Библиографическое описание:

Тохиров У. О., Ещанова С. Т. Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 186-188.

Сегодня образование признано как важный фактор развития потенциала и конкурентоспособности страны. В этой связи в Узбекистане воспитание интеллектуально развитого поколения является приоитетным направлением государственной политики. Общество проявляет постоянную заботу и внимание воспитанию учащейся молодежи достойными продолжателями традиций предков, абладающих современными знаниями. Об этом свидетельствет и последовательная реализация программ поэтапного, цеоенаправленного реформирования образовательной системы &#;3, С. 1&#;.

Цель данных программ – воспитание гармонично развитого поколения, подготовка высоко квалифицированных конкурентоспособных специалистов, создание условий для полной реализации своих способностей, самореализации и нахождения своего достойного места в обществе каждым молодым человеком.

Развитие образования и воспитания, профессиональной подготовки молодежи на уровне требований современности – один из важнейших факторов, определяющих будущее нашей страны, будущее демократических, общественно-политических и социально-экономических реформ, осуществляемых в республике.именно поэтому особую актуальность приобретает развитие и повышение эффективности среднего образования, внедрение в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий, оптимизация сотрудничества науки и образования, обеспечегние преемственности и непрерывности образования.

Трудовое обучение в средней школе в корне отличается от преподавания иних дисыиплин, как Родной язык и литература, Физика, Математика, Химия, Биология, География, и ориентирует обучаемого на творческий поиск, выбор рациональных приемов физическогго труда, что требует самостоятельное мышление. Это находит свое отражение в сущности, целях и задачах трудового обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебной программой трубового обучения, утвержденных в 2010 году. Данными нормативными актами предусмотрены основные цели трубового обучения – ознакомление учащихся видами, процессами умственного и физического труда, профессиями, формирование в них первичных трудовых навыков и умений, интереса к труду, трудолюбие, воспитание уважения к туруду и профессии, понимания их значения для общества.

Для достижения данных целей намечены следующие задачи:

Образовательные задачи для формирования учащихся гармонично развитой личностью обучение их трудовым процессам, основам (технологии) профессии и путем сочетания с выбором профессии создание условий для допрофессиональной подготовки, на основе последовательного развития усвоенных знаний обучение к орудиям, средствам, процессам труда, основам территориального производства, на основе техники и технологий ознакомление с изучаемой профессией, ознакомление с деятельностью передовитков данной отрасли.

Воспитательные задачи – в процессе формирования общетрудовых навыков учащихся фоспитание морально-нравственных, умственных, физических, эстетических, экологических качеств, аптриотизма, гуманизма и предпринимательства.

Развивающие задачи – развитие допрофессиональной подготовки учащихся, содействие гармоничному развитию путем совершенствования содержания трубового обучения.

Творческие задачи – в процессе трудового обучения формирование самостоятельной творческой деятельности учащихся для обеспечения современного уровня знаний, навыков и умений по основам профессии.

Практические задачи – умение по образцу предметов и вещей выполнение специальных заказов.

Поэтому на уроках по трудовому обучению в школе предусматривается решение следующих задач:

- формирование у учащихся первичных теоретического и практического трудового опыта, дальнейшее расширение знаний в области современной техники, подготовка их к положительному отношению к труду людей и процессу труда;

- воспитание стремления к решению поставленной задачи, усвоению специфической культуры и теоретических основ труда, планированию и организации своего труда и труда своих товарищей;

- в процессе занятий по трудовому обучению воспитание положительных моральных качеств, эстетических взглядов и здорового образа жизни.

Основываясь на предусмотренных целях и задачах трудовое обучение в 5-9 классов осуществляется по трем направлениям:

  • Технология и дизайн (технология обработки дерева и металла);

  • Сервис технология (обработки тканей и основы кулинарии);

  • Основы сельского хозяйства.

Данные направления образования содержательно осуществляются в единстве с народным ремеслом, основами производства и профессиональной ориентацией.

Последовательность организации и проведения занятий по направлениям трудового обучения определяется образовательным учреждением с учетом местных условий и возможностей &#;1, С. 43-44&#;.

Из приведенных выше целей и задач видно, что по данным направлениям учащихся можно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии.

Однако в быстро меняэщихся условиях рыночной экономики учащихся недостаточно научить плодотворно трудиться, и ориентировать на современные профессии. Поэтому огромное значение приобретают следующие принципы модернизации трубового обучения в соответствии с требованиями рвночной экономики и формирования у учащихся навыков частного предпринимательства, способствующего гармоничному развитию подрастающего поколения.

1. Модернизация трубового обучения на основе рыночных отношений, исходя из региональных и территориальных потребностей.

2. На уроках по трудовому обучению ориентация учащихся на самые преспективные и востребованные профессии в условиях реформ, осуществляемых в нашей стране и во всем мире, создание портфолио их профессий.

3. Основываясь на традициях наставничества обучать учащихся народному ремеслу, современным знаниям, передовым технологиям, формирование у них навыков частного предпринимательства.

4. Обеспечение преемственности трудового обучения учащихся с их последующей практической трудовой деятельностью в соответствии с достижениями науки, техники и технологий, новшеств в области экономики и культуры.

5. На основе модернизации трудового обучения в соответствии стребованиями рыночной экономики формирование доведение до сознания учащихся общеловеческих ценностей, приоритета высокой нравственности, культуры и творческого мышления.

Реализация данных принципов способствест решению таких задач, разработанных на основании законов, указов, постановлений и резолюций, &#;3, С.1-4&#; как:

- обеспечение преемственности и непрерывности учебных планов всех ступеней образования;

- максимальное сближение содержания и сущности учебного материала к реальным жизненным потребностям;

- на основе модернизации национального образования обеспечение такого уровня образования, в котором стремление учащейся молодежи к получению знаний станет важнейшей задачей;

- разработка критериев оценки результатов осуществляемых в образовательной сфере реформ, их влияния на конечные результаты социально-экономического реформирования в стране;

- с учетом развития образовательных технологий и быстро меняющихся условий в рынке труда развитие и модернизация системы образования;

- на основе глубокого изучения рынка труда ориентация учащихся на выбор современных профессий, востребованных в нем начиная с общеобразовательной школы;

- в целях обеспечения профессиональной подготовки учащихся соответствующее регулирование охвата выпускников 9-ых классов профессиональным образованием.

Для модернизации трудового обучения в соответствии с требованиями рыночной экономики и формирования навыков частного предпринимательства, воспитания гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями необходимо в первую очередь ответить на вопрос “ Что означает понятие интеллект?”

Согласно учению знаменитого философа И.Канта, интеллект (нем. vestrand) – это способность познания строения всех понятий, имеющихся у нас.

По мнению Х.Вудирса, “Интеллект – обобщенная способность к получению знаний”. Л.Термен утверждает, что “Интеллект – способность к абстрактному мышлению”, а Э.Торндайк и его последователи считают, что “Интеллект – процесс, обеспечивающий адаптацию в сложной среде, эффективности поведения в ней” &#;2, С. 66-67&#;.

Исходя из перечисленных определений, целесообразным является признание интеллекта не как способность к получению образования, абстрактному мышлению или другим, а как “специальный процесс” развития &#;2, С. 69&#;.

Значит, огромное значение приобретает воспитание гармонично развитого поколения, обладающего интеллектуальными способностями и высокими знаничми, анализируя развивающийся “специальный процесс. Из этого следует, что трудовое обучение должно стать одним из основных учебных предметов, всесторонне охвативших данные процессы, и на основе требований развивающихся рыночных отношений, и способствовать воспитанию интеллектуального молодого поколения.

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики способствует формированию на уроках по трудовому обучению внутрипредметных и межпредметных связей, позволит наблюдать за действиями учащихся на уроках труда, оказывать им дозированную помощь, созданию информационной среды, направленной на индивидуализацию и дифференцивцию взаимоотношений в процессе изготовления предмета, развитию интереса учащихся к урокам труда и изготовлению предметов на основе применения мультимедийных технологий, основанных на инвормационно-коммуникационных технологиях, развитию мышления, творческих способностей учащихся на уроках труда, повышению эффективности усвоения знаний, ориентации на народное ремесло, профессии в различных сферах производства. Все это послужит воспитанию гармонично развитой личности, способной быстро адаптироваться и осуществлять эффективную деятельностть в условиях меняющейся рыночной экономики.



Литература:

1. Узвийлаштирилган Давлат таълим стандарти ва ўқув дастури. – Т.: Янгийўл полиграф сервиc, 2010.

2. Шарипов Ш.С., Арипов М., Бегимқулов У.Ш., Йўлдошев У., Муслимов Н.А. Тоҳиров Ў.О. ва бошқ. Билим олишнинг интеллектуал тизимини ишлаб чиқиш назарияси ва амалиёти. Монография. – Т.: Фан, 2011.

3. “Юксак билимли ва интеллектуал ривожланган авлодни тарбиялаш – мамлакатни барқарор тараққий эттириш ва модернизация қилишнинг энг муҳим шарти” мавзусидаги якуний ҳужжати – резолюцияси // Маърифат. 2012 йил 22 февраль №15 (8456).

Основные термины: трудового обучения, рыночной экономики, развитого поколения, трубового обучения, трудовому обучению, навыков частного предпринимательства, модернизации трудового обучения, требований рыночной экономики, основе требований рыночной, ориентация учащихся, трудового обучения учащихся, подготовки учащихся, рыночной экономики учащихся, труда ориентация учащихся, общетрудовых навыков учащихся, учащихся навыков частного, ознакомление учащихся видами, трудового обучения формирование, формирования учащихся, обучению ориентация учащихся

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle