен исторических деятелей, умения использовать исторические термины, объяснять причины и значения событий. Очень полезно на начальном этапе изучения истории учить пересказу текста. Это способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи. Применение на уроках памяток-алгоритмов очень эффективно при изучении сложных, богатых событиями исторических явлений, а также при изучении участников этих событий.

Одним из приемов работы над пересказом текста является составление опорного конспекта с историческими символами. Данная работа на интерактивной доске вызывает большой интерес у школьников. Необходимо не просто записать основные моменты изученного материала, а придумать определенные символы, заменяющие исторические термины. Остальные учащиеся должны воспроизвести рассказ, разгадывая символы на доске. Использование логических схем и таблиц на уроках помогает систематизировать, классифицировать материал, организовать продуктивную работу с различными источниками информации. А ИКТ позволяет сделать эту работу быстро, вмещая всю нужную информацию на доску.

Дворцовые перевороты 18 века.

Годы переворота

Лишение власти

Приход к власти

Движущие силы переворота

Особенность переворота


На уроках истории важно научить детей аргументировано отстаивать свою точку зрения. Решению данной проблемы способствуют уроки-семинары и уроки-дискуссии. Участники семинара познают сложное искусство спора, нахождения и доказательства истины; приучаются к кратким и четким выступлениям; у них вырабатываются умения излагать свои доводы логично, убеждая слушателей. При проведении семинарского занятия в работе участвует весь класс, так как в конце урока анализируются ответы всех выступающих.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит проектной деятельности. Работа над проектом осуществляется по следующему плану:

  1. Постановка проблемы, пути ее разрешения.

  2. Проектирование проекта.

  3. Поиск информации.

  4. Обработка информации.

  5. Результаты разрешения проблемы.

  6. Презентация проекта.

Темы проектов могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный или краеведческий характер. Тема должна быть интересна настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею долгое время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования. Среди таких тем можно выделить следующие: «Участие валуйчан в Отечественной войне 1812 года», «Тайны Григория Распутина», «У войны не женское лицо», «Белгородчина и декабристы».

Исследовательский проект напоминает научное исследование. Он включает:

  • Обоснование, актуальность избранной темы;

  • Обозначение задач исследования;

  • Выдвижение гипотезы;

  • Доказательство или опровержение гипотезы,

  • Обсуждение полученных результатов.

Важный этап проектной деятельности – работа с компьютером. Оформляя результаты исследовательской деятельности в виде презентации, учащиеся учатся четко излагать свои мысли, анализировать полученную информацию, овладевать навыками компьютерного дизайна.

Роль проектной деятельности велика. Она поможет ученику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий потенциал, научить отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания, полученные в ходе исследования.

Презентации с применением интерактивной доски применяются и на обычных уроках. Они позволяют увлечь учащихся, наглядно продемонстрировать историческое событие, составить схему или таблицу. Все это помогает в работе над речью учащихся.

Недаром каждый учитель хочет, чтобы его уроки были увлекательными, интересными и запоминающимися. Применение данных форм работы поможет не только решить эту проблему, но и проблему развития речи у детей. Главным условием данной деятельности должна стать совместная радость творчества учителя и его учеников от общения с прошлым, с историей.


Литература:
  1. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе. М. "Владос" 2004г.

  2. В. В. Гузеев Эффективные образовательные технологии. М. 2006г.

  3. В. В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. / Ростов-на-Дону. "Феникс" 2005г.

  4. Е. А. Юнина Технологии качественного обучения в школе. М. 2007г.

  5. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания. Олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии / авт.-сост.: С.Г. Зубанова, Н.И. Чеботарева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle