Библиографическое описание:

Асанкулова Б. С. Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве казахских жырау [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 362-363.

История казахского народа своими корнями уходит в глубь веков. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна.

Казахи- жители Великой степи- испокон веков имели громадную единую территорию, единый язык, и единую национальную культуру. Обитатели степи были физический крепкими, выносливыми, умели быстро приспосабливаться к жизни. Взрослые учили своих детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха. Готовые к кочевому передвижению, казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Отсюда народная поговорка: «Джигиту и семидесяти ремесел мало». (1.5)

Народная педагогика имела много средств, методов и приемов при воспитании подрастающего поколения. В частности, в воспитании широко использовали все жанры устного народного творчества. «Отец – судья своим детям» - гласит народная мудрость. (2.178)

История свидетельствует о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, художниками, поэтами, батырами и т.д. многие литературные памятники, созданные в те далекие времена, подверглись уничтожению во время воин, какая-то часть их пропала бесследно. Духовная жизнь степняков издавна имела свои особенности. Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации. В творчестве многих поэтов, живших в древности, тесно переплелись устные и письменные традиции. (3.6)

В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое распространение среди народа получила творчество поэтов – жырау, являющихся настоящими художниками слова.

Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр» - стихотворение, песнь, это прежде всего творец. В условиях кочевой жизни жырау исполняли множество общественных функций. Многие жырау, жившие в XV-XVIII вв., были не только поэтами, но и вождями племен, батырами предводителями.

Казахские жырау сохранили и продолжали литературные традиции, созданные еще певцом Коркытом, Ю.Баласагуни в «Благодатном знании», А.Яссави в «книге изречений», Хорезми в «книге любви» и др. (4.158)

Жырау часто выступал перед народом, воздействую на них силой своего поэтического слова. Излюбленный жанр жырау- толгау, т.е. стихотворение- размышление. Толгау – раздумья- это обычно назидания, афоризмы. Жырау затрагивал важные общественные проблемы, выступал по вопросам морали.

Первыми крупнейшими представителями этой своеобразной поэзии были Асан Кайгы, Казтуга–жырау, Шалкииз-жырау, Актамберди-жырау, Бухар-жырау. В их творчестве находят отражение исторические события периода становления казахского ханства и казахского народа.

Асан Кайгы ( Асан Печальный) стал легендарным народным героем, был большим мыслителем своего времени. Он мечтал о счастливом завтрашнем дне казахского народа. Жырау полагал, что на Земле, в каком-то ее уголке, существует блаженное место, где нет гнета и бедствий, холода и голода, людям живется хорошо, зовется это земля «Жер уюк». Объездив на быстроногой верблюдице Жель – моя все казахские степи, горы и долины, Асан Кайгы нигде не нашел счастливой обетованной страны. Смысл жизни – стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность – виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание – это положительные качества человека. Чудодейственные слова выражают самые сокровенные думы человека. Асан Кайгы считал, что Жер уюк должен стать местом счастья и равноправие людей. И не зависимо от условий жизни, человек должен быть искренним и честным, боясь как огня (ложных показаний), (дурного слова), потому что именно с ним связана «зло» на земле.

Действительности эта легенда отражала историческую ситуацию середины XV в., когда усилились феодальные междоусобицы после распада Алтын Орда и Ак Орда. Потому он вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей. Отсюда и прозвище «печальный», связанная с его мироощущением и с личной жизнью жырау. Из-за идей любви и сострадания акына Ч.Валиханов называл его «кочевым философом».

Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали Шалкииз- жырау (XVI в.), Жиембет-жырау (XVII в.).

Произведения Шалкииз-жырау отличались глубоким эмоциональным воздействием, остротой и мелодичностью, лаконичностью и красотой. В его творчестве нашли отражение философия жизни простого средневекового кочевника, его понятия о морали и этике. Он считал, что в мире нет ничего вечного и постоянного. По утверждению жырау человеческие качества кроются не в происхождении, не в положении, которое человек занимает в обществе, а в нем самом, в его личных качествах. Только справедливый человек может быть полезным для отечества, может назыаться азаматом-гражданином. «Хорошие люди – гора, куда не взлетает сова, Умрут – но хорошие их остаются слова» - писал Шалкииз-жырау. Шалкииз-жырау – новатор. Он был первым из казахских поэтов – сказателей, которые были переведены на русский язык. Творчество Шалкииза высоко оценивали русские ученые и исследователи того времени.

Педагогическая мысль Казахстана в XVIII в. Представлена в творчествах Актамберди–жырау, Бухар-жырау, Шал-акына. Они подчеркивали, что защита родной земли от чужеземных захватчиков – священная обязанность каждого казаха. Наставление старших и родителей – главная в воспитании. Знание – это бесценное сокровище. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье – основное богатство человека. Старость возраст мудрости. Пройдя большой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец заслуживает уважения и признания от молодых людей. Аксакалы выступают в роли наставников, они отвечают за судьбу народа. Молодежь должна учиться у мудрецов.

Сегодняшнюю молодежь не обходимо воспитывать в духе казахской народной мудрости. «Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему» - гласит народная мудрость. Старшее поколение мечтает, чтобы молодежь развивала положительные качества стариков, их образцовые дела и лучшие традиции. Казахские традиции воспитывают уважение не только к родителям, но и ко всему человечеству.

Активная жизненная позиция Бухар-жырау свидетельствует о том, что уже в молодом возрасте он был бием. Вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би он участвовал в составлении свода «Законов Тауке хана». Выходец из народа, Бухар-жырау считался по праву влиятельнейшим бием своей эпохи. Он призывал казахский народ задуматься над тем, что не одной материей живет человек, призывал к единству, проповедуя сплоченность, Бухар-жырау выступал как поэт-патриот. Поднимая самые важные вопросы своей эпохи, Бухар-жырау своими мудрыми и вдохновенными стихами помог казахскому народу обрести путь к национальному самосознанию. Единство и сплоченность не на один год, не на время опасности, а на всегда. Этот девиз Бухара-жырау актуален по сей день.

Творчество Бухара-жырау стала как бы заключительным звеном поэзии жырау, имеющей многовековую историю развития.

Поэзия жырау явилась вершиной словесного искусства кочевых казахов, и она по сей день поражает нас своим совершенством, свидетельствую не только о высоком уровне развития казахской литературы, но и о богатстве духовного мира нашего народа в далеком прошлом.(3.10)

Следует отметить, что именно они, жырау, поэты-батыры, поэты-импровизаторы, являлись носителями идеологии Независимости и свободы, Героизма и Патриотизма, духовными пастырями нации, ваятелями степной морали и права.(5.75)

В рамках Государственной программы «Мәдени мұра», предусматриваются сохранение и возрождение поэтического наследия. На государственном уровне отмечаются юбилейные даты выдающихся поэтов и писателей, проводятся увековечение их имен, образов, творческого наследия в памятниках, произведениях искусства и литературы.


Литература:
  1. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана А.,1995.с. 5.8.

  2. Қазақтың мақал-мәтелі А.,1980.с. 178.

  3. Магауин М. Песни степей. Предисловие. В кн. Поэзия жырау.А.,1987.с.6.9.10.

  4. Литвиненко В.В.,Назарова О.В. Хрестоматия по казахской литературе т.1.2001.с.158.169.

  5. Бельгер Г. Духовные пастыри нации. Мысль 2006.№3.с.75.

Основные термины (генерируются автоматически): Асан Кайгы, казахского народа, казахского ханства, История казахского народа, дне казахского народа, творчестве казахских жырау, казахского ханства широкое, народная мудрость, племена казахской степи, становления казахского ханства, жители Великой степи, положительные качества, Обитатели степи, кочевой жизни жырау, утверждению жырау человеческие, звеном поэзии жырау, личной жизнью жырау, Асан Печальный, коль богата земля, настоящими художниками слова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle