Библиографическое описание:

Файзрахманова Г. К. Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 47-51.

В настоящее время понятие «толерантность» стало одним из центральных в осмыслении процесса повсеместного нарастания агрессивности на всех уровнях бытия человека. Толерантная позиция личности как жизненная стратегия приобретает все большую актуальность и востребованность как единственно возможный путь для установления гармоничных взаимоотношений между людьми. В целом, толерантность – это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое понятие, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста.

Так, толерантность может иметь значение как терпимости, так и равнодушия, в зависимости от условий ее проявления и, кроме того, важно учитывать, по отношению к каким явлениям выступает данное качество личности.

Одной из ведущих проблем современной психолого-педагогической науки является проблема развития толерантного сознания, так как общество, которое стремится к позитивному развитию на основе гуманистических ценностей и принципов, должно быть ориентировано на создание установок толерантного сознания и профилактику нетерпимости.

В настоящей работе основное внимание было сосредоточено на изучении толерантного сознания учащихся многонационального региона, которое в логике авторской концепции определяется как сформированная система поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии и включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы человеческой жизнедеятельности.

В процессе изучения проблематики развития толерантного сознания в контексте гуманистического развития личности было отмечено совпадение основных констант гуманистического мировоззрения и компонентов толерантного сознания, включающих в себя позитивное отношение к другим людям; способность к эмпатии и стремление к объективизации восприятия особенностей и проявлений людей, принадлежащих к другим нациям и культурам; постоянное развитие и обогащение культурного опыта; признание безусловной ценности каждой человеческой жизни.

В связи с этим необходимо отметить важную роль культуры и особенно культурно-образовательной среды в процессе становления и развития толерантного сознания, так как именно культура как «вторая природа» (К. Леви-Стросс) является тем пространством, в котором и происходит слияние, взаимодействие гуманизма и толерантного сознания как условия и, одновременно, порождения культурной среды.

Проблема развития толерантного сознания учащихся многонационального региона становится особенно актуальной на современном этапе, который отмечен обострением нетерпимости, проявлениями расового, этни­ческого и религиозного терроризма, растущим неравенством. Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм обуче­ния и воспитания, обновления и обогащения содержа­ния учебных программ как общеобразовательной школы, так и структур дополнительного образования за счет внесения поликультурной составляющей.

Многие крупнейшие современные исследователи подчеркивают, что влияние культурного поля на формирование толерантного сознания человека становится все более значительным (П. Курц, Э. Фромм и др.). При этом наиболее влиятельные позиции принадлежат области искусства, которое, развиваясь на основе новых технологий и открытий ХХ в., образует различные среды (музыкальную, экранную, архитектурно-пространственную и др.), обладающие значительной силой воздействия на человека, нередко вне зависимости от его личного желания.

Обращение в учебно-воспитательном процессе к педагогическому потенциалу занятий искусством особенно значимо и потому, что именно область искусства может предоставить образованию возможности изучения, погружения, постижения культуры других народов, их сравнения и нахождения в них общего и особенного; дать целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни.

В логике авторской концепции развития толерантного сознания учащихся в учреждениях образования и культуры многонационального региона особенно важным фактором представляется связь современной культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания, таких, как обогащение культурного опыта, доверие и открытость в получении новой информации, общая направленность на доверительное паритетное общение и конструктивный межкультурный диалог, развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде.

Очевидно, что перечисленные компоненты способствуют активному взаимодействию толерантного сознания с культурно-образовательной средой, причем данный процесс определяется исследователями как двояко направленный – культурная среда не только воздействует на личность человека, но и сама испытывает воздействие с его стороны (Дж. Гибсон).

Таким образом, можно утверждать, что современная культурно-образовательная среда может оказывать формирующее воздействие на толерантное сознание растущего человека.

На основе определения культурно-образовательной среды как важнейшего фактора развития толерантного сознания, в проведенном многолетнем исследовании были рассмотрены различные направления педагогического формирования такой среды, которые реализуются при определенных педагогических условиях.

Системный теоретический анализ подходов к созданию культурно-образовательной среды показывает, что исследователями раскрываются многие аспекты этого процесса: философские и психолого-педагогические предпосылки создания такой среды (А.И. Буров, Н.И. Киященко); предметное содержание культурно-образовательной среды (Е.В. Квятковский); полихудожественный подход к организации культурной среды (Б.П. Юсов); средообразующая роль того или иного вида искусства в пространстве учреждения образования и культуры (Е.А. Бодина, И.М. Любинский); медиаобразование как фактор формирования культурной среды (Ю.Н. Усов); формирование мировоззренческих установок личности в условиях культурно-образовательной среды учебного учреждения (Р.М. Рогова). Одним из наиболее последовательных направлен ий в организации культурно-образовательной среды является комплексный целостный подход к процессу обучения (Л.В. Занков).

В настоящее время, когда социальная роль личности как носителя национальной культуры постоянно возрастает, все большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно включать в себя как обязательный компонент уважение к историческому и культурному наследию не только своего, но и других народов.

Федеральный закон «Об образовании», помимо фиксации внимания на личности ребенка как высшей ценности, ввел разделение базисного учебного плана на федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты. Такое разделение предполагало включение в образовательный процесс тех или иных региональных реалий, способствующих большей социализации ребенка. Содержание художественного образования, разработанное для всех субъектов Российской Федерации, не отражает в полной мере национальных особенностей, быта, природных условий каждого конкретного региона. Предполагается, что региональный компонент образования должен восполнить данный недостаток. Однако каждый регион подходят к решению данных вопросов по-своему.

В республике Дагестан, которая по размерам территории и численности населения является самой крупной республикой на Северном Кавказе, проблемам образования придается первостепенное значение. В Послании Президента Республики Дагестан М.Г. Алиева Народному Собранию подчеркивается, что одной из актуальных задач в образовательной политике государства является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонентов: преподавание истории народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытных культур, языков. Национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию.

Прошлое Дагестана – это история многочисленных народностей и этнических групп (аварцы, даргинцы, кубачинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасараны, таты, цахуры, чеченцы и др.), уходящая в глубь веков. Известно, например, что исторически дагестанские народы были связаны с древнейшими цивилизациями Передней Азии, и их история находит отражение в живом народном искусстве – в своеобразном орнаменте, в ритмическом и гармоническом строе народной музыки, в рисунке народного танца. В процессе погружения в пространство истории и культуры народов Дагестана делается зримой связь локальной истории с историей мировой культуры, у подрастающего поколения появляется реальная возможность постижения смысла понятия «историческое пространство», формируется общедагестанское сознание.

Более того, осознавая себя частью целого, впитывая древние законы гостеприимства, уважения к старшим, традиции сохранения окружающей природы, любовь к родному краю, молодое поколение сможет создать такую культурную среду, которая будет способствовать дальнейшему развитию этого позитивного процесса. Основы этого направления были заложены в Законе «О языках Республики Дагестан» еще в 1993 г . По результатам научно-исследовательской темы «Методологические проблемы высшего образования в условиях интеграции», руководителем которой является О.А. Омаров, в числе прочих направлений были изучены и апробированы методологические аспекты функционирования регионального университетского комплекса в многонациональном культурном пространстве.

В 2008 г . Президентом Республики Дагестан по результатам проводившегося конкурса были вручены гранты за ряд проектов, среди которых можно видеть и такие, которые отражают тенденцию все большего внимания к национально-региональному компоненту образования и тем перспективам, которые открываются в процессе обращения к его возможностям.

Уже сами названия проектов, удостоенных гранта Президента Республики Дагестан, говорят об определенной направленности развития образования в республике: проект «Центр «Сад-Школа-Вуз» по формированию добрых человеческих отношений»; проект «Воспитание экологической культуры личности до школьника в условиях ДОУ»; проект «Приобщение дошкольников к духовному наследию народа»; проект «Учить по-новому»; проект «Морально-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в Дагестане»; проект «Формирование русской речи младших школьников-дагестанцев в условиях смешанного национального состава» и др. Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что одним из важнейших условий становления толерантного сознания в пространстве современной культурно-образовательной среды является развитие национального самосознания в его непременном балансе с искренним интересом и вниманием к культуре других народов. Этот процесс может быть активизирован при помощи более полного использования широких возможностей регионального компонента.

Еще одним важным направлением создания культурно-образовательной среды, в которой раскрываются большие возможности для развития толерантного сознания учащихся, является обеспечение педагогического сопровождения этого процесса.

В авторской интерпретации это понятие определяется как высокопрофессиональная, гуманная педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование и всестороннюю поддержку личности ученика.

К общим признакам педагогического сопровождения относится:

1. непрерывность (педагогическое внимание, направленное на учащихся должно носить постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и учеников может дать позитивный результат);

2. целостность (деятельность педагога должна распространяться на все сферы жизни учащихся, выявлять, собирать воедино и укреплять их лучшие человеческие качества, служить для них действенным и зримым примером);

3. гуманистическая направленность (внимание педагога к жизни и деятельности учеников должно носить личностно-ориентированный характер, а его деятельность на всех этапах должна реализовывать индивидуальный подход).

В условиях деятельности образовательных и культурных учреждений были выделены также две основные сферы, определяющие специфические признаки педагогического сопровождения:

• сфера возрастных особенностей учащихся;

• сфера творческой реализации мировоззренческих установок.

Организацию педагогического сопровождения мы рассматриваем как совокупность ряда факторов:

внешние факторы (финансовые, личностные, материальные и социальные составляющие);

внутренние факторы (личностно ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, гуманистическая направленность образования, эвристичность образовательной среды);

факторы, которые носят признаки как внешних, так и внутренних (наличие культуроформирующей среды; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного или культурного учреждения и в жизнь ребенка; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).

Содержание педагогического сопровождения складывается в соответствии с двумя группами целей, которые можно определить как непосредственные и опосредованные.

Первые ориентированы на создание условий для формирования культурного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность учащихся, их способности к позитивной социализации.

Вторые предполагают формирование, поддержание, стимулирование культуры личности в целом и такой важной ее составляющей как толерантное сознание, то есть, ориентированы на длительную целенаправленную педагогическую работу. В зависимости от возрастной группы, а также от той или иной сферы творческой реализации мировоззренческих установок каждый из видов педагогического сопровождения отличается своими собственными признаками, неповторимым сочетанием потенциальных возможностей.

В условиях многонациональных регионов наиболее востребованными становятся те виды педагогического сопровождения, которые в наибольшей степени способствуют становлению и развитию основных составляющих толерантного сознания – изначально позитивного отношения к другим людям; способности к эмпатии; открытости к получению новой информации, развитию и обогащению культурного опыта; признания безусловной ценности каждой человеческой жизни.

Педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Нами были выделены следующие виды педагогического сопровождения, которые могут способствовать формированию толерантного сознания учащихся: • дошкольно-развивающий – включает в себя передовые методики и педагогические технологии, способствующие гармоничному всестороннему развитию ребенка, «разминке» всех его чувств и становлению способности к открытому, доброжелательному общению; • школьно-образовательный – группируется вокруг образовательных методик с опорой на взаимодействие и взаимопроникновение различных учебных дисциплин, ведущую роль непреходящих гуманистических ценностей, нашедших свое отражение в достижениях науки; • студийно-творческий – предоставляет возможность творческого развития, взаимодействия в полинациональном коллективе в процессе создания художественно-творческого продукта; • профессионально-вузовский – активизирует и конкретизирует процесс социализации личности в условиях многонационального региона, включая все направления образовательной и культурно-творческой работы студента.

Важнейшим качеством учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение, является его способность к созданию культурно-образовательной среды, в которой эффективно будет развиваться толерантное сознание учащегося. Причем данная среда не может быть ограничена только школьным пространством, а должна распространяться и на область дополнительного образования, досуга и семейного воспитания. Областью, требующей повышенного внимания педагогов, является работа с особой категорией детей, к которой относятся как одаренные дети, так и дети, принадлежащие к группе риска.

В этой связи необходимо расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся, таких, как: тренинги личностного роста, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методы развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.

Такое важнейшее направление воспитательной работы как создание и поддержка детских и молодежных объединений также требует адекватного и ответственного педагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации учащихся в деятельности детских и молодежных объединений (Е.А. Леванова, В.С. Мухина, А.А. Хвостов). К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований. Обобщая имеющиеся подходы (Н.И.Болдырев, Д.М.Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в следующем виде:

• целенаправленность и конкретность образовательных задач;

• разумная детализированность и краткость плана, его компактность;

• разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

• преемственность, систематичность и последовательность;

• сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

• единство педагогического руководства и активности воспитанников;

• реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

• связь внутриклассной работы с работой вне школы;

• согласованность плана с другими планами школы и детских общественных организаций; гибкость и вариативность планирования.

Основные объекты педагогического анализа. К основным объектам педагогического анализа, концентрирующим в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения – и воспитания детей, относятся организованные формы обучения и прежде всего урок, – внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Педагогический анализ как функция управления школой предполагает такую последовательность действий:

• рассмотрение урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

• выявление совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

• определение целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

• анализ результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, в целом работы в течение учебного года;

• установление основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

• формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическое сопровождение на адекватном современности уровне, должна также включать блок сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки обучающихся. Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля, создавать соответствующую культурную среду.


Литература:

  1. Современный словарь иностранных слов. – М: Рус.яз., 1993.- С. 587.

  2. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско мировоззренческаяпроблема // Философская и социологическая мысль. – 1990. – №4. – С. 48-60.

  3. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч 1. – М., 1997. – С. 7-9.

  4. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 12-16.

  5. Днепрова Т.П. Национальная толерантность в биполярном отечественном образовании // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской Академии образования. – 2009. – № 2. – 128 с.

  6. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2009, – №5. – 176 с.

  7. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. – Уфа: БГУ, 2000.- 136 с.



Основные термины (генерируются автоматически): толерантного сознания, развития толерантного сознания, культурно-образовательной среды, толерантного сознания учащихся, педагогического сопровождения, компонентов толерантного сознания, сознания личности, Педагогические условия, сознания учащихся многонационального, толерантного сознания личности, Педагогические условия создания, креативного сознания личности, установок толерантного сознания, развития креативного сознания, толерантного сознания человека, изучении толерантного сознания, виды педагогического сопровождения, взаимодействию толерантного сознания, многонационального региона, создания культурно-образовательной среды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle