Библиографическое описание:

Дегтярева Л. А. Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного образования детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 201-202.

В качестве основных образовательных структур для обучения одарённых детей следует выделить систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одарённых детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одарённых детей [1;с.115]. Работа с одарёнными детьми требует перехода к новому содержанию образования с учётом принципа многообразия, применения адекватных технологий обучения и многообразия форм контроля. Важно специально проектировать среду деятельности и развития одаренных детей [2].

Решая проблему одаренности своих воспитанников в образцовой творческой мастерской «ЛАД», в 2007-2008 учебном году мной был разработан проект «Модель развития художественно одаренных детей», который продолжает успешно реализовываться. Концептуальной основой модели является система развивающего, личностно-ориентированного обучения. Целью проекта является обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи проекта – выявление и развитие детской одарённости, создание ситуации успеха, расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в разных формах творческой деятельности, организация консультативной помощи родителям [4].

На занятиях специально проектируется среда деятельности и развития одарённых детей, она включает компоненты структуры: системность, интегрированность, многообразие, личностная ориентация, направленность на развитие творческого мышления. Используются технологии обучения, развивающие творческое начало, стимулирующие мышление, предоставляющие свободу выбора вида деятельности. На занятиях апробированы многие технологии, но наиболее эффективные результаты дали технологии дидактических задач, взаимообучения. Важную роль играют технологические карты, как форма планирования педагогом учебного процесса. Модель свободного развития позволяет реализовать определённую свободу педагогу и ребенку в выборе деятельности в соответствии с интересами, наклонностями и способностями. Немаловажную роль играет и создание ситуации успеха , как мощного двигателя развития творчески одаренных детей. Создание ситуации успеха в модели свободного развития зависит от создания творческой атмосферы; чёткой организации последовательности художественных операций; самостоятельного поиска решения поставленной задачи; достижения цели на каждом занятии; коллективного обсуждения темы, хода творческого процесса; смены характера деятельности учащихся, индивидуального темпа по усвоению материала, средств и методов; подведения итогов занятия в форме конкурса, самопрезентации, ролевой игры. Совокупность условий обеспечивает личностное саморазвивающее начало, позволяет выстроить ребёнку собственную образовательную траекторию [2;5].

В практике реализации проекта интересен опыт использования творческих книжек, целью которых является отслеживание результативности образовательного процесса обучающихся. Содержание книжки включает входящую, промежуточную, итоговую диагностику в форме тестов, дневника настроения, эскизов, учебных упражнений, записей о количестве и качестве детских работ и проч. [1]. В проблемно-диалоговом методе используются дивергентные и оценочные вопросы, побуждающие к поиску решений проблемы, выработке собственных суждений.

В процессе реализации модели свободного развития учитываются индивидуально-психологические и возрастные особенности одаренных детей, отслеживается система психолого-педагогической диагностики для выявления детей с признаками одарённости, проводится консультационная работа с родителями. При этом важным аспектом остаётся тот факт, что диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка [3;5].

За период реализации проекта получены следующие результаты:

  1. Разработана авторская программа, пакет нормативных документов, внесены изменения в учебный план, воспитательную работу;

  2. Создан банк одарённых детей;

  3. Собран пакет проектной документации (изделия, проектные папки, презентации);

  4. Обеспечен высокий уровень активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня;

  5. Достигнута устойчивость уровня мотивации воспитанников, ориентации на успех, стремление к достижению социально-значимого результата.


Литература:

  1. Выявление и развитие одарённости в условиях дополнительного образования/авт.-сост. Фанзова Ф.Р.- Омск.-56с.

  2. Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одарённость личности. Автореферат.- Красноярск, 1996

  3. Колоколова О.Е. Художественное воспитание и развитие личности. Учебное пособие.- Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009.-60с.

  4. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одарёнными детьми в муниципальных образовательных учреждениях/ Под ред. И.В. Мишуткиной, О.С. Парц, И.В. Узловой.- Омск, 2008-72с.

  5. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми/авт.-сост. Н.И. Панютина и др.- Волгоград: Учитель, 2007.-204с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle