Библиографическое описание:

Козырева О. А., Зинкова Е. О., Пащенко Д. А. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 85-87.

Самореализация как ценность и форма самовыражения и самоактуализации педагога и обучающегося в современном воспитательно-образовательном пространстве является показателем устойчивости и состоятельности системы педагогического взаимодействия, т.е. мастерство, оттачиваемое и шлифуемое в совместной деятельности, характеризует две связи полисубъектных отношений, качество коих напрямую зависит от продуктивности самостоятельной работы как педагога, так и обучающегося, а также гибкости, оптимальности и своевременности педагогического взаимодействия, реализуемого в соответствии с системой норм и правил государственно-регулируемых взаимоотношений, индивидуальных особенностей субъектов деятельности и общения, моделей отношений, социализации, самореализации и взаимодействия, сводимых педагогами к системе принципов, в нашем случае – системе принципов педагогического взаимодействия.
Особенность самореализации педагога по физической культуре обусловлена тем, что система педагогического взаимодействия строится на принципах, совокупность которых включает в себя как общепедагогические принципы, берущие своё начало со времен Я. А. Коменского – отца традиционной педагогики (классно-урочной системы обучения) и К. Д. Ушинского – отца нашей российской педагогики, так и специфические принципы, относящиеся к работе в условиях создания благоприятных возможностей самореализации обучающихся в культурно-исторической среде, особенность которой неразрывно связана с проблемами здоровьесбережения и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Под педагогическим взаимодействием мы понимаем совокупность действий всех категорий системы педагогической науки: воспитания, обучения, развития, образования, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, социализации, адаптации, формирования, просвещения, активизации и т.д.
Рассмотрим классификации систем принципов в современной педагогике. Одним из факторов, лежащих в основе такого рода классификаций, является – категория педагогики: принципы воспитания, обучения, развития, образования, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, социализации, адаптации, просвещения, управления, формирования, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия (педагогического, психологического, социального и пр.).
Другим фактором классификации систем принципов является отношение к ее структуре – линейные или линейно-построенные системы принципов, в которых ярко прослеживается линия-последовательность однородных прин­ципов, и нелинейная система принципов, в которых видна разветвленная структура модели, если привести аллегорическую модель, то это так называемые карманы, по которым мы раскладываем необходимые нам элементы в удобной для нас последовательности и порядке.
Выделяют следующую классификацию принципов управления педагогическими системами по степени управления поведением ребенка: гибкая и жесткая, по отношению к общечеловеческим ценностям: гуманная и антигуманная, по отношению к традициям и нормам общества: социальная и асоциальная, по степени принадлежности к источнику формирования ценностей, ценностных ориентаций и мотивации взаимодействия: антропоцентрическая, социоцентрическая, педоцентрическая, дидактицентрическая, религиозной педагогики, альтруистическая, гуманизма, личностно ориентированная и пр. [2].
Итак, выделим систему принципов педагогического взаимодействия в структуре работы педагога по физической культуре и обучающихся школ, лицеев, гимназий, техникумов, училищ, спузов и вузов:
I. Принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия.
II. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия.
III. Принцип ценностно-смысловой направленности педагогического взаимодействия:
  • принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства и духовно-антропологической, дидактико-гносеологической среды;
  • принцип единства целей и ценностей педагогического взаимодействия;
  • принцип учета индивидуальных особенностей субъектов педагогического взаимодействия;
  • принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в педагогическом взаимодействии;
  • принцип природосообразности и культуросообразности;
  • принцип единства требований в педагогическом коллективе;
  • принцип дисциплинированности и ответственности;
  • принцип гуманизации и гуманитаризации;
  • принцип здоровьесбережения в структуре педагогического взаимодействия;
  • принцип ситуативной социально и профессионально обусловленной результативности в структуре педагогической деятельности;
  • принцип аксиологизации и акмеологизации основ педагогического взаимодействия.
IV. Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности воспитанника и формируемых, с точки зрения педагогики и психологии, структур личности:
  • принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования;
  • принцип перехода от обучения к самообучению;
  • принцип перехода от контроля к самоконтролю;
  • принцип формирования и развития творческого потенциала субъектов взаимодействия;
  • принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры педагогического взаимодействия;
  • принцип формирования и развития внутренней мотивации учения;
  • принцип формирования и развития адекватной, позитивной самооценки;
  • принцип стрессоустойчивости;
  • принцип оптимального выбора в структуре формирования двигательной активности и модели реализации наивысших достижений в спорте.
V. Принцип соблюдения мультисредового взаимодействия в системе организации полисубъектных отношений и выделения приоритетов в реализации идей гуманизма, демократии и толерантности:
  • принцип сотрудничества педагога и воспитанника;
  • принцип преемственности, централизма, продуктивности и оптимизации в управлении коллективом;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип состоятельности личности в деятельности и общении;
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип дихотомического сочетания историзма и инновативности;
  • принцип коллективного характера обучения и учета социального заказа в процессе педагогического взаимодействия;
  • принцип унифицированности, модификации, трансформации, реконструкции, ретрансляции социального опыта в соответствии с моделями управления качества организации и планирования педагогического взаимодействия;
  • принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления;
  • принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия.
Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза [1].
В таком контексте феноменология формирования КСР педагога – это объективная потребность времени в полисистемном рассмотрении формирования личности, опосредованная различными ипостасями профессионального и социального развития, где мультисредовая система отношений и социальных ролей предполагает, что ребенок в обществе через такие процессы, как воспитание и обучение с течением определенного промежутка времени становится взрослым в полном смысле этого слова. Здесь взрослый – это человек, который не только потребляет материальные блага, но в большей мере их создает в процессе своего труда, уникально отражающего внутренний мир и трансформирующего его в продукты деятельности, культуры, искусства, общения и прочих образований антропологического генеза.
Обучение как процесс, механизм, ценность, феномен, ступень, модель, структура, средство и пр. в ракурсе формирования КСР педагога есть ни что иное, как черта антропологического поля, влияющего на формирование личности изнутри, создавая условия для формирования разнообразных личностно и социально значимых потребностей, внутренней мотивации деятельности (игра, учение, труд), необходимого уровня притязаний, являясь изначально снаружи, оно практически не оставляет человека никогда, ведя его от рождения и до самой последней его точки, определяющей результаты его жизни по тем критериям, по которым общество измеряет себеподобных. Формирование КСР – это уникальная система мультисредой природы, где стимулы полисубъектного пространства (люди и группы людей) не однозначно, ситуативно, гетерохронно, синергетически высвечивают возможности объективного, индивидуального, субъектного и личностного в формировании внутреннего мира, где КСР является функционалом, описывающим возможности и создающим условия для формирования системы ценностей, ценностных ориен­таций, мировоззрения, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентности, профессионализма, устойчивости, самодостаточности, креативности и прочих нюансов психодидактического генеза, определяющихся в различных функциях, моделях, связях, механизмах и т.д., и т.п.
Психодидактика как наука изучает закономерности обучаемости различных категорий людей в различных условиях и системах ограничений, в таком контексте формирование КСР есть та матрица, которая описывает возможности и ограничения человека в процессах самообучения, самообразования, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения, самореализации с последующими мультисредовыми процессами – социализации, адаптации, взаимодействия.
КСР педагога в условиях современного мультисредового конгломерата полей и взаимоотношений есть единица его жизнеспособности в системе преобразований и трансформаций. Будучи антропологическим компонентом преобразования системы и единиц, КСР педагога является, с одной стороны, внутренним механизмом формирования и развития личности как уникальной системы, повторяющей в своем развитии все стороны, грани, качества и этапы развития человечества (генетические, эволюционные преобразования) и общества в целом (впервые выдвинуто в культурно-исторической теории Л. С. Выготским), а, с другой стороны, внешним – социально, культурологически, научно, религиозно и пр. обусловленным, где сама внешняя система – мультисреда создает условия для внутреннего формирования личности своими отношениями, связями, обязательствами, законами, принципами и т.д.
Итак, под условиями самореализации мы будем понимать совокупность положений, обеспечивающих развивающейся и формирующейся личности, возможность построения моделей и их апробацию в контексте идей гуманно-личностной педагогики, системно раскрывающей нюансы деятельностно-практической, гносеолого-герменевтической, аксиолого-акмеологической и прочих аспектах планирования и организации педагогического взаимодействия. Таким образом, можно сделать вывод, что система принципов педагогического взаимодействия представляет собой не что иное, как одно из условий самореализации педагога и обучающихся.


Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle