Сценарий круглого стола для педагогов по теме «Психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Сценарий круглого стола для педагогов по теме «Психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования» / О. В. Барсукова, Е. Н. Гавриш, Е. В. Пикина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 146-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12091/ (дата обращения: 25.04.2024).



Актуальность. Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Основная цель мероприятия — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

‒ повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

‒ формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

‒ проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;

‒ обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

‒ оказание психотерапевтической помощи участникам.

Необходимое оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация «Навстречу друг другу»; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; игрушечные ключи, шкатулка.

План мероприятия:

Часть I. Вводная часть

1) Вступительное слово.

2) Нормативно-правовая база.

3) Цели и задачи семинара.

4) Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ

Часть II. Психологическая часть.

1) Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.

2) Притча «Горчичное зерно», стихотворение Сони.

3) Практические упражнения: упражнение «Котенок», упражнение «Мать инвалида», упражнение «Кенгуру»

4) Презентация «Детям о важном»

5) Вопрос-ответ

6) Часть VI. Рефлексия

1) «История о бегунах»

2) Упражнение «Ключи»

Часть I. Вводная часть

1) Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Практика инклюзивного образования прочно вошла в нашу жизнь. Все больше детей с разными проблемами в развитии приходят в наши дошкольные учреждения. Перед нами уже не стоит вопрос «кто с ними должен работать», перед нами стоит вопрос «как это делать».

Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказывается за рамками компетентности.

2) Нормативно-правовая база.

Давайте вместе с вами вспомним нормативные документы, которыми мы должны руководствоваться в нашей работе.

(Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.)

1) Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).

2) Профстандарт педагога: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель. Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3) Конвенция ООН о правах ребенка: каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.

4) Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?». Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п.16 ст.2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

3). Цели изадачи семинара.

Основная цель нашей встречи — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров, возможность задать интересующие вопросы.

Задачи:

‒ формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

‒ проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;

‒ обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие поможет педагогом, работающим со сложными детьми, найти ответы на их непростые вопросы, например: как организовать режимные моменты в массовой группе с ребенком с ОВЗ, как найти контакт с таким ребенком и помочь ему в социализации, как выстраивать общение с семьей ребенка с ОВЗ.

4). Проблема готовности педагогического коллектива кработе сдетьми сОВЗ

На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической иметодической) к работе с детьми с ОВЗ.

Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов.

Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Профессиональна готовность: Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.

Психологическая: Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.

Методическая готовность: Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.

Часть II. Психологическая часть.

1). Психологические особенности семьи ребенка сОВЗ

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Давайте вспомним основные стадии переживания тяжелой ситуации в семье:

  1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
  2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
  3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
  4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
  5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
  6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

2). Притча «Горчичное зерно»

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя.

Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Стихотворение Сони:

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают. Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

3). Практические упражнения:

  1. Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету.

Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

  1. Упражнение «Мать инвалида».

Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.

Таблица: упражнение «Мать инвалида»

Часть тела

(завязываются лентами)

Символическое значение

Глаза

Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши

Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский садпервая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

  1. Упражнение «Кенгуру»

Игра развивает чувство сопереживания другим, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции в поседении. Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

4). «Детям оважном».

Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:

‒ Как дети в группе общаются с особыми детьми?

‒ Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

‒ Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой?)

Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить…

Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

Показ мультфильма «Про Диму».

5). Вопрос-ответ

Часть IV. Рефлексия

1). «История о бегунах»

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиэтле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

2). Упражнение «Ключи». Вэтом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.

Инструкция: В нашей встрече мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям.

Все это будет символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запирать». После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.

Заключение

Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с ОВЗ выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации. Педагоги прослушали лекцию о психологических особенностях семьи ребенка с ОВЗ, приняли участие в тренинговых упражнениях и психологических играх. На семинаре обсуждались пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации. Участники смогли обменяться опытом и поделиться мнениями о проблеме. В ходе встречи подтвердилась актуальной темы и важность данной формы работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, особенность развития, психологическая особенность семьи ребенка, семья ребенка, упражнение, дошкольная образовательная организация, инклюзивное образование, педагогический коллектив, психологическая готовность.

Похожие статьи

2). Психологические особенности семьи ребенка сОВЗ

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы организации инклюзивного образования...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей. Самым важным в жизни каждого ребенка является его семья.

Важной составляющей взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ является учет всех ее психологических особенностей.

Организация подготовки педагогов дошкольной...

ребенок, инклюзивная группа, инклюзивное образование, образовательный процесс, педагогический коллектив, образовательная программа детей, образовательная программа, коррекционная работа...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Похожие статьи

2). Психологические особенности семьи ребенка сОВЗ

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы организации инклюзивного образования...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей. Самым важным в жизни каждого ребенка является его семья.

Важной составляющей взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ является учет всех ее психологических особенностей.

Организация подготовки педагогов дошкольной...

ребенок, инклюзивная группа, инклюзивное образование, образовательный процесс, педагогический коллектив, образовательная программа детей, образовательная программа, коррекционная работа...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...