Библиографическое описание:

Козырева О. А., Чечина Н. А., Дорофеева Н. В., Колпаченко Л. Я., Горшкова Е. И. Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 229-231.

Современное общество с его нормами культуры и моделями самоопределения, социализации и самореализации системно модифицируют эталоны деятельности и общения в контексте государственной политики реформатирования системы образования и реализации ее приоритетов в достижении целей и задач современного образования, обучения, воспитания в интересах человека и государства. В таком конгломерате изменений и инноваций в профессионально-педаго­ги­чес­кой деятельности не остается и техническое творчество, напрямую связанное с использованием программного обеспечения и современных достижений педагогической теории и практики в области моделирования презентаций и их апробации, а также создание условий для творческого самовыражения и самореализации обучающихся профессиональных лицеев и школ-интернатов, в которых получают образование дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды.
Как любая деятельность социально-педагогичес­ко­го генеза работа по моделированию и включению в социально значимую (самоопределение, самосовершенствование, самореализация, социализация и пр.) работу обучающихся профессиональных лицеев и школ-интернатов – одна из самых главных, тяжелых, результат которой будет виден не сегодня, а через десятки лет, когда будет стоять вопрос о ценности российской культуры, ее самобытности, нравственности, о гражданских позициях и чувстве патриотизме, от которого зависит – на сколько мы оправдаем надежды наших предков по сохранению и продолжению той культуры, в которой нравственность была самой наиважнейшей ценностью.
Позитивные отношения в гуманно-личностном взаимодействии – цель, достижение которой можно построить средствами историко-профессиональных альбомов и социально значимых проектов. Социально значимые проекты представляют собой средства фасилитации в структуре социализации и самореализации личности в микро-, мезо- и макромасштабах, а технология педагогического и социально-педагогического взаимодействия – инструментом, стоящим вектора преобразования сознания и моделей деятельности, отношений и общения в культуре труда и досуга.
Историко-профессиональные альбомы представляют собой средства визуализации достижений определенной профессиональной системы отношений, профессии, специальности, учебного заведения, мастерской, школы и пр., в структуре которой были получены те или иные достижения, историческая память и возможность сохранения которых может быть реализована средствами новых информационных технологий и ресурсов, одним из примеров которых является программа Microsoft Publisher, способствующая созданий публикаций с использованием фотографических и текстовых образов, характерно определяющих специфику и качество моделируемых альбомов.
Социально значимые проекты – это такие творческие работы обучающихся и студентов, цель создания которых лежит в плоскости решения проблем социального и социально-профессионального генеза, а именно, – социализации, адап­тации, самосовершенствования, конкурентоспособности, этичности, воспитанности, значимости, востребованности, устойчивости гуманных интересов и самореализации субъектов микро-, мезо-, макро- и мегавзаимодействия, а результат такого рода деятельности остается в копилке мировой культуры и истории, предопределяющих получение самого важного продукта – человека гуманного, образованного, воспитанного, культурного, востребо­ван­ного, креативного и состоятель­ного в различных отраслях деятельности и социальной унификации мультисредовых отношений, предопределяющих формирование и становление имени творца и деятеля в полном смысле этого феномена как гносеолого-герменев­ти­чес­ко­го атрибута смыслообразований и моделей отношений в полисубъектном взаимодействии и субъект-объект­ном преобразовании объективной реальности в социальной и профессиональной сферах ресурсов и результатов.
Социально значимые проекты определяют свои самоорганизцующие ресурсы, начиная с постановки цели проекта до этапа повторного цикличного анализа получения результата. В социально значимых проектах учитывается интерес субъектов взаимодействия, реагирующих на изменения в обществе как на неизбежность, ценность времени и культуры, продукт их опосредованной и уникальной деятельности, позволяющей им самореализоваться в социальной среде, где самореализация и социализация являются уникальными продуктами антропологического поля, характер которых влияет на здоровье и качество жизни каждого конкретного человека и общества в целом.
В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию социально значимых и историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка и перехода на стандарты второго и третьего поколений в системе образования. Так были разработаны проекты «Добрые сердца», «Линия жизни» и других, позволяющие включить в социально значимую и личностно-гуманную деятельность обучающихся профессионального лицея №70, создающего условия для всестороннего развития обучающихся по трем основным направлениям социализации и самореализации: наука, искусство и спорт. Моделирование социально значимых и историко-профессиональных альбомов представляет интерес для педагогики сотрудничества не только в системе начального профессионального образования, но и в системе дополнительного образования. Такую работу планируют вести и в ЦД(ю)ТТ «Флагман».
Проблема самореализации детей-инвалидов и детей-сирот отличается от проблемы самореализации обучающихся в профессиональном лицее. Глубина и острота проблемы самоопределения, самореализации, саморазвития детей-сирот и детей-инвалидов не всегда ярко освещается в современной практике и теории, как это было при А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинском, Н. К. Крупской и других ярких личностей прошлого века – эпохи приоритетов и ценностей, где человек мог раскрыть свои способности и возможности в системе государственных институтов на бесплатной или условно платной основе. Данная проблема ставится в широких кругах педагогической практики, но решения зачастую не всегда устраивают, т.к. без материального финансирования и подготовки педагогических кадров, занимающихся решением проблем воспитания, обучения и развития детей такой социальной категории, не всегда того программируемого уровня, который необходим для создания и реализации условий продуктивного педагогического и социально-педагогического взаимодействия.
Хотелось бы уточнить понятие «самореализация» в широком смысле, включающем в себя возможность и доступность самореализации детей-сирот и детей-инвалидов, одаренных детей и других групп детей, рассматриваемых современными педагогами в контексте изучения основ нормального распределения способностей, склонностей, интересов, предпочтений и пр. Для этого необходимо раскрыть специфику нормального распределения в системе педагогического знания. Нормальное распределение было впервые найдено Муавром в 1733 г., затем заново открыто Гауссом в 1809 г. и Лапласом в 1812 г. Формула нормального распределения: , график нормального распределения имеет еще название кривой Гаусса. В таком представлении данных можно выделить три категории детей – аномальные дети (дети, нуждающиеся в специальных условиях получения образования), нормальные дети, одаренные дети – здесь в основу классификации положены способности. Если в основу заложить благополучие и социальный статус и наличие обоих родителей, то будут следующие: группа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, вторая группа – группа дети, воспитывающиеся в социальной, условно благополучной среде, одним или двумя родителями, третья группа – дети, воспитывающиеся двумя родителями, проявляющие широкий интерес и реализующие возможность в самореализации и самосовершенствовании способностей в спорте, искусстве, науке, культуре и пр.
Итак, рассмотрим на примере кривой Гаусса распределение способностей детей, отразив такие феномены, как "аномальные дети", "нормальные дети", "одаренные дети". Отклонение от нормы может быть как позитивным, так и негативным. Исходя из этого определения, к аномальным детям можно было бы отнести и одаренных детей, но мы будем рассматривать феномен аномального ребенка как ребенка, имеющего врожденные или приобретенные дефекты. Дети с отклонениями в развитии – сложная и разнохарактерная группа, т.к. различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных и конструктивно-креативных возможностях. По мнению советских педагогов, в зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться.
В таких условиях под самореализацией в широком смысле мы будем понимать социально обусловленный и индивидуально программируемый, получаемый и реконструируемый результат/продукт педагогического взаимодействия в социальной среде, где педагог создает условия для проявления активности у обучающихся, а обучающиеся получают, трансформируют социальный опыт, находясь в ситуативно- и индивидуально-обусловленном поиске по реализации пополнения и преобразованию модели познания объективной реальности внутреннего и внешнего генеза, где нормальное распределение является фактором предельного выбора векторного или матричного преобразования среды и личности в ней, способной к различным изменениям, не наносящим вреда антропологическому пространству в целом и человеку, включенному в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы в частности.
В таком ракурсе постановки и решения проблемы в ЦД(ю)ТТ «Флагман» создаются все условия для реализации потребностей ребенка в продуктивной творческой технической деятельности через формирование знаний, технических умений и навыков в техническом моделировании и конструировании, дети получают первоначальные сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, овладевают практическими умениями пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми в техническом конструировании, учатся конструировать, моделировать простейшие изделия как плоскостных, так и объемных форм. Занимаясь в авиамодельном, автомодельном, судомодельном, радиотехническом или других технических объединениях Центра, воспитанникам создаются условия для формирования приоритета ценностей труда: творчества моделистов, архитекторов, дизайнеров, модельеров, конструкторов, слесарей и т д. Свои умения воспитанники представляют в конкурсах лего-изобретений «Чудо-техники», «Мастерская художника», «Юный изобретатель», участвуют в различных соревнованиях на технических выставках различного уровня в авиа-, судо-, автоконструировании. ЦД(ю)ТТ «Флагман» тесно сотрудничает с детским домом №5, детским домом-школой №74 (г. Новокузнецк). Поддержка направления «техническое творчество» в 2010 г. вылилось в разработку социально значимого проекта, названная авторским коллективом как «Добро пожаловать в музей технического творчества». Идея проекта была предложена педагогом-техником Н. В. Ерошкиным, а реализуется всеми творческими коллективами по индивидуальным план-заданиям.
Кроме того, для занятий техническим и художественным творчеством использование программного обеспечения по созданию презентаций и публикаций, а также возможности создания историко-профессиональных альбомов – одно из не достаточно разработанных направлений, где подростки могли бы найти тот пласт самореализации, в структуре которого бы происходил действительно скачек в развитии чувств, качеств, эмоций, смыслов, ценностей гуманного и продуктивного, креативного и состоятельного, гибкого и целесообразного, устойчивого и конкурентоспособного.


Литература:

1. Козырева, О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 114 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–496–4.
2. Колпаченко, Л. Я. Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся / Л. Я. Колпаченко, Д. В. Загуляева, О. А. Козырева // Молодой ученый. – 2011. – №9(32). – С.208-211.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle