Библиографическое описание:

Козырева О. А., Ведяпин К. С., Громыко М. Н. Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 266-268.

Современное общество с его продуктивными аспектами сосуществования и системным преобразованием объективной реальности предопределяют возможность и модели самореализации в профессиональной деятельности и досуге. Под самореализацией мы будем понимать продукт антропологического генеза, связанный с общением и ведущей деятельностью субъекта среды, включенного в культуру взаимоотношений, социально, профессионально и личностно значимые приоритеты моделирования и внедрения данных моделей в различные стороны жизнедеятельности человека и его среды как колыбели, рождающей индивида, субъекта, личность, творца. Или другими словами, под самореализацией мы будем понимать механизм и результат полисубъектных отношений участников микро-, мезо-, макро- и мегасред, отражающих материальные и идеальные аспекты субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований, где антропологический фактор является катализатором моделируемых и производимых продуктов, необходимость которых объективна, личностно и социально востребована, а сам человек в их многообразии и уникальности является объектом изучения и трансформации ценностей, норм деятельности и общения, раскрывающих потенциал, способности, мотивы, возможности и приоритеты становления личности в среде и деятельности.
В современной педагогической практике выделяют 4 направления социализации и самореализации – это спорт, наука, искусство и религия [1]. В таком контексте под культурой самостоятельной работой педагога по физической культуре (КСР педагога по ФК) мы будем понимать социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных моделей знаний, умений, навыков и компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова в направлении реализации моделей социализации и самореализации (спорт, наука, искусство, религия).
Т.е. в условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования КСР педагога по ФК – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
Иными словами КСР педагога по ФК – это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
В конечном счете, можно сформулировать и другое определение КСР педагога по ФК – это совокупность формально-логических, содержательно-ме­то­до­логических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные и досуговые модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к получению разнообразных продуктов интеллектуальной собственности и различным благам, создающих предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения педагога по ФК.
Возможность и нюансы формирования КСР педагога определяют его перспективы саморазвития и самореализации. Возможности моделирования в структуре формирования КСР отражают условия и уровни сформированности данного феномена. Так, в модели уровней функционирования КСР выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.), способностью находить оптимальные средства и методы организации занятий по ФК, решать педагогические проблемы, связанные непосредственно с профессионально-педагогической деятельностью.
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личност­ной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педа­гоги­чес­ко­го взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Кроме того, можно рассмотреть феномен КСР педагога с позиции выделения трёх критериев сформированности КСР:
  • Личностный (Л) – личностный критерий сформированности КСР педагога обеспечивает сосредоточение внимания на высших ценностях и целях человеческого сосуществования, реализуемых в общении, культуре, науке, искусстве, спорте и пр. Это могут быть – продуктивность, профессионализм, здоровьесбережение, активность, востребованность, состоятельность, устойчивость, конкурентоспособность, креативность, гибкость, интерферентность (эрудированность и гармоничность) и пр.
  • Социальный (С) – социальный критерий сформированности КСР педагога рассматривается с точки зрения включения в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды.
  • Профессиональный (П) – профессиональный критерий сформированности КСР педагога – это совокупность достижений и достояний личности-профессионала в определенной профессиональной деятельности и общении (рефлексия данного критерия обычно отмечается или в портфолио, или в профессионально-педагогических кейсах).
Типология сформированности КСР в таком контексте может быть построена по формуле количества сочетаний 2n, где n=3, т.е. 8 элементов в классификации.
Первый тип сформированности КСР педагога – это «ребенок». Логическая формула представления сформированности КСР «ребенка» – . «Ребенок» не аккуратно относится к своему здоровью, не проявляет или проявляет слабо интерес к различным событиям в жизни, его постоянно кто-то ведет, направляет, рекомендует, использует и т.д. Тип «ребенок» имеет – объектный уровень/тип сформированности КСР педагога.
Второй тип в сформированности КСР педагога – это «эгоист». Логическая формула представления сформированности КСР «эгоиста» – . Исходя из формулы – мы видим, что «эгоист» развивается в личностном направлении сформированности КСР педагога.
Третий тип в сформированности КСР педагога – это «исполнитель». Итак, логическая формула «исполнителя» – . Из формулы видно, что данный человек хорошо развит в социальном плане/типе сформированности КСР педагога, т.е. его хорошо принимает социальная среда, т.к. он легко вписывается в условия и нормы микро-, мезо-, макро- и мегапространства и легко идет на изменения в них, иногда выступая инициатором данных преобразований.
Четвертый тип в сформированности КСР педагога – это «трудоголик». Логическая формула представления сформированности КСР «трудоголика» – . Это означает, что вся энергия данного типа расходуется в профессиональном плане, не взирая на собственные нужды и нужды общества (в том числе и семья), «трудоголик» создает и реализует условия для самореализации, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения и пр. в своей профессии, т.е. педагог целиком и полностью отдает себя детям, создавая новые продукты и внедряя (в конечном счете) их в практику воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства.
Три типа сформированности КСР педагога – «эгоист», «исполнитель», «трудоголик» относятся к индивидуальному уровню/типу формирования КСР педагога.
Пятый тип в сформированности КСР педагога – это «альтруист». Логическая формула представления сформированности КСР «альтруиста» – . Тип «альтруист» всю свою энергию направляет на решение социальных и профессиональных противоречий, проблем, дилемм, задач и условий, забывая о себе, иногда даже личностном развитии, самосовершенствовании и самореализации.
Шестой тип в сформированности КСР педагога – это «пацифист». Логическая формула представления сформированности КСР «пацифиста» – . Все конфликты данного типа сформированности КСР педагога лежат в области социальных отношений.
Седьмой тип в сформированности КСР педагога – это «активист». Логическая формула представления сформированности КСР «активиста» – . Все особенности деятельности данного типа лежат в поле социальных отношений и личностного саморазвития, самосовершенствования и самореализации, профессионализм остается за полем внимания данного типа сформированности КСР.
Три типа сформированности КСР педагога – тип «альтруиста», «пацифиста», «активиста» относятся к субъектному уровню/типу формирования КСР педагога.
Восьмой тип в сформированности КСР педагога – это «взрослый». Логическая формула представления сформированности КСР «взрослого» – . Данный тип сформированности КСР – предел саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
Итак, под профессионально-педагогической самореализацией мы понимаем процесс и результат полисубъектных взаимоотношений и субъект-объектных преобразований, определяющих оптимальные условия взаимодействия в культурно-исторической среде, системно трансформирующие опыт деятельности и общения субъектов, создание продуктов и их использование на основе социальных норм и приоритетов развития как отдельного субъекта, так и общества в целом.
Профессионально-педагогическая самореализация педагога по ФК имеет несколько уровней и структур, объективно описывающих возможности формирования КСР педагога в современной системе отношений, деятельности, культуры и права:
1) принятие традиционной и/или моделирование, апробацию и реконструкцию системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия;
2) научно-педагогическое обоснование выбора методов и средств педагогического взаимодействия, саморазвития и самореализации;
3) выбор традиционных, реконструкцию и моделирование новых форм педагогического взаимодействия, фасилитирующих решение целей и задач, проблем и противоречий современной дидактики и методики преподавания ФК;
4) личностно и социально значимое обоснование выбора традиционных, моделирования новых технологий и средств педагогического взаимодействия как в структуре профессиональной, так и в досуговой деятельности педагога по ФК.
Выделенные нами 4 условия самореализации педагога по ФК в контексте формирования КСР педагога по ФК – результат наблюдений и моделирования. В дальнейшем нам будет необходимо более подробно раскрыть систему возможностей и ограничений пространственно-временного и антропологического генеза.


Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle