Библиографическое описание:

Тохиров У. О., Ещанова С. Т. Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 186-188.

Сегодня образование признано как важный фактор развития потенциала и конкурентоспособности страны. В этой связи в Узбекистане воспитание интеллектуально развитого поколения является приоитетным направлением государственной политики. Общество проявляет постоянную заботу и внимание воспитанию учащейся молодежи достойными продолжателями традиций предков, абладающих современными знаниями. Об этом свидетельствет и последовательная реализация программ поэтапного, цеоенаправленного реформирования образовательной системы &#;3, С. 1&#;.

Цель данных программ – воспитание гармонично развитого поколения, подготовка высоко квалифицированных конкурентоспособных специалистов, создание условий для полной реализации своих способностей, самореализации и нахождения своего достойного места в обществе каждым молодым человеком.

Развитие образования и воспитания, профессиональной подготовки молодежи на уровне требований современности – один из важнейших факторов, определяющих будущее нашей страны, будущее демократических, общественно-политических и социально-экономических реформ, осуществляемых в республике.именно поэтому особую актуальность приобретает развитие и повышение эффективности среднего образования, внедрение в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий, оптимизация сотрудничества науки и образования, обеспечегние преемственности и непрерывности образования.

Трудовое обучение в средней школе в корне отличается от преподавания иних дисыиплин, как Родной язык и литература, Физика, Математика, Химия, Биология, География, и ориентирует обучаемого на творческий поиск, выбор рациональных приемов физическогго труда, что требует самостоятельное мышление. Это находит свое отражение в сущности, целях и задачах трудового обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебной программой трубового обучения, утвержденных в 2010 году. Данными нормативными актами предусмотрены основные цели трубового обучения – ознакомление учащихся видами, процессами умственного и физического труда, профессиями, формирование в них первичных трудовых навыков и умений, интереса к труду, трудолюбие, воспитание уважения к туруду и профессии, понимания их значения для общества.

Для достижения данных целей намечены следующие задачи:

Образовательные задачи для формирования учащихся гармонично развитой личностью обучение их трудовым процессам, основам (технологии) профессии и путем сочетания с выбором профессии создание условий для допрофессиональной подготовки, на основе последовательного развития усвоенных знаний обучение к орудиям, средствам, процессам труда, основам территориального производства, на основе техники и технологий ознакомление с изучаемой профессией, ознакомление с деятельностью передовитков данной отрасли.

Воспитательные задачи – в процессе формирования общетрудовых навыков учащихся фоспитание морально-нравственных, умственных, физических, эстетических, экологических качеств, аптриотизма, гуманизма и предпринимательства.

Развивающие задачи – развитие допрофессиональной подготовки учащихся, содействие гармоничному развитию путем совершенствования содержания трубового обучения.

Творческие задачи – в процессе трудового обучения формирование самостоятельной творческой деятельности учащихся для обеспечения современного уровня знаний, навыков и умений по основам профессии.

Практические задачи – умение по образцу предметов и вещей выполнение специальных заказов.

Поэтому на уроках по трудовому обучению в школе предусматривается решение следующих задач:

- формирование у учащихся первичных теоретического и практического трудового опыта, дальнейшее расширение знаний в области современной техники, подготовка их к положительному отношению к труду людей и процессу труда;

- воспитание стремления к решению поставленной задачи, усвоению специфической культуры и теоретических основ труда, планированию и организации своего труда и труда своих товарищей;

- в процессе занятий по трудовому обучению воспитание положительных моральных качеств, эстетических взглядов и здорового образа жизни.

Основываясь на предусмотренных целях и задачах трудовое обучение в 5-9 классов осуществляется по трем направлениям:

  • Технология и дизайн (технология обработки дерева и металла);

  • Сервис технология (обработки тканей и основы кулинарии);

  • Основы сельского хозяйства.

Данные направления образования содержательно осуществляются в единстве с народным ремеслом, основами производства и профессиональной ориентацией.

Последовательность организации и проведения занятий по направлениям трудового обучения определяется образовательным учреждением с учетом местных условий и возможностей &#;1, С. 43-44&#;.

Из приведенных выше целей и задач видно, что по данным направлениям учащихся можно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии.

Однако в быстро меняэщихся условиях рыночной экономики учащихся недостаточно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии. Поэтому огромное значение приобретают следующие принципы модернизации трубового обучения в соответствии с требованиями рвночной экономики и формирования у учащихся навыков частного предпринимательства, способствующего гармоничному развитию подрастающего поколения.

1. Модернизация трубового обучения на основе рыночных отношений, исходя из региональных и территориальных потребностей.

2. На уроках по трудовому обучению ориентация учащихся на самые преспективные и востребованные профессии в условиях реформ, осуществляемых в нашей стране и во всем мире, создание портфолио их профессий.

3. Основываясь на традициях наставничества обучать учащихся народному ремеслу, современным знаниям, передовым технологиям, формирование у них навыков частного предпринимательства.

4. Обеспечение преемственности трудового обучения учащихся с их последующей практической трудовой деятельностью в соответствии с достижениями науки, техники и технологий, новшеств в области экономики и культуры.

5. На основе модернизации трудового обучения в соответствии стребованиями рыночной экономики формирование доведение до сознания учащихся общеловеческих ценностей, приоритета высокой нравственности, культуры и творческого мышления.

Реализация данных принципов способствест решению таких задач, разработанных на основании законов, указов, постановлений и резолюций, &#;3, С.1-4&#; как:

- обеспечение преемственности и непрерывности учебных планов всех ступеней образования;

- максимальное сближение содержания и сущности учебного материала к реальным жизненным потребностям;

- на основе модернизации национального образования обеспечение такого уровня образования, в котором стремление учащейся молодежи к получению знаний станет важнейшей задачей;

- разработка критериев оценки результатов осуществляемых в образовательной сфере реформ, их влияния на конечные результаты социально-экономического реформирования в стране;

- с учетом развития образовательных технологий и быстро меняющихся условий в рынке труда развитие и модернизация системы образования;

- на основе глубокого изучения рынка труда ориентация учащихся на выбор современных профессий, востребованных в нем начиная с общеобразовательной школы;

- в целях обеспечения профессиональной подготовки учащихся соответствующее регулирование охвата выпускников 9-ых классов профессиональным образованием.

Для модернизации трудового обучения в соответствии с требованиями рыночной экономики и формирования навыков частного предпринимательства, воспитания гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями необходимо в первую очередь ответить на вопрос “ Что означает понятие интеллект?”

Согласно учению знаменитого философа И.Канта, интеллект (нем. vestrand) – это способность познания строения всех понятий, имеющихся у нас.

По мнению Х.Вудирса, “Интеллект – обобщенная способность к получению знаний”. Л.Термен утверждает, что “Интеллект – способность к абстрактному мышлению”, а Э.Торндайк и его последователи считают, что “Интеллект – процесс, обеспечивающий адаптацию в сложной среде, эффективности поведения в ней” &#;2, С. 66-67&#;.

Исходя из перечисленных определений, целесообразным является признание интеллекта не как способность к получению образования, абстрактному мышлению или другим, а как “специальный процесс” развития &#;2, С. 69&#;.

Значит, огромное значение приобретает воспитание гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями и высокими знаничми, анализируя развивающийся “специальный процесс. Из этого следует, что трудовое обучение должно стать одним из основных учебных предметов, всесторонне охвативших данные процессы, и на основе требований развивающихся рыночных отношений, и способствовать воспитанию интеллектуального молодого поколения.

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики способствует формированию на уроках по трудовому обучению внутрипредметных и межпредметных связей, позволит наблюдать за действиями учащихся на уроках труда, оказывать им дозированную помощь, созданию информационной среды, направленной на индивидуализацию и дифференцивцию взаимоотношений в процессе изготовления предмета, развитию интереса учащихся к урокам труда и изготовлению предметов на основе применения мультимедийных технологий, основанных на инвормационно-коммуникационных технологиях, развитию мышления, творческих способностей учащихся на уроках труда, повышению эффективности усвоения знаний, ориентации на народное ремесло, профессии в различных сферах производства. Все это послужит воспитанию гармонично развитой личности, способной быстро адаптироваться и осуществлять эффективную деятельностть в условиях меняющейся рыночной экономики.



Литература:

1. Узвийлаштирилган Давлат таълим стандарти ва ўқув дастури. – Т.: Янгийўл полиграф сервиc, 2010.

2. Шарипов Ш.С., Арипов М., Бегимқулов У.Ш., Йўлдошев У., Муслимов Н.А. Тоҳиров Ў.О. ва бошқ. Билим олишнинг интеллектуал тизимини ишлаб чиқиш назарияси ва амалиёти. Монография. – Т.: Фан, 2011.

3. “Юксак билимли ва интеллектуал ривожланган авлодни тарбиялаш – мамлакатни барқарор тараққий эттириш ва модернизация қилишнинг энг муҳим шарти” мавзусидаги якуний ҳужжати – резолюцияси // Маърифат. 2012 йил 22 февраль №15 (8456).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle