Значение духа в развитии полноценной личности
Автор: Андреев Андрей Владимирович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 24.03.2017
Статья просмотрена: 864 раза
Библиографическое описание:
Андреев, А. В. Значение духа в развитии полноценной личности / А. В. Андреев. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12090/ (дата обращения: 19.04.2024).
В статье проводится анализ понятия человеческого духа, а также рассматривается его содержание как психической составляющей личности, внутренней моральной силы и религиозного свойства души. Определяются общенаучные особенности составляющей духа человека и связь категории «духовного» с категорией «душевного». В заключении делаются выводы о значении духа и духовной составляющей человека для его полноценной жизни, обучения и развития.
Ключевые слова: дух, душа, развитие, обучение
Среди всех неразрешенных вопросов о глубинном содержании внутреннего мира человека, особое место отведено смысловому определению такой сложной категории, как духовность. Духовность возникла на заре исторического становления человеческого общества и по-прежнему присутствует в нем в качестве императива его устойчивого развития и гаранта сохранения человечества в целом. Весь путь исторического развития духовности сводится к преобразованию ее состояния в собственный предмет и поднимается с низшей ступени своего развития на новую, более высокую ступень [14, с. 17]. На современном этапе существования духовности научно-технический прогресс значительно опередил нравственное развитие общества, что спровоцировало его упадок, а также процветание жестокости, насилия и межличностной обособленности [20, с. 3–4]. Наблюдая за современной деструктивной динамикой духовно-нравственного состояния русского общества и общим упадком уровня жизни людей, можно согласиться с точкой зрения М. П. Барболина, считающего, что духовно-нравственная составляющая человеческой личности является самым главными среди всех качеств, определяющих поведение человека [2, с. 171–172]. Стоит отметить, что духовность человека изучается многими науками. Например, в отечественной психологии и педагогике она понимается, как движущая сила развития человеческого в человеке, или как субъективность, внутренний мир человека, или как способ существования человека. С точки зрения православной педагогики и многих современных светских педагогических концепций, духовность — это «человеческое в человеке», «человеческое качество», составляющее неизменную сущность человека. Многое для ее понимания в этом аспекте дают православное богословие и философия экзистенциализма, где духовность определяется как врожденное человеческое свойство [25, с. 114]. Ключевой, смысловой основой духовности является категория духа. Дух, в переводе с латинского и греческого языков означает «дуновение», «дыхание», душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело [6, с. 184]. Е. А. Гринева указывает, что термин «дух» трактуется в таких значениях, как: психическая составляющая личности, внутренняя моральная сила и высоконравственное, религиозное свойство души [7, с. 249].
В контексте сознания, психической составляющей человека и его поведения, Г.В. Ф. Гегель выделяет в категории духа три составляющих: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. При этом автор выделяет три главных формы субъективного духа: душу, сознание и дух как таковой [13, с. 11]. К. Г. Юнг пишет, что дух можно охарактеризовать через спонтанное движение и деятельность, стихийную способность продуцировать образы автономно от чувственного восприятия, а также производить независимые манипуляции этими образами [28, с. 14]. М. С. Каган определяет понятие духа в качестве целостной активности психики человека по сравнению с психикой представителей животного мира. Тем самым автор указывает на социокультурную детерминированность и содержательность человеческой психики [12, с. 95]. А. Ф. Лосев определяет дух, как совокупность функций сознания, которые возникают как отражение действительности. При этом, данная совокупность находится в единой индивидуальности, как инструмент осознанной ориентации в действительности с целью ее преобразования [28, с. 14]. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют дух, как связь отдельного индивида с человеческим родом в его культурном и историческом бытии [24, с. 319]. А. В. Шелковая, обобщив понятие категории духа в русской, советской и зарубежной философии, заключила, что под духом следует понимать определенный уровень развития сознания, являющийся одной из детерминант перехода от категории индивида к категории личности [31, с. 11].
Если рассматривать дух человека, как его внутреннюю моральную силу, то целесообразно указать точку зрения Р. Л. Лившица. Автор определяет дух, как отражение и выражение самого способа бытия человека в мире. Дух есть исключительно человеческий атрибут, позволяющий человеку созидать себя самого и окружающую действительность [15, с. 73–79]. Г. Г. Шпет выделяет такие значения духа, как: мировой дух, богатство духа, дух времени и народа, душа, вдохновение и дух текущего времени [11, с. 61]. В свою очередь З. М. Хачецуков определяет дух, как абсолютный идеал, образец и концепт истины [29, с. 10]. Б. Г. Мещеряков считает, что дух есть положительная, преобразующая сила, обеспечивающая созидание, самоопределение и духовное развитие человека. Без данной силы невозможно ни полноценное развитие, ни величие личности [18, с. 182].
В рамках религиозной интерпретации понятия «дух» человека, философы и ученые, в основном, апеллируют такими высокоморальными категориями, как: Божественность, религиозность, добро, совершенство и созидание. Лоренцо Скуполи относит к сфере духа религиозность и сознательно-волевую сферу человека [23, с. 41–42]. Святитель Феофан Затворник определяет категорию духа, как: «силу, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его» [23, с. 203]. Фома Аквинский характеризует дух, как интеллектуальную силу, посредством которой человек соприкасается с бытием [30, с. 71]. И. А. Ильин указывает, что дух — это то, что объективно значимо в душе личности. Философ видит в духе человека его устремленность через душевные состояния к познанию истины, красоты, творению добра и общению с Богом [16, с. 17]. Н. А. Бердяев указывает, что дух есть божественное начало в человеке, его связь с источником духовности — Творцом [3, с. 571]. С. Л. Франк придерживается схожей точки зрения и пишет, что Бог — это незримая реальность, открывающаяся только глубинам духа [27, с. 74]. Ю. В. Самойлова, проведя подробный анализ трудов выдающихся мыслителей русского зарубежья, определяет дух в качестве сложного образования ума, сердца и Божественного элемента в человеке, который является творческим началом, поднимающим человека к тому, что имеет истинную ценность [22, с. 66]. В. П. Андронов указывает, что в христианской антропологии, категория духа предстает вершиной иерархии психической жизни человека. В случае нарушения данной иерархии главенствующее место в ней занимают низшие составляющие психической жизни и человеческого бытия [1, с. 43]. А. А. Гостев и Н. В. Борисова указывают, что дух является центром человеческого существа, вершиной души, способностью соприкасаться с Божественной благодатью [5, с. 11]. М. Я. Дворецкая считает, что дух является высшей способностью разумной души, посредством которой человек входит в общение с Богом. Автор отмечает, что сфера духовной жизни неразрывно связана с такими категориями, как: благословение, жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога [8, с. 56]. А. И. Евстигнеев пишет, что дух является высшей частью естества человека, одухотворяющей его душевную часть посредством предания ей духовных качеств и возвышения личности над остальными земными существами [10, с. 32]. С. В. Мозжилин пишет, что в рамках религиозного подхода к познанию сути человеческого духа и духовности, дух обретает большое число значений, связанных с обозначением категории идеального. В первую очередь дух в христианстве — это Божественная созидающая сила. Автор считает, что в этом отношении христианство возлагает ответственность за зло на самого человека, значительно возвышая тем самым степень его свободы, а, следовательно, предоставляя большие возможности для духовно-нравственного совершенства [19, с. 109].
Близким по лингвистическому происхождению и смысловому содержанию к понятию «духа» является понятие человеческой «души». Игумен Филарет указывает, что в психологии душа человека содержит три составные части: ум, чувство (сердце) и волю. С помощью ума человек познает окружающий мир, и все сознательные переживания собственной души. Благодаря чувству (сердцу) человек отзывается на воздействие внешнего мира, а также собственные эмоции и переживания. Наконец, воля, от которой зависит нравственное содержание человека, позволяет ему преобразовывать себя и окружающий мир посредством волевого акта [26, с. 26]. И. А. Бокачев отмечает, что феномен души носит исключительно индивидуальный характер, и каждый человек обладает своей неповторимой душой. Автор считает, что духовная сила и содержание души выражаются в обособленной духовной физиологии человека, а содержание души во многом определяется воспитанием и условиями его социальной жизни [4, с. 50]. Г. П. Меньчиков отводит душе первостепенное место в содержании личности. По его мнению, душу неправомерно отождествлять со всей психикой, с внутренними элементами психики, либо с духовной реальностью человека в целом [17, с. 11].
Следует отметить, что на данный момент в науке остается открытым вопрос о содержательном соотношении таких явлений, как «дух» и «душа». Еще Г. В. Ф. Гегель разграничивал их содержание, указывая, что дух является существующей истиной материи, а душа должна рассматриваться как субстанция телесности [13, с. 11]. Р. Л. Лившиц считает, что дух нельзя рассматривать в качестве части души, так как он есть иное измерение человеческой сути. Понятие души характеризует человека с точки зрения его способности воспринимать и оценивать действительность, а понятие духа — с точки зрения способности противостоять реальности [15, с. 73–79]. Ю. В. Евдокимова и Г. М. Колпакова также считают, что следует различать душевную и духовную жизнь человека. Авторы указывают, что если душевность направлена на «другого», и в ней преобладает потребность «для других», то в понятии духовности преобладает ориентация на самого себя [9, с. 29]. С. П. Штумпф считает, что понятие «дух», выступая универсальной интенцией, является показателем внутренней наполненности человеческого бытия, а понятие «душа» отвечает за область внешних качественных проявлений личности [32, с. 28]. Д. В. Пивоваров отмечает, что в религиозных концепциях духовной сферы жизни личности душа является производным явлением от созидающего ее духа. Автор отводит душе место «загадочного посредника» между духом и плотью [21, с. 66–67].
Резюмируя ранее изложенные точки зрения авторов, можно указать, что в современной науке нет единого определения человеческого духа, так как полное познание такой сложной, объемной и содержательно многогранной категории, в принципе не представляется возможным. Но обобщив содержание некоторых современных научных, философских и религиозных подходов к изучению категории человеческого духа, можно отметить, что он предстает волевой, созидающей силой, возвышающей человека над другими живыми существами со сложной моделью психики. Несмотря на то, что в научных подходах содержание и особенности духа человека интерпретируются по-разному, большая часть из них приписывает духу мощный созидательный потенциал, обеспечивающий разностороннее положительное личностное развитие, обучение, переход от индивида к личности, сверхчувственное восприятие, обретение «человеческого» в человеке, а также самореализацию через добро, совершенство и творчество. Духу отводится главенствующая роль в устройстве полноценной жизни человека, так как именно он является предпосылкой любой формы положительного человеческого развития через веру в Бога и (или) веру в нравственные общественные идеалы, любовь, волю, труд, искание правды и т. д. При этом анализ такого близкого к духу понятия, как душа, также является в современном научном знании нерешенным вопросом. Так одни авторы определяют душу как важный, но производный от духа структурный элемент личности, а другие — разграничивают понятия «духа» и «души», указывая, что те реализуются в различных формах человеческой мыслительной и практической деятельности. Тем не менее, данная неопределенность в соотношении категорий «дух» и «душа» никоим образом не умаляет ту поистине колоссальную значимость, которую играет наличие сферы духовного в полноценном развитии личности и общества в целом.
Литература:
- Андронов В. П. Психология духовности человека // Вестник Мордовского университета. 2007. Том 17. № 2.
- Барболин М. П. Социализация личности: методология, теория, практика. СПб., 2008.
- Бердяев Н. А. Дух и реальность. М., 2011.
- Бокачев И. А. Душа как животворящая сила телесности человека // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2008. № 1.
- Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012.
- Григорьева О. А. От Homo Sapiens к Человеку Совершенному // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–1.
- Гринева Е. А. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
- Дворецкая М. Я. Святоотеческая психология: Учебное пособие. СПб., 2005.
- Евдокимова Ю. В., Колпакова Г. М. Духовное производство: сущность, структура, особенности развития. М., 2006.
- Евстигнеев А. И., Евстигнеев Е. А., Евстигнеев М. А. Антропология. Новосибирск, 2012.
- Егоров Ю. Я., Костин Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность (Философско-методологические аспекты). М.,1996.
- Каган М. С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9.
- Казакова Л. И. Человек в системе духовной жизни общества: монография. М., 1999.
- Канапацкий А. Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа, 2003.
- Лившиц Р. Л. Дух, душа, тело // Новые идеи в философии. 1998. № 7.
- Матвеева А. И. Проблема духа, души и духовности в контексте природы человека: монография. Казань, 2016.
- Меньчиков Г. П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1.
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь — 4-е изд., расширенное. М., 2009.
- Мозжилин С. В. Рефлексия понятий «Дух» и «Бог»: от Платона к Августину // Наука и общество. 2013. № 1 (10).
- Павловская О. А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека. Монография. Минск, 2011.
- Пивоваров Д. В. Духовность, душевность и плотяность человека // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 3.
- Самойлова Ю. В. Духовная личность в педагогическом наследии Российского зарубежья // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета: сборник научных статей. 2009. Выпуск 5.
- Скуполи Л. Брань духовная, или Наука о совершенной победе самого себя. СПб., 2009.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М., 2014.
- Соловцова И. А. Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1.
- Филарет Игумен. Конспект по нравственному Богословию. М., 1990.
- Франк С. Л. С нами Бог. М., 2007.
- Хапчаев И. А. К вопросу о духе, душе и духовности личности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 10.
- Хачецуков З. М. Феномен духовности в развитии российского общества (социально-философский анализ): автореф. дис. … кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2007.
- Цимбаревич О. Л. Дух и духовность: социально-философский дискурс // Вестник Финансового университета. 2010. № 3.
- Шелковая Н. В. Духовность как интенция личностного бытия: автореф. дис. … кандидата философских наук. Харьков, 1990.
- Штумпф С. П. Становление понятия «духовность» в контексте социально-философского знания // Baikal research journal. 2014. № 2.
Похожие статьи
Человеческое существование трактуется здесь как...
дух, категория духа, человеческий дух, душ, внутренняя моральная сила, автор, психическая составляющая личность, субъективный дух, человеческое бытие, внутренний мир человека.
К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»
Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход молодых людей от общества в криминальный мир.
Основу духовной жизни составляет духовный мир человека — его духовные ценности. Во всех сферах духовности общества сознания и нравственных...
Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного...
Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве.
уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации...
Повседневное бытие как внутренняя жизнь личности
Так же видно, что «дух» воздействует на «душу» и сам облекается в своей пограничной части, и выступает как «субъективная жизнь».
Уникальность современной специфики повседневного бытия. Повседневное бытие как внутренняя жизнь личности.
Сущность человека в суфизме | Статья в журнале...
Дух как категория религиозной онтологии | Статья в журнале...
Материальное бытие человека — это, прежде всего, жизнь его тела. Душа и составляет сущность человека.
Духовно-нравственное воспитание школьников в практике...
Здесь «дух» тоже не религиозный термин, а внутренняя моральная сила. Как видим, Лев Толстой ясно определил «душу» и «дух» как положительные нравственные качества личности.
Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...
Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с трансденцией, выходом человека за рамки
Если внутренний мир индивида и его свобода опосредствуются социокультурными
Анализируя психику и силу духа человека Э. Фромм...
Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия
Одним из фундаментальных свойств человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа является героизм. Его забвение губительно для человека, государства и общества в целом.
Мышление как данность Божьего образа в человеке
Человеческий дух есть сила, направляющая свою жизнь к благим целям.
Автор определяет дух, как отражение и выражение самого способа бытия человека в мире. Соотношение Писания, разума и традиции в богословии Ричарда...
Похожие статьи
Человеческое существование трактуется здесь как...
дух, категория духа, человеческий дух, душ, внутренняя моральная сила, автор, психическая составляющая личность, субъективный дух, человеческое бытие, внутренний мир человека.
К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»
Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход молодых людей от общества в криминальный мир.
Основу духовной жизни составляет духовный мир человека — его духовные ценности. Во всех сферах духовности общества сознания и нравственных...
Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного...
Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве.
уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации...
Повседневное бытие как внутренняя жизнь личности
Так же видно, что «дух» воздействует на «душу» и сам облекается в своей пограничной части, и выступает как «субъективная жизнь».
Уникальность современной специфики повседневного бытия. Повседневное бытие как внутренняя жизнь личности.
Сущность человека в суфизме | Статья в журнале...
Дух как категория религиозной онтологии | Статья в журнале...
Материальное бытие человека — это, прежде всего, жизнь его тела. Душа и составляет сущность человека.
Духовно-нравственное воспитание школьников в практике...
Здесь «дух» тоже не религиозный термин, а внутренняя моральная сила. Как видим, Лев Толстой ясно определил «душу» и «дух» как положительные нравственные качества личности.
Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...
Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с трансденцией, выходом человека за рамки
Если внутренний мир индивида и его свобода опосредствуются социокультурными
Анализируя психику и силу духа человека Э. Фромм...
Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия
Одним из фундаментальных свойств человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа является героизм. Его забвение губительно для человека, государства и общества в целом.
Мышление как данность Божьего образа в человеке
Человеческий дух есть сила, направляющая свою жизнь к благим целям.
Автор определяет дух, как отражение и выражение самого способа бытия человека в мире. Соотношение Писания, разума и традиции в богословии Ричарда...