Библиографическое описание:

Асанкулова Б. С. Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве казахских жырау [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 362-363.

История казахского народа своими корнями уходит в глубь веков. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна.

Казахи- жители Великой степи- испокон веков имели громадную единую территорию, единый язык, и единую национальную культуру. Обитатели степи были физический крепкими, выносливыми, умели быстро приспосабливаться к жизни. Взрослые учили своих детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха. Готовые к кочевому передвижению, казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Отсюда народная поговорка: «Джигиту и семидесяти ремесел мало». (1.5)

Народная педагогика имела много средств, методов и приемов при воспитании подрастающего поколения. В частности, в воспитании широко использовали все жанры устного народного творчества. «Отец – судья своим детям» - гласит народная мудрость. (2.178)

История свидетельствует о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, художниками, поэтами, батырами и т.д. многие литературные памятники, созданные в те далекие времена, подверглись уничтожению во время воин, какая-то часть их пропала бесследно. Духовная жизнь степняков издавна имела свои особенности. Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации. В творчестве многих поэтов, живших в древности, тесно переплелись устные и письменные традиции. (3.6)

В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое распространение среди народа получила творчество поэтов – жырау, являющихся настоящими художниками слова.

Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр» - стихотворение, песнь, это прежде всего творец. В условиях кочевой жизни жырау исполняли множество общественных функций. Многие жырау, жившие в XV-XVIII вв., были не только поэтами, но и вождями племен, батырами предводителями.

Казахские жырау сохранили и продолжали литературные традиции, созданные еще певцом Коркытом, Ю.Баласагуни в «Благодатном знании», А.Яссави в «книге изречений», Хорезми в «книге любви» и др. (4.158)

Жырау часто выступал перед народом, воздействую на них силой своего поэтического слова. Излюбленный жанр жырау- толгау, т.е. стихотворение- размышление. Толгау – раздумья- это обычно назидания, афоризмы. Жырау затрагивал важные общественные проблемы, выступал по вопросам морали.

Первыми крупнейшими представителями этой своеобразной поэзии были Асан Кайгы, Казтуга–жырау, Шалкииз-жырау, Актамберди-жырау, Бухар-жырау. В их творчестве находят отражение исторические события периода становления казахского ханства и казахского народа.

Асан Кайгы ( Асан Печальный) стал легендарным народным героем, был большим мыслителем своего времени. Он мечтал о счастливом завтрашнем дне казахского народа. Жырау полагал, что на Земле, в каком-то ее уголке, существует блаженное место, где нет гнета и бедствий, холода и голода, людям живется хорошо, зовется это земля «Жер уюк». Объездив на быстроногой верблюдице Жель – моя все казахские степи, горы и долины, Асан Кайгы нигде не нашел счастливой обетованной страны. Смысл жизни – стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность – виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание – это положительные качества человека. Чудодейственные слова выражают самые сокровенные думы человека. Асан Кайгы считал, что Жер уюк должен стать местом счастья и равноправие людей. И не зависимо от условий жизни, человек должен быть искренним и честным, боясь как огня (ложных показаний), (дурного слова), потому что именно с ним связана «зло» на земле.

Действительности эта легенда отражала историческую ситуацию середины XV в., когда усилились феодальные междоусобицы после распада Алтын Орда и Ак Орда. Потому он вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей. Отсюда и прозвище «печальный», связанная с его мироощущением и с личной жизнью жырау. Из-за идей любви и сострадания акына Ч.Валиханов называл его «кочевым философом».

Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали Шалкииз- жырау (XVI в.), Жиембет-жырау (XVII в.).

Произведения Шалкииз-жырау отличались глубоким эмоциональным воздействием, остротой и мелодичностью, лаконичностью и красотой. В его творчестве нашли отражение философия жизни простого средневекового кочевника, его понятия о морали и этике. Он считал, что в мире нет ничего вечного и постоянного. По утверждению жырау человеческие качества кроются не в происхождении, не в положении, которое человек занимает в обществе, а в нем самом, в его личных качествах. Только справедливый человек может быть полезным для отечества, может назыаться азаматом-гражданином. «Хорошие люди – гора, куда не взлетает сова, Умрут – но хорошие их остаются слова» - писал Шалкииз-жырау. Шалкииз-жырау – новатор. Он был первым из казахских поэтов – сказателей, которые были переведены на русский язык. Творчество Шалкииза высоко оценивали русские ученые и исследователи того времени.

Педагогическая мысль Казахстана в XVIII в. Представлена в творчествах Актамберди–жырау, Бухар-жырау, Шал-акына. Они подчеркивали, что защита родной земли от чужеземных захватчиков – священная обязанность каждого казаха. Наставление старших и родителей – главная в воспитании. Знание – это бесценное сокровище. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье – основное богатство человека. Старость возраст мудрости. Пройдя большой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец заслуживает уважения и признания от молодых людей. Аксакалы выступают в роли наставников, они отвечают за судьбу народа. Молодежь должна учиться у мудрецов.

Сегодняшнюю молодежь не обходимо воспитывать в духе казахской народной мудрости. «Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему» - гласит народная мудрость. Старшее поколение мечтает, чтобы молодежь развивала положительные качества стариков, их образцовые дела и лучшие традиции. Казахские традиции воспитывают уважение не только к родителям, но и ко всему человечеству.

Активная жизненная позиция Бухар-жырау свидетельствует о том, что уже в молодом возрасте он был бием. Вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би он участвовал в составлении свода «Законов Тауке хана». Выходец из народа, Бухар-жырау считался по праву влиятельнейшим бием своей эпохи. Он призывал казахский народ задуматься над тем, что не одной материей живет человек, призывал к единству, проповедуя сплоченность, Бухар-жырау выступал как поэт-патриот. Поднимая самые важные вопросы своей эпохи, Бухар-жырау своими мудрыми и вдохновенными стихами помог казахскому народу обрести путь к национальному самосознанию. Единство и сплоченность не на один год, не на время опасности, а на всегда. Этот девиз Бухара-жырау актуален по сей день.

Творчество Бухара-жырау стала как бы заключительным звеном поэзии жырау, имеющей многовековую историю развития.

Поэзия жырау явилась вершиной словесного искусства кочевых казахов, и она по сей день поражает нас своим совершенством, свидетельствую не только о высоком уровне развития казахской литературы, но и о богатстве духовного мира нашего народа в далеком прошлом.(3.10)

Следует отметить, что именно они, жырау, поэты-батыры, поэты-импровизаторы, являлись носителями идеологии Независимости и свободы, Героизма и Патриотизма, духовными пастырями нации, ваятелями степной морали и права.(5.75)

В рамках Государственной программы «Мәдени мұра», предусматриваются сохранение и возрождение поэтического наследия. На государственном уровне отмечаются юбилейные даты выдающихся поэтов и писателей, проводятся увековечение их имен, образов, творческого наследия в памятниках, произведениях искусства и литературы.


Литература:
  1. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана А.,1995.с. 5.8.

  2. Қазақтың мақал-мәтелі А.,1980.с. 178.

  3. Магауин М. Песни степей. Предисловие. В кн. Поэзия жырау.А.,1987.с.6.9.10.

  4. Литвиненко В.В.,Назарова О.В. Хрестоматия по казахской литературе т.1.2001.с.158.169.

  5. Бельгер Г. Духовные пастыри нации. Мысль 2006.№3.с.75.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle