Автор: Каргополова Ольга Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Библиографическое описание:

Каргополова О. А. Проблема формирования межличностной толерантности у студентов педагогического колледжа – будущих педагогов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 226-228.


В системе отечественного образования для гуманизации педагогического процесса и построения конструктивных, нравственно обоснованных отношений между субъектами педагогического общения (педагогами, учащимися, их родителями, администрацией образовательного учреждения) первостепенное значение приобретает формирование у будущих педагогов – студентов педагогического колледжа межличностной толерантности. Для современного среднего профессионального образования актуальной становится проблема отчуждения студентов от процесса обучения, овладения будущей профессией, самообразования. Причины связаны с социально-экономическим состоянием общества и его социальных институтов. Основная масса поступающих в учреждения среднего профессионального образования – те, кто не смог поступить в вузы (если речь идет о выпускниках 11 классов) или те, от кого «избавилась» школа (после девятого класса). Печать аутсайдера (осознаваемая или неосознаваемая), академической неуспешности долгое время не позволяет изменить ситуацию профессионально-личностного развития. Как показало проведенное нами исследование, только 25% абитуриентов имеют устойчивую мотивацию к освоению педагогической профессии, лишь 35% уверены в том, что из них получатся прекрасные педагоги. Отчуждение от образовательного процесса ведет к отчуждению студентов от преподавателей, друг от друга и, как крайнее проявление, от самого себя. Результатом становится обесценивание человеческих и профессиональных ценностей, утрата понимания смысла жизни. Все это сказывается на усилении агрессивности, жестокости (особенно моральной), вражды молодых людей по отношению друг к другу; уход от ощущения бессмысленности жизни проявляется в обращении к курению, алкоголю, мыслях о суициде. Состояние отчужденности, переживаемое современным обществом, философы называют антропологическим кризисом. Поиск путей его преодоления мы связываем с поиском путей формирования межличностной толерантности как изменения нравственного сознания человека. Именно толерантность, по мнению Н.М. Борытко, является показателем «неотчужденности сознания человека, …его готовности искренне и глубоко проникать в мир Другого» [1, с. 5].

Опираясь на понимание сознания как целостного образа действительности (А. В. Петровский), межличностную толерантность можно представить как определенный образ отношения к себе и другому на уровне чувств, мыслей и действий. На формирование этого образа оказывают влияние различные факторы, в том числе, образование. Межличностная толерантность как образовательный результат - в контексте понимания образования как «изменения внутреннего образа в соответствии с культурой» (М.Т. Громкова) – целостный устойчивый осознаваемый образ эмоционального реагирования, образ мыслей, образ действий по отношению к себе и другому, который может быть выражен в форме нравственного принципа (основоположения, принятого и установленного самой личностью). То есть под межличностной толерантностью мы понимаем нравственный принцип профессионального педагогического общения, предполагающий понимание и уважение педагогом другого человека, осознанное стремление к рефлексивному диалогу на основе эмоционально-эмпатийной близости и ценностного отношения к нему при сохранении своей самоидентичности.

Системообразующими компонентами межличностной толерантности являются индивидуально-психологический (направленность на себя) и социально-педагогический (направленность на другого). Если эти два компонента находятся в противоречивых отношениях, в состоянии конфликта, то динамика его развития осуществляется либо в сторону гармонии (в случае разрешения конфликта), либо к катастрофе, которая может привести к саморазрушению или разрушению отношений с другими. Межличностная толерантность предполагает стремление к установлению равновесия, согласованности между индивидуально-психологическим и социально-педагогическим компонентами на основе осуществления рефлексии. Именно рефлексия позволяет привести в соответствие системообразующие компоненты межличностной толерантности, разрешить противоречие, предотвратить конфликт.

Источники проблем и конфликтов могут быть скрыты в несоответствии элементов, составляющих индивидуально-психологический и социально-педагогический компоненты межличностной толерантности на каждом из ее уровней: эмоционально-эмпатийном, интеллектуально-ценностном, рефлексивно-деятельностном.

Изучение работ психологов и педагогов И. Н. Андреевой, А. А. Бодалева, В. Н. Мясищева, Т. П. Скрипкиной, Н. Е. Щурковой и др. показало, что успешность общения (в том числе, профессионально-педагогического) и отношений между людьми зависит, в первую очередь, от уровня развития эмоционального интеллекта (термин Дж. Мейера и П. Сэловея): способности понимать свои эмоции и управлять ими (индивидуально-психологический компонент межличностной толерантности) и способности понимать эмоции других и осознанно управлять ими на основе эмпатии, доверия и уважения (социально-педагогический компонент). Для того, чтобы будущему педагогу овладеть эмоционально-эмпатийным уровнем межличностной толерантности, необходимо его осознанное участие в процессе самопознания (своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях и управления своими эмоциями) и саморазвития своего эмоционального интеллекта.

Анализ исследований В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, Н. И. Сарджвеладзе, И. С. Трифоновой и др. показал, что важными составляющими межличностной толерантности являются осмысленное ценностное отношение к себе (самоинтерес, самопризнание, самопонимание, самопринятие) и осмысленное ценностное отношение к другому (проявление искреннего интереса к другому, признание, понимание, принятие другого, доброжелательное отношение к нему), равновесие между которыми определяет интеллектуально-ценностный уровень межличностной толерантности. Основываясь на диспозиционной теории регуляции социального поведения личности доктора философских наук В. А. Ядова, можно предположить, что именно диспозиционные образования (динамическая иерархическая система, включающая социальные установки и ценностные ориентации) определяют характер отношений педагога с учениками, воспитанниками, их родителями, коллегами и тем самым детерминируют его профессионально-личностное поведение. Отношение к себе и другому определяет также ряд особенностей мышления (степень его стереотипности, категоричности, гибкости, рефлексивности и др.). Период начала профессиональной подготовки является очень важным в становлении мышления будущего педагога. В этот период профессиональное педагогическое сознание только формируется, студент открыт изменениям, способен к развитию гибкости и рефлексивности мышления, благодаря которым возможна работа по самопознанию, самоактуализации и саморазвитию системы своих ценностных ориентаций. Помимо осмысленного ценностного отношения к себе и другому, у будущих педагогов необходимо формировать ценностное отношение к самой межличностной толерантности. Межличностная толерантность, являясь ценностью, идеалом, образом желаемого будущего, к которому стремится современное общество, лежит в основе взаимодействия и сотрудничества людей во всем мире. Она должна стать и частью системы смысложизненных ценностных ориентаций современного педагога.

Рефлексивно-деятельностный уровень межличностной толерантности связан с нравственно-волевой готовностью к диалогу с другим и самим собой. Исследование волевой сферы в этическом плане осуществлялось разными учеными (И. Кант, Ф. Перлз, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская) в соотнесении с такими философско-этическими категориями, как выбор, свобода, долг и ответственность. Ведущим показателем свободы и ответственности выбора педагогом действий, обеспечивающих реализацию эмоционально-ценностных отношений к себе и другому, является диалогичность общения. Диалогичность предполагает личностно равноправные, субъект-субъектные позиции, в отличие от общения монологизированного, являющегося неравноправным, где один участник взаимодействия доминирует над другим. Опираясь на концепцию «диалогизма» М. М. Бахтина, диалог педагога с другими субъектами общения можно рассматривать как процесс со-чувствования, со-мышления, со-действия. Умение осуществлять диалог с другим формируется на основе умения вести диалог с самим собой, который является ничем иным, как умением осуществлять рефлексивную деятельность по поводу самого себя. Внутренний диалог с самим собой есть универсальный способ реализации ценностного отношения к себе. Он дает возможность человеку встать в позицию исследователя по отношению к себе, увидеть себя со стороны глазами другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки и изменить их в случае необходимости. Выход на рефлексивно-деятельностный уровень межличностной толерантности требует от будущих педагогов серьезной работы по самовоспитанию нравственно-волевых качеств личности и саморазвитию диалогических и рефлексивных умений.

Внутреннее состояние структуры межличностной толерантности устойчиво, если ни одна из подсистем не гипертрофирована, если устойчива тенденция к их согласованности (когерентности). Фиксация на полюсе «Другой» означает потерю себя, отрицание в себе субъекта. Фиксация исключительно на полюсе «Я» приводит к отрицанию субъектности в другом и, в конечном счете, потере отношений с другим. За проявление и функционирование межличностной толерантности отвечают не каждый ее компонент в отдельности, а их взаимодействие, согласованное протекание во времени и пространстве личности.

Выявленная специфика межличностной толерантности должна обусловить выбор подходов к конструированию процесса ее формирования у студентов педагогического колледжа.


Литература:

        1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335с.

        2. Андреева, И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя [Текст] / И. Н. Андреева // Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 216 – 223.

        3. Бахтин, М. М. Собрание сочинений [Текст]: в 7 т. / М. М. Бахтин. – М.: Русские словари ; Языки славянской культуры, 2003.

        4. Бодалев, А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения [Текст] / А. А. Бодалев // Личность и общение: избр. труды. – М.: Педагогика, 1983. – С. 55.

        5. Борытко, Н. М. Введение в педагогику толерантности [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 80 с.

        6. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

        7. Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / И. Кант // Кант И. Соч.: в 6 т. – М.: Мысль, 1965. - Т. 4, ч. 1. – С. 219 - 310.

        8. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды [Текст] / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Модэк МПСИ, 2004. – 400 с.

        9. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / С. Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 1991. – 108 с.

        10. Перлз, Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии [Текст] / Ф. Перлз. – М.: Либрис, 1996. – 240 с.

        11. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

        12. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

        13. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 170 с.

        14. Скрипкина, Т. П. Психология доверия [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. П. Скрипкина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.

        15. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 252 с.

        16. Трифонова, И. С. Формирование профессионально-ценностного самоотношения как средство воспитания ценностного отношения к детям у будущих учителей [Текст]: дис. … канд. пед. наук / И. С. Трифонова. – Екатеринбург: [б.и.], 2002. – 242 с.

        17. Щуркова, Н. Е. Этика школьной жизни [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

        18. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов // Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с. – С.416 – 432.


Основные термины: межличностной толерантности, формирования межличностной толерантности, уровень межличностной толерантности, студентов педагогического колледжа, компоненты межличностной толерантности, колледжа межличностной толерантности, компонентами межличностной толерантности, будущих педагогов, межличностной толерантности студентов, ценностного отношения, межличностной толерантности связан, компонент межличностной толерантности, составляющими межличностной толерантности, межличностной толерантности устойчиво, уровнем межличностной толерантности, функционирование межличностной толерантности, межличностной толерантности должна, Межличностная толерантность, Проблема формирования межличностной, путей формирования межличностной

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle