Библиографическое описание:

Файзрахманова Г. К. Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 47-51.

В настоящее время понятие «толерантность» стало одним из центральных в осмыслении процесса повсеместного нарастания агрессивности на всех уровнях бытия человека. Толерантная позиция личности как жизненная стратегия приобретает все большую актуальность и востребованность как единственно возможный путь для установления гармоничных взаимоотношений между людьми. В целом, толерантность – это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое понятие, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста.

Так, толерантность может иметь значение как терпимости, так и равнодушия, в зависимости от условий ее проявления и, кроме того, важно учитывать, по отношению к каким явлениям выступает данное качество личности.

Одной из ведущих проблем современной психолого-педагогической науки является проблема развития толерантного сознания, так как общество, которое стремится к позитивному развитию на основе гуманистических ценностей и принципов, должно быть ориентировано на создание установок толерантного сознания и профилактику нетерпимости.

В настоящей работе основное внимание было сосредоточено на изучении толерантного сознания учащихся многонационального региона, которое в логике авторской концепции определяется как сформированная система поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии и включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы человеческой жизнедеятельности.

В процессе изучения проблематики развития толерантного сознания в контексте гуманистического развития личности было отмечено совпадение основных констант гуманистического мировоззрения и компонентов толерантного сознания, включающих в себя позитивное отношение к другим людям; способность к эмпатии и стремление к объективизации восприятия особенностей и проявлений людей, принадлежащих к другим нациям и культурам; постоянное развитие и обогащение культурного опыта; признание безусловной ценности каждой человеческой жизни.

В связи с этим необходимо отметить важную роль культуры и особенно культурно-образовательной среды в процессе становления и развития толерантного сознания, так как именно культура как «вторая природа» (К. Леви-Стросс) является тем пространством, в котором и происходит слияние, взаимодействие гуманизма и толерантного сознания как условия и, одновременно, порождения культурной среды.

Проблема развития толерантного сознания учащихся многонационального региона становится особенно актуальной на современном этапе, который отмечен обострением нетерпимости, проявлениями расового, этни­ческого и религиозного терроризма, растущим неравенством. Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм обуче­ния и воспитания, обновления и обогащения содержа­ния учебных программ как общеобразовательной школы, так и структур дополнительного образования за счет внесения поликультурной составляющей.

Многие крупнейшие современные исследователи подчеркивают, что влияние культурного поля на формирование толерантного сознания человека становится все более значительным (П. Курц, Э. Фромм и др.). При этом наиболее влиятельные позиции принадлежат области искусства, которое, развиваясь на основе новых технологий и открытий ХХ в., образует различные среды (музыкальную, экранную, архитектурно-пространственную и др.), обладающие значительной силой воздействия на человека, нередко вне зависимости от его личного желания.

Обращение в учебно-воспитательном процессе к педагогическому потенциалу занятий искусством особенно значимо и потому, что именно область искусства может предоставить образованию возможности изучения, погружения, постижения культуры других народов, их сравнения и нахождения в них общего и особенного; дать целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни.

В логике авторской концепции развития толерантного сознания учащихся в учреждениях образования и культуры многонационального региона особенно важным фактором представляется связь современной культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания, таких, как обогащение культурного опыта, доверие и открытость в получении новой информации, общая направленность на доверительное паритетное общение и конструктивный межкультурный диалог, развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде.

Очевидно, что перечисленные компоненты способствуют активному взаимодействию толерантного сознания с культурно-образовательной средой, причем данный процесс определяется исследователями как двояко направленный – культурная среда не только воздействует на личность человека, но и сама испытывает воздействие с его стороны (Дж. Гибсон).

Таким образом, можно утверждать, что современная культурно-образовательная среда может оказывать формирующее воздействие на толерантное сознание растущего человека.

На основе определения культурно-образовательной среды как важнейшего фактора развития толерантного сознания, в проведенном многолетнем исследовании были рассмотрены различные направления педагогического формирования такой среды, которые реализуются при определенных педагогических условиях.

Системный теоретический анализ подходов к созданию культурно-образовательной среды показывает, что исследователями раскрываются многие аспекты этого процесса: философские и психолого-педагогические предпосылки создания такой среды (А.И. Буров, Н.И. Киященко); предметное содержание культурно-образовательной среды (Е.В. Квятковский); полихудожественный подход к организации культурной среды (Б.П. Юсов); средообразующая роль того или иного вида искусства в пространстве учреждения образования и культуры (Е.А. Бодина, И.М. Любинский); медиаобразование как фактор формирования культурной среды (Ю.Н. Усов); формирование мировоззренческих установок личности в условиях культурно-образовательной среды учебного учреждения (Р.М. Рогова). Одним из наиболее последовательных направлен ий в организации культурно-образовательной среды является комплексный целостный подход к процессу обучения (Л.В. Занков).

В настоящее время, когда социальная роль личности как носителя национальной культуры постоянно возрастает, все большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно включать в себя как обязательный компонент уважение к историческому и культурному наследию не только своего, но и других народов.

Федеральный закон «Об образовании», помимо фиксации внимания на личности ребенка как высшей ценности, ввел разделение базисного учебного плана на федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты. Такое разделение предполагало включение в образовательный процесс тех или иных региональных реалий, способствующих большей социализации ребенка. Содержание художественного образования, разработанное для всех субъектов Российской Федерации, не отражает в полной мере национальных особенностей, быта, природных условий каждого конкретного региона. Предполагается, что региональный компонент образования должен восполнить данный недостаток. Однако каждый регион подходят к решению данных вопросов по-своему.

В республике Дагестан, которая по размерам территории и численности населения является самой крупной республикой на Северном Кавказе, проблемам образования придается первостепенное значение. В Послании Президента Республики Дагестан М.Г. Алиева Народному Собранию подчеркивается, что одной из актуальных задач в образовательной политике государства является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонентов: преподавание истории народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытных культур, языков. Национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию.

Прошлое Дагестана – это история многочисленных народностей и этнических групп (аварцы, даргинцы, кубачинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасараны, таты, цахуры, чеченцы и др.), уходящая в глубь веков. Известно, например, что исторически дагестанские народы были связаны с древнейшими цивилизациями Передней Азии, и их история находит отражение в живом народном искусстве – в своеобразном орнаменте, в ритмическом и гармоническом строе народной музыки, в рисунке народного танца. В процессе погружения в пространство истории и культуры народов Дагестана делается зримой связь локальной истории с историей мировой культуры, у подрастающего поколения появляется реальная возможность постижения смысла понятия «историческое пространство», формируется общедагестанское сознание.

Более того, осознавая себя частью целого, впитывая древние законы гостеприимства, уважения к старшим, традиции сохранения окружающей природы, любовь к родному краю, молодое поколение сможет создать такую культурную среду, которая будет способствовать дальнейшему развитию этого позитивного процесса. Основы этого направления были заложены в Законе «О языках Республики Дагестан» еще в 1993 г . По результатам научно-исследовательской темы «Методологические проблемы высшего образования в условиях интеграции», руководителем которой является О.А. Омаров, в числе прочих направлений были изучены и апробированы методологические аспекты функционирования регионального университетского комплекса в многонациональном культурном пространстве.

В 2008 г . Президентом Республики Дагестан по результатам проводившегося конкурса были вручены гранты за ряд проектов, среди которых можно видеть и такие, которые отражают тенденцию все большего внимания к национально-региональному компоненту образования и тем перспективам, которые открываются в процессе обращения к его возможностям.

Уже сами названия проектов, удостоенных гранта Президента Республики Дагестан, говорят об определенной направленности развития образования в республике: проект «Центр «Сад-Школа-Вуз» по формированию добрых человеческих отношений»; проект «Воспитание экологической культуры личности до школьника в условиях ДОУ»; проект «Приобщение дошкольников к духовному наследию народа»; проект «Учить по-новому»; проект «Морально-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в Дагестане»; проект «Формирование русской речи младших школьников-дагестанцев в условиях смешанного национального состава» и др. Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что одним из важнейших условий становления толерантного сознания в пространстве современной культурно-образовательной среды является развитие национального самосознания в его непременном балансе с искренним интересом и вниманием к культуре других народов. Этот процесс может быть активизирован при помощи более полного использования широких возможностей регионального компонента.

Еще одним важным направлением создания культурно-образовательной среды, в которой раскрываются большие возможности для развития толерантного сознания учащихся, является обеспечение педагогического сопровождения этого процесса.

В авторской интерпретации это понятие определяется как высокопрофессиональная, гуманная педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование и всестороннюю поддержку личности ученика.

К общим признакам педагогического сопровождения относится:

1. непрерывность (педагогическое внимание, направленное на учащихся должно носить постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и учеников может дать позитивный результат);

2. целостность (деятельность педагога должна распространяться на все сферы жизни учащихся, выявлять, собирать воедино и укреплять их лучшие человеческие качества, служить для них действенным и зримым примером);

3. гуманистическая направленность (внимание педагога к жизни и деятельности учеников должно носить личностно-ориентированный характер, а его деятельность на всех этапах должна реализовывать индивидуальный подход).

В условиях деятельности образовательных и культурных учреждений были выделены также две основные сферы, определяющие специфические признаки педагогического сопровождения:

• сфера возрастных особенностей учащихся;

• сфера творческой реализации мировоззренческих установок.

Организацию педагогического сопровождения мы рассматриваем как совокупность ряда факторов:

внешние факторы (финансовые, личностные, материальные и социальные составляющие);

внутренние факторы (личностно ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, гуманистическая направленность образования, эвристичность образовательной среды);

факторы, которые носят признаки как внешних, так и внутренних (наличие культуроформирующей среды; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного или культурного учреждения и в жизнь ребенка; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).

Содержание педагогического сопровождения складывается в соответствии с двумя группами целей, которые можно определить как непосредственные и опосредованные.

Первые ориентированы на создание условий для формирования культурного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность учащихся, их способности к позитивной социализации.

Вторые предполагают формирование, поддержание, стимулирование культуры личности в целом и такой важной ее составляющей как толерантное сознание, то есть, ориентированы на длительную целенаправленную педагогическую работу. В зависимости от возрастной группы, а также от той или иной сферы творческой реализации мировоззренческих установок каждый из видов педагогического сопровождения отличается своими собственными признаками, неповторимым сочетанием потенциальных возможностей.

В условиях многонациональных регионов наиболее востребованными становятся те виды педагогического сопровождения, которые в наибольшей степени способствуют становлению и развитию основных составляющих толерантного сознания – изначально позитивного отношения к другим людям; способности к эмпатии; открытости к получению новой информации, развитию и обогащению культурного опыта; признания безусловной ценности каждой человеческой жизни.

Педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Нами были выделены следующие виды педагогического сопровождения, которые могут способствовать формированию толерантного сознания учащихся: • дошкольно-развивающий – включает в себя передовые методики и педагогические технологии, способствующие гармоничному всестороннему развитию ребенка, «разминке» всех его чувств и становлению способности к открытому, доброжелательному общению; • школьно-образовательный – группируется вокруг образовательных методик с опорой на взаимодействие и взаимопроникновение различных учебных дисциплин, ведущую роль непреходящих гуманистических ценностей, нашедших свое отражение в достижениях науки; • студийно-творческий – предоставляет возможность творческого развития, взаимодействия в полинациональном коллективе в процессе создания художественно-творческого продукта; • профессионально-вузовский – активизирует и конкретизирует процесс социализации личности в условиях многонационального региона, включая все направления образовательной и культурно-творческой работы студента.

Важнейшим качеством учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение, является его способность к созданию культурно-образовательной среды, в которой эффективно будет развиваться толерантное сознание учащегося. Причем данная среда не может быть ограничена только школьным пространством, а должна распространяться и на область дополнительного образования, досуга и семейного воспитания. Областью, требующей повышенного внимания педагогов, является работа с особой категорией детей, к которой относятся как одаренные дети, так и дети, принадлежащие к группе риска.

В этой связи необходимо расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся, таких, как: тренинги личностного роста, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методы развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.

Такое важнейшее направление воспитательной работы как создание и поддержка детских и молодежных объединений также требует адекватного и ответственного педагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации учащихся в деятельности детских и молодежных объединений (Е.А. Леванова, В.С. Мухина, А.А. Хвостов). К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований. Обобщая имеющиеся подходы (Н.И.Болдырев, Д.М.Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в следующем виде:

• целенаправленность и конкретность образовательных задач;

• разумная детализированность и краткость плана, его компактность;

• разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

• преемственность, систематичность и последовательность;

• сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

• единство педагогического руководства и активности воспитанников;

• реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

• связь внутриклассной работы с работой вне школы;

• согласованность плана с другими планами школы и детских общественных организаций; гибкость и вариативность планирования.

Основные объекты педагогического анализа. К основным объектам педагогического анализа, концентрирующим в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения – и воспитания детей, относятся организованные формы обучения и прежде всего урок, – внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Педагогический анализ как функция управления школой предполагает такую последовательность действий:

• рассмотрение урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

• выявление совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

• определение целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

• анализ результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, в целом работы в течение учебного года;

• установление основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

• формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическое сопровождение на адекватном современности уровне, должна также включать блок сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки обучающихся. Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля, создавать соответствующую культурную среду.


Литература:

  1. Современный словарь иностранных слов. – М: Рус.яз., 1993.- С. 587.

  2. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско мировоззренческаяпроблема // Философская и социологическая мысль. – 1990. – №4. – С. 48-60.

  3. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч 1. – М., 1997. – С. 7-9.

  4. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 12-16.

  5. Днепрова Т.П. Национальная толерантность в биполярном отечественном образовании // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской Академии образования. – 2009. – № 2. – 128 с.

  6. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2009, – №5. – 176 с.

  7. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. – Уфа: БГУ, 2000.- 136 с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle