Библиографическое описание:

Турсунов Ж. Э. Эффективные способы определения креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 188-190.

Претворение учителем и учеником целей и задач обучения напрямую зависит от степени их развития, обучающих мотивов, выработанной, с учетом особенностей изучаемой темы, методики преподавания. Все вышеперечисленные факторы имеют большое практическое значение при применении их на занятиях трудового обучения.

Из-за недостаточности методических указаний, незавершённости разработок и рекомендаций методической литературы, имеет место низкий уровень контроля за учебным процессом и недостаточное внимание к задачам формирования креативных способностей учащихся &#;2, С. 7-18&#;. Традиционно не придается должное внимание к формированию креативных способностей учеников, наряду с эстетическими и дизайнерскими требованиями к предмету на занятия трудового обучения. Между тем, изучение этих задач, обращение внимания на потребность в обучении в средних общеобразовательных школах, с научно-педагогической точки зрения необходимо.

Таким образом, формирование навыков креативных способностей учащихся, организация занятий в соответствии с существующими требованиями, определение путей и способов их эффективного проведения является одной из первоочередных задач прикладной педагогики. Рекомендация разработок занятий в рамках существующих программ по трудовому обучению, исследование решений тех или иных методических задач основываются на ряде опытных наблюдений. На их основе представляется возможным сделать вывод о необходимости разработки методики, учитывающей индивидуальные особенности учащихся средних общеобразовательных школ. Данные методики соответствуют содержанию действующего ГОСТа, однако учитывают и особенности учеников, и позволяют индивидуально подойти к процессу усвоения ими знаний, навыков, умений. В данный момент в средних общеобразовательных школах доля практических занятий на уроках трудового обучения равна 75%.

Мы приводим пример подобного исследования по разделу «Технология производства продукции» по выбранному направлению «Технология и дизайн» в 5-7 классах &#;1, С. 9-13&#;.

В 5 классе учитель показывает учащимся рисунок или макет предмета, который нужно создать, объясняет художественно–эстетические особенности изготавливаемого предмета (внешний вид, дизайн, форма и качество). Учащиеся чертят технический рисунок и технологическую карту изготавливаемого предмета, готовят эскизы простых деталей. Посредством чтения чертежей проверяются их навыки креативности. В процессе данных занятий у учащихся вырабатывается представление о чертеже как основе любого проекта, отрабатывается система заданий, связанных с формированием и развитием креативных способностей. Одним из основных условий является усвоение системы упражнений, связанных с формами изготовления отдельных деталей и предметов. Через отработку несхожих друг с другом ситуаций, определяются креативные способности учащихся.

Посредством проектов дизайна, в 6 классе учащимся даётся представление о строении изготавливаемого предмета, используются методы и средства, способствующие формированию у них креативных способностей. Также, через изготовление учащимися деталей, в соответствии с требованиями дизайна, проводится ознакомление с практическими трудовыми процессами, направленными на развитие креативных способностей. В 7 классе учащиеся решают задачи, связанные с процессами изготовления деталей и предметов, указанных в учебной программе по трудовому обучению. Учащиеся 7 класса сравнительно легко выполняют задачи, связанные с изготовлением предметов посредством проектов дизайна. В процессе изготовления предметов, учащиеся очень хорошо проявляют креативные способности выработанные при усвоении материала в 5-6 классе.

В 5-7 классах формирование в учащихся креативных способностей через дизайнерские проекты заключается в использовании вышеуказанных различных методов обучения, их применение служит для целенаправленного развития самостоятельной творческой деятельности учеников.

На основе опыта исследовательской работы, методы определения креативных способностей учашихся подобраны в следующем порядке.

Первое достаточно простое тестовое задание построено на последовательности геометрических фигур. Учащийся в качестве ответа выбирает нужную, по его представлению, фигуру из имеющихся вариантов. В этом процессе от учащегося, наряду с правильным мышлением и находчивостью, требуется и применение имеющихся знаний по математике.

Нижеследующие тестовые материалы построены по принципу от простого к сложному. Поразмыслите над ответами на приведенные тесты с геометрическими фигурами. На их основе, вы можете представить развитие собственных креативных способностей и оценить их. Примеры тестовых материалов с геометрическими фигурами (построены по принципу от простого к сложному):

  1. Вместо вопросительного знака выделите подходящую геометрическую фигуру.

2. Вместо вопросительного знака выделите подходящую геометрическую фигуру.

3. Вместо вопросительного знака выделите подходящую геометрическую фигуру.

4. Вместо вопросительного знака выделите подходящую геометрическую фигуру.

5. Вместо вопросительного знака выделите подходящую геометрическую фигуру.

6. Вместо вопросительного знака выделите подходящую геометрическую фигуру.

Приведённые выше тестовые материалы с геометрическими фигурами имеют не только большое значение в развитии креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения, но и позволяют использовать полученные знания на последующих этапах организуемых практических занятий (в частности, изготовлять на основе определенных форм проекты предметов).

В настоящее время развитие креативных способностей учащихся посредством изучения проектов дизайна основано на методических и дидактических приемах, связанных с различными формами тестов, загадок, головоломок, решением задач и выполнении работ по условию.

Вследствие этого остаётся актуальной задача широкого использования методов, развивающих креативные способности учащихся.

Разработка новых моделей процесса обучения, обеспечение единства форм и средств, обеспечивающих эффективность занятий, остаётся одним из основных средств развития креативных способностей учащихся посредством проектов дизайна на занятиях по трудовому обучению.


Литература:
  1. Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа: Ташкент «Янгиюль полиграф сервис», 2010. -292 стр.

  2. Хутороской А.В. “Дидактическая эвристика” теорея и технология креативного обучения. Издательство Московского университета. 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle