Библиографическое описание:

Козырева О. А., Ведяпин К. С., Громыко М. Н. Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 266-268.

Современное общество с его продуктивными аспектами сосуществования и системным преобразованием объективной реальности предопределяют возможность и модели самореализации в профессиональной деятельности и досуге. Под самореализацией мы будем понимать продукт антропологического генеза, связанный с общением и ведущей деятельностью субъекта среды, включенного в культуру взаимоотношений, социально, профессионально и личностно значимые приоритеты моделирования и внедрения данных моделей в различные стороны жизнедеятельности человека и его среды как колыбели, рождающей индивида, субъекта, личность, творца. Или другими словами, под самореализацией мы будем понимать механизм и результат полисубъектных отношений участников микро-, мезо-, макро- и мегасред, отражающих материальные и идеальные аспекты субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований, где антропологический фактор является катализатором моделируемых и производимых продуктов, необходимость которых объективна, личностно и социально востребована, а сам человек в их многообразии и уникальности является объектом изучения и трансформации ценностей, норм деятельности и общения, раскрывающих потенциал, способности, мотивы, возможности и приоритеты становления личности в среде и деятельности.
В современной педагогической практике выделяют 4 направления социализации и самореализации – это спорт, наука, искусство и религия [1]. В таком контексте под культурой самостоятельной работой педагога по физической культуре (КСР педагога по ФК) мы будем понимать социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных моделей знаний, умений, навыков и компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова в направлении реализации моделей социализации и самореализации (спорт, наука, искусство, религия).
Т.е. в условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования КСР педагога по ФК – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
Иными словами КСР педагога по ФК – это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
В конечном счете, можно сформулировать и другое определение КСР педагога по ФК – это совокупность формально-логических, содержательно-ме­то­до­логических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные и досуговые модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к получению разнообразных продуктов интеллектуальной собственности и различным благам, создающих предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения педагога по ФК.
Возможность и нюансы формирования КСР педагога определяют его перспективы саморазвития и самореализации. Возможности моделирования в структуре формирования КСР отражают условия и уровни сформированности данного феномена. Так, в модели уровней функционирования КСР выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.), способностью находить оптимальные средства и методы организации занятий по ФК, решать педагогические проблемы, связанные непосредственно с профессионально-педагогической деятельностью.
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личност­ной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педа­гоги­чес­ко­го взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Кроме того, можно рассмотреть феномен КСР педагога с позиции выделения трёх критериев сформированности КСР:
  • Личностный (Л) – личностный критерий сформированности КСР педагога обеспечивает сосредоточение внимания на высших ценностях и целях человеческого сосуществования, реализуемых в общении, культуре, науке, искусстве, спорте и пр. Это могут быть – продуктивность, профессионализм, здоровьесбережение, активность, востребованность, состоятельность, устойчивость, конкурентоспособность, креативность, гибкость, интерферентность (эрудированность и гармоничность) и пр.
  • Социальный (С) – социальный критерий сформированности КСР педагога рассматривается с точки зрения включения в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды.
  • Профессиональный (П) – профессиональный критерий сформированности КСР педагога – это совокупность достижений и достояний личности-профессионала в определенной профессиональной деятельности и общении (рефлексия данного критерия обычно отмечается или в портфолио, или в профессионально-педагогических кейсах).
Типология сформированности КСР в таком контексте может быть построена по формуле количества сочетаний 2n, где n=3, т.е. 8 элементов в классификации.
Первый тип сформированности КСР педагога – это «ребенок». Логическая формула представления сформированности КСР «ребенка» – . «Ребенок» не аккуратно относится к своему здоровью, не проявляет или проявляет слабо интерес к различным событиям в жизни, его постоянно кто-то ведет, направляет, рекомендует, использует и т.д. Тип «ребенок» имеет – объектный уровень/тип сформированности КСР педагога.
Второй тип в сформированности КСР педагога – это «эгоист». Логическая формула представления сформированности КСР «эгоиста» – . Исходя из формулы – мы видим, что «эгоист» развивается в личностном направлении сформированности КСР педагога.
Третий тип в сформированности КСР педагога – это «исполнитель». Итак, логическая формула «исполнителя» – . Из формулы видно, что данный человек хорошо развит в социальном плане/типе сформированности КСР педагога, т.е. его хорошо принимает социальная среда, т.к. он легко вписывается в условия и нормы микро-, мезо-, макро- и мегапространства и легко идет на изменения в них, иногда выступая инициатором данных преобразований.
Четвертый тип в сформированности КСР педагога – это «трудоголик». Логическая формула представления сформированности КСР «трудоголика» – . Это означает, что вся энергия данного типа расходуется в профессиональном плане, не взирая на собственные нужды и нужды общества (в том числе и семья), «трудоголик» создает и реализует условия для самореализации, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения и пр. в своей профессии, т.е. педагог целиком и полностью отдает себя детям, создавая новые продукты и внедряя (в конечном счете) их в практику воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства.
Три типа сформированности КСР педагога – «эгоист», «исполнитель», «трудоголик» относятся к индивидуальному уровню/типу формирования КСР педагога.
Пятый тип в сформированности КСР педагога – это «альтруист». Логическая формула представления сформированности КСР «альтруиста» – . Тип «альтруист» всю свою энергию направляет на решение социальных и профессиональных противоречий, проблем, дилемм, задач и условий, забывая о себе, иногда даже личностном развитии, самосовершенствовании и самореализации.
Шестой тип в сформированности КСР педагога – это «пацифист». Логическая формула представления сформированности КСР «пацифиста» – . Все конфликты данного типа сформированности КСР педагога лежат в области социальных отношений.
Седьмой тип в сформированности КСР педагога – это «активист». Логическая формула представления сформированности КСР «активиста» – . Все особенности деятельности данного типа лежат в поле социальных отношений и личностного саморазвития, самосовершенствования и самореализации, профессионализм остается за полем внимания данного типа сформированности КСР.
Три типа сформированности КСР педагога – тип «альтруиста», «пацифиста», «активиста» относятся к субъектному уровню/типу формирования КСР педагога.
Восьмой тип в сформированности КСР педагога – это «взрослый». Логическая формула представления сформированности КСР «взрослого» – . Данный тип сформированности КСР – предел саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
Итак, под профессионально-педагогической самореализацией мы понимаем процесс и результат полисубъектных взаимоотношений и субъект-объектных преобразований, определяющих оптимальные условия взаимодействия в культурно-исторической среде, системно трансформирующие опыт деятельности и общения субъектов, создание продуктов и их использование на основе социальных норм и приоритетов развития как отдельного субъекта, так и общества в целом.
Профессионально-педагогическая самореализация педагога по ФК имеет несколько уровней и структур, объективно описывающих возможности формирования КСР педагога в современной системе отношений, деятельности, культуры и права:
1) принятие традиционной и/или моделирование, апробацию и реконструкцию системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия;
2) научно-педагогическое обоснование выбора методов и средств педагогического взаимодействия, саморазвития и самореализации;
3) выбор традиционных, реконструкцию и моделирование новых форм педагогического взаимодействия, фасилитирующих решение целей и задач, проблем и противоречий современной дидактики и методики преподавания ФК;
4) личностно и социально значимое обоснование выбора традиционных, моделирования новых технологий и средств педагогического взаимодействия как в структуре профессиональной, так и в досуговой деятельности педагога по ФК.
Выделенные нами 4 условия самореализации педагога по ФК в контексте формирования КСР педагога по ФК – результат наблюдений и моделирования. В дальнейшем нам будет необходимо более подробно раскрыть систему возможностей и ограничений пространственно-временного и антропологического генеза.


Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.

5

Основные термины (генерируются автоматически): КСР педагога, сформированности КСР, сформированности КСР педагога, представления сформированности КСР, формирования КСР педагога, Логическая формула представления, формула представления сформированности, типа сформированности КСР, критерий сформированности КСР, тип сформированности КСР, Сформированность КСР, словами КСР педагога, образования КСР педагога, определение КСР педагога, феномен КСР педагога, сформированности КСР «эгоиста», сформированности КСР первого, сформированности КСР «трудоголика», сформированности КСР «альтруиста», сформированности КСР «ребенка».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle