Автор: Фатхуллина Айгуль Галимзяновна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Библиографическое описание:

Фатхуллина А. Г. Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 236-238.

В современном российском обществе наряду с быстрым экономическим, политическим развитием, изменениями социального уровня жизни, культура остается единственным источником и носителем ценностей общества.

Само понятие культуры имеет великое множество определений. Это еще одно веское свидетельство неоднородности и многосложности его содержания, востребовавшего различные специализированные знания [4, с. 20]. Многозначность понимания термина культуры обусловлена многообразием реальных форм её существования, которая в различные времена и у разных народов облекалась в самобытные языковые конструкции [4, с. 22].

Человечество многообразно и многолико. Такое «многоцветье» может сохраняться лишь при динамичном межкультурном диалоге, проходящем в рамках общероссийских культурных тенденций (смена типов культур, глобализация, культурная стратификация, модернизация, этнизация) и на основе главных концептов отечественного культурного процесса - многообразия, универсальности, всеотзывчивости, терпимости, гуманизма. Актуальным становится изучение проблемы культурных различий и основ межкультурной коммуникации. Это и определяет диалог культур [1].

Как правило, культурные ценности передаются от поколения к поколению, однако они не носят характер незыблемости и неприкосновенности. Культура изменяется, адаптируется к новым временам и принимает новые формы существования. Ценности переосмысливаются, верования меняются. Наши общества становятся более мультикультурными, и глобализация повысила уровень общения и контакта между представителями различных культур. Народы становятся более информированными о существовании других культур, традиций и обычаев. Культуры охватывают очень большое число людей, из которых никого нельзя назвать типичным представителем какой-либо культуры. Понимание данной особенности – первый шаг на пути к диалогу, одна из предпосылок для эффективного межкультурного диалога. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Ю.М. Лотман отмечает: «Культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное…» [3, с. 4].

С точки зрения Совета Европы, многообразие культур - одно из ключевых условий существования современного общества. Благодаря развитию межкультурного диалога, многообразие культур становится источником взаимного духовного обогащения и способствует укреплению взаимопонимания, примирения и терпимости. Диалог является «ключом к изучению культуры, фактором, расширяющим сознание человека и определяющим направленность его духовных поисков» [1].

Знакомство с другими культурами помогает формировать поликультурно-грамотную личность, способную вести диалог в поликультурной среде. Диалог включает в себя готовность принятия и взаимодействия различных культур. Именно в диалоге проявляется толерантность. Межкультурный диалог позволяет молодежи духовно обогащаться. Происходит процесс обмена информацией, ценностями; именно в процессе творческой деятельности происходит формирование толерантных отношений, культуры общения и умения принять точку зрения и позицию другого. Как отметил Д.А. Медведев в беседе во время визита во Вьетнам 31 октября 2010г., «…конечно, нужно развивать культурные обмены. Не менее важно – сохранить свои культурные корни, идентичность. Это очень сложно в современном мире. Мир стал глобальным, нам всем нужно общаться».

Также можно отметить, что межкультурная коммуникация возникает и происходит постоянно, поскольку люди различных культур живут в одном государстве, в одном городе, составляют одну нацию. Это общение происходит неосознанно - в быту, работе, учебе.

Межнациональный и межкультурный диалог может осложняться конкуренцией между народами и этническими группами, в которой проявляется разная степень модернизации, адаптации к меняющимся социально-экономическим и политико-правовым условиям. В связи с этим важно не поддаваться на провокационные внешние различия уровня жизни представителей различных культур и национальностей. Эти различия обусловлены сложившимися традициями каждого народа, условиями жизни, а также степенью развитости социально-экономического уровня. Именно культура помогает стирать эти грани различий. В процессе творчества отсутствует деление на сильных и слабых – все равны. Мир, в котором людей разделяют религиозные, расовые, национальные предрассудки, государственный, корпоративный эгоизм нуждается в активном диалоге культур – синтезирующей функции культурного опыта.

Руководящими принципами осуществления межкультурного диалога являются свобода выбора, свобода самовыражения, равенство, толерантность и взаимное уважение человеческого достоинства. Успешный межкультурный диалог требует ряда качеств, развиваемых в демократической культуре, включая непредубеждённость, способность как слушать, так и говорить, способность разрешать конфликты мирными средствами и признавать обоснованность аргументов других сторон. В современной сложившейся ситуации мы можем наблюдать, что молодые люди не всегда умеют и могут воспринимать другого, общаться на равных. Проблемы сохранения и дальнейшего развития культурного воспитания молодежи являются как никогда актуальными и важными.

Молодежь успешнее осваивает материал в ситуациях, когда ребята сами являются участниками творческого процесса. Участие в массовых формах работы – праздниках, концертных и игровых программах, фестивалях, конкурсах – способствует повышению интереса молодежи к активной деятельности в разных областях культуры и искусства. Молодое поколение, являясь по своей природе творцами, всегда способно отображать в разных видах творчества все многообразие окружающего мира через особенности своего мировосприятия. Современное общество – есть неоспоримая основа для формирования творчески развитой личности.

Творческая деятельность развивает личность, помогает ей усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, человек отражает в нем свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творчество делает жизнь богаче, полнее, радостнее. Одним из необходимых условий для творчества является диалог. Следует научиться у искусства неотчужденному отношению ко всему в мире, и попытаться так изменить содержание и методы образования в целом, чтобы, узнавая что-нибудь о мире, человек тем самым узнавал или открывал что-то и в себе самом. В процессе диалога открываются все новые возможности, виды и формы общения, главным условием которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость, уважение к культуре партнеров по коммуникации. Концерты и фестивали создают условия для самоутверждения и самореализации в творческой деятельности, формируют активную жизненную позицию и развивают социальную активность личности. Участие в таких видах деятельности позволяет приобрести багаж психологической устойчивости, эмоционально раскрепоститься, обогатить речь, развивать фантазию, коммуникативные навыки и выразить свое настроение.

Очевидно, что в условиях многокультурного российского общества важнейшей частью образования становится поликультурное образование, одной из задач которого является создание культурной среды. Воспитывающее значение культуры связано с эффектом включения личности в многомерность и неоднозначность мира.

Молодежь – сознательно-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Её доля в составе населения составляет примерно около 20 %. Молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтичные устремления, цивилизация новизны [4, с. 247].

Жизнь современных студентов происходит в условиях различных экономических и социальных перемен. Сложившаяся ситуация в социуме России диктует свои требования к жизнедеятельности студенческой молодежи. Множество различных молодежных движений, социальных акций, концертов, фестивалей проводятся, в первую очередь, для молодого поколения. Участие в таких мероприятиях формирует культуру общения у молодежи, и, как следствие этого, развивается умение вести диалог, способствующий обмену информацией, культурами, умениями. Молодое поколение является главным объектом, оказавшимся наиболее восприимчивым к изменениям устоев российского общества, развивается в противоречивой среде, что находит отражение в культуре, образовании, образе жизни, семье.

Именно молодежь, в частности студенческая, может являться для руководителей (педагогов) «податливым материалом», развития межкультурных отношений. Так как именно студенты с интересом и увлечением изучают и пробуют всё новое. Студенты являются активными участниками различных движений, всевозможных агитбригад; это та часть общества, которая заинтересована в социальных преобразованиях для своего же будущего. Межкультурный диалог нацелен на предоставление равных прав всем членам общества вне зависимости от национальной, религиозной, языковой принадлежности. Основой его становятся общечеловеческие ценности, в первую очередь, права человека [5].

Творческая деятельность предполагает создание чего-либо нового; для отдельной личности это новое будет своим. Важно помочь раскрыться всем талантам и умениям, которые заложены в любой личности. Не каждый может хорошо танцевать, петь, играть на сцене, - зато могут раскрыться организаторские качества, креативное мышление и т.д. Конечным результатом любой творческой деятельности должно быть вынесение итогов «на зрителя». Это может быть концерт, конкурс-фестиваль, спектакль, шоу-программа, выставка творческих работ и т.д.

При подготовке к такому мероприятию участники с удовольствием используют весь арсенал умений и навыков, полученных ранее на занятиях. Концертная деятельность является мощным стимулом для развития творческих навыков артистизма, а участие и победы на фестивалях и конкурсах вызывают стремление к совершенствованию своего мастерства. Но не стоит забывать о том, что эти мероприятия являются не только итогом творческой деятельности, как способ только лишь показать себя на сцене («победа ради победы»). Именно здесь педагогу следует сформировать у воспитанников толерантное отношение к другим участникам выступления, выставки, концерта. Важно научить принимать точку зрения своих соперников по конкурсу, коллег по спектаклю и т.д. Именно здесь будет осуществляться межкультурный диалог.

В современной образовательной системе наиболее гибко учитывающим склонности и потребности молодого человека звеном является социально-культурная деятельность, позволяющая реализовать резервные возможности человека в художественно-творческом процессе. Благодаря умению держаться на сцене и творческому партнерству артисты приобретают коммуникативность и умение подать себя в различных жизненных ситуациях, а в будущем дает возможность безболезненно адаптироваться в обществе.

Подведя итог можно отметить важность осуществления межкультурного диалога для успешного развития современного общества. Творчество является одним из наиболее легких путей осуществления. Различные фестивали, концерты объединяют в общем действии представителей различных народов, культур. Диалог с теми, кто готов принимать участие в диалоге, может стать отправной точкой более длительного процесса взаимодействия и взаимовлияния, в результате которого вполне может быть достигнуто согласие по вопросу важности ценностей прав и свобод человека.


Литература:

1. Белова А.С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства // Педагогика искусства (электронный журнал), № 4, 2011.

2. Иваненко С.И., Аникина Н.Н. Справочно-аналитические материалы на тему: «Государственная молодёжная политика и межкультурный диалог», http://www.newparlament.ru/docs/view/313

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -1994.

4. Оганов, А.А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов/А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

5. Попов М.Ю., Акулова А.А. Межкультурный диалог как фактор развития общеевропейского гуманитарного пространства http://www.teoria-practica.ru/

Основные термины: творческой деятельности, процессе творческой деятельности, межкультурного диалога, Межкультурный диалог, различных культур, межкультурный диалог, диалог культур, роль творческой деятельности, осуществления межкультурного диалога, многообразие культур, педагогическом процессе, личного труда учителя, Организация личного труда, Успешный межкультурный диалог, межкультурного диалога молодежи, итогом творческой деятельности, активном диалоге культур, эффективного межкультурного диалога, представителями различных культур, проектной творческой деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle